Цели: развивать умение точно употреблять прилагательные в речи; совершенствовать навык правописания родовых и падежных окончаний прилагательных в единственном и во множественном числе; развивать орфографическую зоркость, логическое мышление учащихся; совершенствовать навыки самостоятельной работы, каллиграфически правильного письма, навыки работы с Толковым словарём; воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение знаний об именах прилагательных»
Обобщение знаний об именах прилагательных (с использованием информационно – коммуникационной технологии 4 класс)
Цели: развивать умение точно употреблять прилагательные в речи; совершенствовать навык правописания родовых и падежных окончаний прилагательных в единственном и во множественном числе; развивать орфографическую зоркость, логическое мышление учащихся; совершенствовать навыки самостоятельной работы, каллиграфически правильного письма, навыки работы с Толковым словарём; воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
II.Чистописание. (На этом этапе урока традиционно дети не просто работают над каллиграфией письма, но и выполняют задания развивающего и опережающего характера.)
При подготовке к уроку на листе тетради по русскому языку учитель пишет материал для чистописания. Сканирует его. На уроке этот материал отображает на проекционном экране. Пропущенные орфограммы ученики вставляют маркером красного цвета. Перед ними находится образец, по которому они могут определить высоту и ширину букв, наклон, количество слов на одной строке и т. д.
На доске:
Раз – рас: ра..грузить, ра..чистить, ра..задорить, ра..сыпать
Прочитайте сочетания букв.
Назовите соединения букв.
Что напоминают вам эти сочетания букв? (Приставки.)
Что напоминает вам эти сочетания букв? (Суффиксы.)
Объясните правописание слов на этой строке.
Спишите. Выделите суффиксы.
III. Работа со словарными словами. 1. Повторение изученных слов. (Часто на уроках русского языка учим слова, которые не входят в список словарных слов данного учебника, но являются активной лексикой младших школьников и соответствуют времени года.)
При подготовке к уроку учитель набирает на компьютере изученные словарные слова с пропущенными орфограммами. Отображает их на экране. Учащиеся красным маркером вставляют пропущенные буквы.
- Чем отличается написание слов “изморозь” и “изморось”?
Что означают эти слова? Обратимся к Толковому словарю С.И.Ожегова. (Учащиеся работают со словарём.) Как можно проверить согласные в конце слов? (Изморозь- морозить; изморось – моросить.)
Запишите эти слова в тетрадь, запомните их.
Придумайте предложения с этими словами. Запишите в тетрадь.
(Проверка.)
Обратите внимание на произношение слов: свитер (тэ) и компьютер (тэ).
Запишите эти слова в тетрадь, запомните их. Придумайте предложения с этими словами. Запишите в тетрадь. (Проверка.)
Пальчиковая гимнастика. Упражнение для глаз (“пробежаться глазами” по тренажеру)
IV. Проверка домашнего задания. Упр.
О чем говорится в тексте? (О родной земле, о её красоте и щедрости, о том, что защита родной земли – наш долг.)
И сегодня на уроке мы будем говорить о родной земле природе, животных, о том, что всё это нужно беречь.
Найдите в тексте прилагательные. Назовите их род, падеж и окончания.
V. Работа с текстом. (Текст с пропущенными словами набран на компьютере и отображён на проекционном экране на доске.)
Незабудки.
На самом берегу ручья у … … болотца густо цветут незабудки. Очень хороши и красивы эти … … цветы. В … их лепестках как бы отразилась голубизна … неба.
Приятно смотреть на … … ковер разросшихся у ручья незабудок. Тихо журчит и плещется … ручеёк. А высоко – высоко в … … небе, над неподвижными макушками … леса тихо плывут … … облака.
Прочитайте текст И. Соколова- Микитова про себя. В тексте пропущены имена прилагательные. Попробуем восстановить текст, подбирая подходящие по смыслу прилагательные.
(Ученики читают первое предложение и подбирают несколько подходящих по смыслу прилагательных.)
Хорошо. Автор подобрал к существительному болотце прилагательные: зеленое, лесное. (Часто ответы детей совпадают со словами автора.)
Прочитайте предложение с этими прилагательными, объясните падежные окончания. (Учитель ставит курсор на нужное место в тексте и вносит в текст пропущенные имена прилагательные: зелёного, лесного, маленькие, голубые, крошечных, летнего, чистый, голубой, лесной, голубом, летнем, высокого, белые, летние.)
Запишите первое предложение.
(Учитель показывает фотографию незабудок на экране.)
Прочитайте получившийся текст вслух.
Какие слова делают описание незабудок выразительным? Назовите их.
Попробуйте объяснить происхождение названия цветка.
VI. Физкультминутка. Массаж стопы. Посиди и походи.(Самодельные массажные коврики по типу аппликатора Кузнецова)
VII. Определение рода имен прилагательных.
Учитель показывает на экране заранее подобранные фотографии растений и животных. (В классе большинство фотографий выполняли сами учащиеся, поэтому этот вид работы для них особенно интересен.)
Составьте словосочетания существительное+прилагательное. (Учащиеся составляют различные варианты словосочетаний. Например, медведь белый, медведь мохнатый, медведь косолапый, медведь огромный, медведь неуклюжий, медведь толстый и т. д. )
1-й ряд – запишите словосочетания с прилагательными мужского рода. (Например, красногрудый снегирь, полосатый тигр, зелёный луг, синий колокольчик и т. д.)
2-й ряд – запишите словосочетания с прилагательными женского рода. (Например, белая лилия, рыжая собака, прекрасная роза, алая рябина и т. д.)
3-й ряд – запишите словосочетания с прилагательными среднего рода. (Например, голубое море, высокое небо, лёгкое облако, яркое солнце, огромное поле и т. д.)
Проверка.
1-й вариант – запишите ваши словосочетания в И. п.
2-й вариант – в Р. п.
3-й вариант – в Д. п.
4-й вариант – в В. п.
5-й вариант – в Т. п.
6-й вариант – в П. п.
Поставьте словосочетания в именительный падеж множественного числа. Запишите их.
Рефлексия.
- У вас на парте лежат листы с вопросами. (Кого из одноклассников тебе было интереснее всего слушать? Какие твои качества помогли в выполнении заданий? Какие твои качества мешали в выполнении заданий?Что в работе одноклассников вызывает у тебя гордость? )
VIII.Итог урока. Оценки.
IX. Домашнее задание: карточка с текстом А. Кузина.
Скромность.
Эти цветы не бросаются в глаза, даже прячутся, будто им претит роскошь лесных красавиц. Перед золотистыми купальницами и мраморными лилиями незабудки меркнут. Их надо искать где - нибудь у воды. Под ними синеет опрокинутое небо, а солнце играет на голубых лепестках. Их аромат теряется в настоянном на разнотравье воздухе. Похолодают ночи, полиняет трава, и от воды потянет холодком, а они продолжают цвести. Только теперь начинаешь замечать, мимо чего проходил летом. Они всегда напоминают мне человека, скромность которого не позволяет рисоваться перед другим.
Прочитайте текст.
О какой главной особенности незабудок пишет автор?
Спишите, Укажите число, род и падеж прилагательных.