Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. | 3 3 – Нам сегодня предстоит подумать над очень важным проектом. Так как мы с вами живём в веке освоения космического пространства, то не за горами длительные путешествия к другим звёздным системам, вот давайте и подумаем над тем, чем оснастить космический корабль, чтобы путешествие было комфортным. Итак, что необходимо в первую очередь и почему? (Необходимы питательные вещества, вода, воздух.) – Каким образом можно обеспечить космонавтов этими веществами во время длительного путешествия? (Этими веществами их могут обеспечить живые организмы, например, растения можно выращивать во время путешествия, а потом их использовать в пищу.) – Какой в связи с этим у вас возникает вопрос? (Почему нужны живые организмы разных «профессий»?) – Откройте учебники на с. 30, давайте ответим на вопросы. – Какими знаниями мы уже обладаем и каких нам не хватает, чтобы ответить на вопрос урока? (Ответы целесообразно зафиксировать на доске.) – Давайте составим план урока. Составляется план на основе вопросов, написанных на доске. План (примерный) 3 -
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
ΙΙ. Совместное открытие знаний. | 4 7 3 4 3 – Мусорщики, едоки, кормильцы в экосистеме существуют сами по себе и независимо друг от друга? А как? (Нет. Они существуют совместно.) – Чем они связаны? Как нам проверить наше предположение? (Они связаны друг с другом, помогают друг другу. Прочитать в литературе.) – Давайте проведём исследование для определения роли живых организмов. Работать будем в группах. Работа в учебнике. Задание для первой группы: – Что делают кормильцы? Приведите примеры, используя текст и рисунки на с. 31. Как можно назвать их профессию, если они производят органические вещества? На что расходуются произведённые вещества? (Кормильцы – растения, поглощают из почвы воду и соли, а из воздуха – углекислый газ. На свету производят сложные вещества. Эти вещества служат пищей и растениям, и другим организмам, поэтому они выполняют роль производителей. Органические вещества растения используют для роста и постройки своего тела. Ещё они выделяют кислород.) Задание для второй группы: – Что делают едоки? Приведите примеры, используя текст и рисунки на с. 31–32. Как можно назвать их профессию, если они получают вещества, поедая растения или животных? Что происходит с веществами? (Едоки – животные, получают вещества, поедая растения и животных. Поэтому они выполняют роль потребителей. Они возвращают растениям углекислый газ.) Задание для третьей группы: – Что делают мусорщики? Приведите примеры, используя текст и рисунки на с. 32. (Мусорщики – разные живые организмы, питаются только умершими живыми организмами.) – Как производители, потребители и разрушители связаны? Давайте проверим по учебнику на с. 33. (Производители создают для всех питательные вещества и кислород, потребители возвращают растениям углекислый газ, разрушители превращают умершие организмы в вещества, которые используют растения.) – Продолжи: чтобы было, если бы исчезли…? – Можем ли мы ответить на проблемный вопрос? Как? Используйте рисунок на с. 33. (Производители, потребители и разрушители вместе поддерживают жизнь на Земле, т.к. их связывает круговорот веществ.) – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. | 2 1 4 1. Работа в учебнике. – Ответьте на вопросы на с. 33. – Выполни любые два задания из рабочей тетради. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. 2. Написание проверочной работы № 3 Возможные ответы на задания проверочной работы № 3: Вариант 1. 1) Необходимый уровень. Ошибочная фраза: Все вещества находятся в почве и не участвуют в круговороте. Повышенный уровень. Стрелка от берёзы к гусенице, от неё к синице, от всех этих организмов стрелки идут к мёртвым организмам, от мёртвых организмов к микробам, от последних – к питательным веществам почвы, а от них – к берёзе. Если бы исчезли растения, не смогли бы жить все остальные живые организмы. Если бы исчезли микробы, никто не разрушал бы мёртвых растений и животных. Максимальный уровень. Около пшеницы подпись «производители» или «кормильцы»; около кузнечика – «потребители» или «едоки»; около микробов – «разрушители» или «мусорщики». В качестве контроля в расположении стрелок можно посмотреть на рисунок в задании 3 в варианте 2. От производителей отходят стрелки «кислород» к потребителям и микробам (последнее не обязательно должно быть в ответах), стрелки «органические вещества» – к потребителям, а далее к разрушителям. Стрелка «углекислый газ» отходит от потребителей и разрушителей и направлена к производителям (последнее не обязательно должно быть в ответах). Стрелка «минеральные вещества» идёт от микробов к растениям. Вариант 2. 1) Необходимый уровень. Наиболее верное и правильное определение круговорота – цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом. Повышенный уровень. Стрелка от ели к белке, от неё к ястребу, от всех этих организмов стрелки идут к мёртвым организмам, от мёртвых организмов к микробам, от последних – к питательным веществам почвы, а от них – к ели. Если бы исчезли растения, не смогли бы жить все остальные живые организмы. Если бы исчезли птицы, гусеницы, никто не поедал бы размножившиеся растения. Максимальный уровень. В левом верхнем углу нужно поместить белку и подписать «потребители» или «едоки», в правом верхнем углу – ель и подписать «производители» или «кормильцы», внизу поместить микробов и подписать «разрушители» или «мусорщики». | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. ТОУУ |