ФИО автора: Трофимова Мария Александровна
Место работы: МБОУ СОШ с.Дуван
Учитель начальных классов
Урок литературного чтения 3 класс
Тема: Обобщение по разделу «Мы с мамой и папой». Проверочная работа.
Цели: обобщить и проверить знания учащихся по разделу: «Мы с мамой и папой»;
развитие чувства привязанности к своим родителям, близким, необходимости в каждом члене семьи;
развивать умения извлекать информацию, представленную в разных формах, перерабатывать и образовывать информацию из одной формы в другую;
развивать умения строить рассуждения, осуществлять анализ и синтез;
развивать умения оформлять свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Ход урока
Оргмомент. Эмоциональный настрой на урок.
Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо идти с друзьями? (шагают)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо прийти домой? (изображают дом)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо в семье родной?
Хорошо! (хлопают в ладоши)
-Теперь закройте глаза, повторяйте за мной: «У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым, терпеливым. Я успею сделать всё! Я буду предельно внимателен на уроке»
2. Введение в тему урока
Послушайте песню. (Звучит песня «Семейный альбом» Приложение 3)
В этой песни есть слова «Чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом». Есть ли у вас дома альбом с семейными фотографиями?
Часто ли вы его открываете? Чьи там фотографии?
Какой раздел мы с вами изучили?
Сегодня на уроке мы составим такой альбом по разделу «Мы с мамой и папой». Но альбом этот будет литературным. На доске вы видите незаполненные страницы альбома, но на них есть подписи. (Приложение 1)
ПАПА И МАМА
КОГО ЕЩЁ ЛЮБЛЮ
МОИ ДРУЗЬЯ
Я
3. Обобщение по разделу
1-я страница
Чьи изображения появятся на 1-ой странице, это вы должны определить по отрывкам произведений. Ознакомьтесь с первым из них:
«Ему почему-то очень захотелось увидеть лицо женщины, но он так и не смог - загораживали прохожие. Но вот приехала «Скорая помощь» и ее увезли.
Кто герой произведения? Назовите автора и, как называется рассказ?
( Валерка Иосиф Дик «Красные яблоки»)
«Тогда мама села со мной рядом, обняла меня за плечи и ласково спросила:
-Хочешь, пойдем с тобой в Кремль?
-Ну, еще бы… Я не знаю ничего красивее Кремля…»
(Денис Кораблев. Виктор Драгунский «Тайное становится явным»).
Значит, кто у нас будет на 1 странице альбома?
(1 страница заполняется иллюстрациями. Приложение 2)
Мы с вами прочитали несколько рассказов В. Драгунского из его книги «Денискины рассказы».
Что вы можете сказать об отношении Дениски к своим близким и родным.
(Любит семью, уважает близких, доверяет им, хорошо знает привычки, внимательный к словам родителей, заботливый, искренний…)
2-я страница
Мы с вами составляем литературный альбом, поэтому расскажите о том папе, чей образ вам запомнился и понравился. (Папа Дениски Кораблёва)
Послушайте «Песенку про папу». (Приложение 3)
От чьего имени написана песня?
О чём она? (о том, что умеет папа)
Узнали ли вы в этом папе черты своего папы?
А какое стихотворение о папе мы читали в этом разделе? (С. Маршак «Хороший день»)
Выразительное чтение стихотворения.
Да, роль отца в жизни каждого из нас огромна: он - мудрый советчик, наставник. А еще он справедлив и серьезен. А еще?
А сейчас послушайте стихотворение и определите о чем оно. (читает заранее подготовленный ученик)
Было утром тихо в доме.
Я писала на ладони имя мамино…
Не в тетрадке на листке,
Не на стенке каменной-
Я писала на руке имя мамино.
Было утром тихо в доме,
Стала шумно среди дня…
- Что ты спрятала в ладони?-
Стали спрашивать меня.
Я ладонь разжала-
Счастье я держала.
О чем это стихотворение?
О чем это стихотворение? (о маме)
Определите, из каких произведений эти слова и к кому относятся.
«Валерка бросился к ней и суетливо стал помогать снимать пальто, чего раньше никогда не делал!»
(И. Дик «Красные яблоки»)
« Вылитый кощей!» (В. Драгунский «Бы», «Тайное становится явным»)
«Сядь со мной, поговорим перед сном» (А . Барто «Перед сном»)
А теперь послушайте еще одно стихотворение
Читает учитель.
Какое самое первое слово?
Какое самое светлое слово?
Какое самое главное слово?
Его никогда не напишут с ошибкой.
На первой странице оно в букваре.
Его произносят повсюду с улыбкой
И каждый малыш говорит во дворе.
Шепни его тихо, скажи его звонко.
Главное слово любого ребенка – мама.
-Произнесите его с улыбкой… шепните… скажите звонко!
Вы чувствуете, как хорошо и спокойно стало на душе?
Но иногда в жизни бывают другие ситуации, когда мы не задумываемся о своей маме, не думаемо тех людях, которые могут быть родными и близкими других людей, как например Валерка и Севка.
Что затеяли ребята? Для чего? Чем для них казалось происходившее за окном?
Но это не цирк! Это самая настоящая жизнь и такое в жизни случается часто.
Могли ли ребята как-то помочь прохожим? И как?
Кто понял о своей ошибке? А что он понял?
(Как дорога и любима мама, какую глупую и жестокую игру они придумали…)
Над чем заставляет задуматься этот рассказ?
(Чужую боль чувствуй как свою)
Как мы заполним 2 страницу нашего альбома?
(Прикрепляется иллюстрация с изображением папы и мамы)
Ф/минутка
-Расслабьтесь. Прислушайтесь к себе, к своему сердцу. Вспомните свой дом. Руки над головой, пальцы соединены – это крыша идеального дома. Руки скрещены на груди – много тепла в доме;
Глаза вверх - свет дому,
Глаза вниз - покой дому,
Глаза влево - добро дому,
Глаза вправо - любовь дому,
Глаза прямо - мир дому.
3 страница.
-Чьи портреты можно поместить на 3-ю страницу нашего литературного альбома? (Прикрепляются иллюстрации бабушки, дедушки, братьев, сестер)
-Готовясь к урокам, вы изучили историю своей семьи, писали сочинения на эту тему. Я читала их с большим интересом. Вы узнали много нового о своей семье, поделились своими чувствами, и мне хотелось бы, чтобы их послушали ваши одноклассники. Зачитайте только те слова, в которых вы рассказываете о тех, кого любите ещё кроме папы и мамы.
4 страница
Чьи фотографии вы бы прикрепили к 4 странице нашего альбома? (своих друзей). Давайте на 4 странице нашего альбома напишем имена ваших друзей.
Можно ли Севку и Валерку из рассказы «Красные яблоки» назвать друзьями?
Могут ли папа и мама быть друзьями? А брат и сестра?
Соедините пословицы и поговорки о семье. (Приложение 4)
Посмотрите, наш литературный альбом превратился в дом, что бы вы написали на крыше этого дома?
4. Проверочная работа
5.Итог урока. Рефлексия.
Что же такое семейное счастье?
У вас на столах две полоски: зелёная и жёлтая. Если у вас всё на уроке получилось хорошо, то выберите жёлтый цвет, если возникли какие-то затруднения, то выберите – зелёную. Прикрепите на доску. Посмотрите, что у нас получилось? (Солнышко и зелёная полянка вокруг дома).