Просмотр содержимого документа
«Обобщение знаний о частях речи»
Обобщение знаний о частях речи, работа со словарными словами.
3-й класс
Цель:
обобщить знания детей об изученных частях речи;
обобщить знания детей о словарных словах, входящих в различные части речи;
продолжить работу над развитием словарного запаса детей;
учить применять фразеологические обороты в речи, объяснять значение пословиц и поговорок;
воспитывать любовь к языку;
Оборудование: таблицы со словарными словами «город, деревня, корова, молоко, петух, собака, огурец, помидор, ягода, овощи, автобус, автомобиль, дорога, работа, лопата, урожай, капуста.», рисунок с прудом.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
– Наш урок сегодня необычный, потому что мы с вами совершим экскурсию в деревню. А помогать нам в путешествии будут словарные слова, изученные за 3 года. Мы продолжим работу над развитием словарного запаса, объясним значение пословиц и поговорок.
Актуализация знаний. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Имя существительное
– Вспомните, какие словарные слова, связанные с деревней вы знаете? А теперь посмотрите на карточки и скажите, какие буквы пропущены?
Гор..д, д..ревня, к..р..ва, м..л..ко, п..тух, с...бака, д..рога, р..бота, с..л..ма, ..г..род, а..тобус, а..т..м..биль. – А из следующих слов построим теплицу и запишем эти слова в тетрадь.
– К какой части речи относятся данные слова? (существительные) – Какие грамматические признаки укажем? (род, склонение, число, собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное) – Какие будут постоянными?
Составление пословиц, объяснение. – плотнику, топор, кормилец. – огородная, работа, всенародная, да, слава. – владей, как, ложкой, за столом, лопатой.
Укажите падеж имен существительных. Постоянная или непостоянная группа признаков?
Имя прилагательное
1. – Все белоречане очень любят проводить свободное время у воды. В каждом районе есть свой водоем. – Давайте построим водоём. – Какой это водоем? (искусственный) (на доске появляется рисунок пруда, в нем волны с окончаниями «ая», «ой», «ий», «ое», «ый») – К какой части речи относится это слово? Докажите. – Какая это часть слова? – Что можете сказать о слове, имеющем такое окончание? – Какие грамматические признаки указали? (род, число; непостоянные)
– Запишите два предложения с данными сочетаниями в прямом и переносном значении. – С какой частью речи могут быть связаны словарные слова?
Глагол
1. – Жарким летом нам хочется укрыться в тени деревьев. – Давайте их посадим (на доске появляются стволы деревьев и слоги «от цве та ет, про сну лись, со зре ют») – Собери слова. – Что они обозначают? Какая часть речи?
Урожай не соберешь, если будешь ждать у моря погоды.
– Какой устойчивый оборот речи вы можете назвать в этом предложении? Назовите словарные слова. Вывод: Связаны ли словарные слова с глаголами?
Физкультминутка:
-Внимание! Если вы слышите слово, где надо писать букву А, опускает руки вниз, если в слове пишется буква О- поднимаем руки, образуя круг.
Слова : малина, мороз, хорошо, машина, Россия, шофер, магазин. Молодцы!
Служебные части речи
Задание: Запись под диктовку.
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе.
В ночь с четверга на пятницу была сильная гроза.
В начале июля мы отправились в лес за земляникой.
–Подчеркни словарные слова.
Обобщение и систематизация знаний
– О чем мы сегодня говорили на уроке? – Что узнали о словарных словах? – Что надо делать, если сомневаешься в написании слова? – С какими частями речи связаны словарные слова? Какие обороты речи запомнили?
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Рефлексия:
Я узнал…
Я научился…
Мне понравилось….
Я затруднялся…
Мое настроение…
Список литературы:
Бакулина Г.А. «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка», Москва «Владос» 2010 год.
Волина В. «Игры с буквами и словами» Москва «Аст-Пресс» 2000 год
Моршнева Л. Г. «Занимательные упражнения» Саратов ОАО «Издательство «Лицей» 2012 год.