Обобщение знаний об имени существительном. Морфологический разбор имени существительного. |
Тип урока | Обобщение и закрепление знаний |
Цель урока | Обобщить изученные знания об имени существительном, как части речи; Создать условия для формирования умения разбирать имя существительное как часть речи. |
Задачи урока (планируемый результат) | Предметные умения | УУД |
Обучающийся научится: - Разбирать имя существительное как часть речи. Обучающийся получит возможность научится: -Правильно выполнять морфологический разбор имени существительного. | Личностные: - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Регулятивные: - самостоятельно определять учебную задачу; - планировать свою деятельность по решению учебной задачи; - адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия. Познавательные: - закрепить знания обучающихся об имени существительном; - осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме; - осознают ценности своего языка. Коммуникативные: - применять правила делового сотрудничества; - участвовать в продуктивном диалоге. |
Организация пространства |
Формы работы | Ресурсы |
Индивидуальная, фронтальная, работа в паре, работа в группах. | Учебник «Русский язык» 3 класс, в 2-х частях; В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. УМК «Школа России». |
Этапы урока. 1.Мотивация и стимулирование деятельности учащихся | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1)Орг. момент: Приветствие. Проверка готовности к уроку. Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: “Доброе утро!” И каждый становиться добрым, доверчивым, И доброе утро длиться до вечера! - Повернитесь лицом друг к другу, улыбнитесь своему соседу. -Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, давайте поздороваемся с ними, подарив свои добрые улыбки. | Подготовка класса к работе. | Личностные: -нравственно-эстетическая ориентация через образец; Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация опорных знаний. | -Ребята, наш урок начинается с доброй улыбки. Скажите, так каким же будет ваше настроение на уроке? Мы с вами настроились на позитив. И слово (Слайд 2 слово Доброе) будет отражать наше настроение. - Давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число, классная работа. - Обратите внимание на слово доброе. Назовите ударный гласный звук в этом слове. [ o ] Какой буквой он обозначается? (о). -Сегодня на минутке чистописания мы вспомним как пишется заглавная буква О и строчная буква о. Чистописание ООООООО оооооооооо Вслух читаем мы слова – Произносим звук мы А, Стоит слово написать – Букву О надо вставлять Словарная работа (Слайд 3) -Вставить пропущенную букву в словах. Запишите словарные слова в тетрадь. Поставьте ударение, обозначьте безударную гласную. - Чтобы узнать с каким словом мы познакомимся, давайте разгадаем ребус. (Слайд 4 ребус) -Запишите это слово в тетради. -Выделите безударную гласную в слове ВОКРУГ. -Какую ещё орфограмму можно увидеть в данном слове? (Слайд 5-6) -Из данных слов составьте предложение. -Кого вы можете назвать добрыми людьми? -Запишите предложение. - Найдите в этом предложении имя существительное. -А что такое имя существительное? -Какая роль этого имени существительного в данном предложении? | -Дети высказывают свои предположения. -Ответы детей. Обед, овёс, огурец, одежда, октябрь, орех, осина. - Слово ВОКРУГ на слайде. -Буква парной согласной. -Вокруг тебя много добрых людей. -Людей. -Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? что? Второстепенный член предложения. В предложении является дополнением. | Регулятивные: - развивать умение прогнозировать; Коммуникативные: -высказывать свое мнение рассуждать; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
3. Постановка цели и задач урока. | -Назовите главные признаки имени существительного. - Итак, какова же тема нашего урока? -Какую цель мы поставим сегодня перед собой? -Что бы добиться этой цели, какие задачи мы поставим?(Что конкретно мы должны вспомнить об имени существительном) | - Отвечают на вопрос. Имена существительные называют одушевлённые и неодушевлённые (живые и неживые) предметы, бывают собственные и нарицательные. Обобщение знаний по теме имя существительное. -Вспомнить, всё, что мы знаем об имени существительном. -упражняться находить имена существительные; - тренироваться в определении рода имён существительных; - закреплять умение изменять существительное по числам; - тренироваться в определении падежа имени существительного. | Познавательные: осознание готовности решения проблемы через мыслительные операции и учебные навыки. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества. |
Физкультминуткадля глаз (Слайд 7) Раз –налево, два – направо, Три –наверх, четыре — вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, Тренируя мышцу глаз. Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! А теперь нажмем немного Точки возле своих глаз. Сил дадим им много-много, Чтоб усилить в тыщу раз! |
4. Организация восприятия и осмысления информации. | -Какие грамматические признаки имени существительного, помимо названых, мы можем определять? - А сколько падежей в русском языке? Выберите правильный ответ. (Слайд8) -5 -10 -6 -3 - Назовите их. -Как определить падеж имени существительного? -Я предлагаю вам поиграть в игру, в которой мы проверим свои знания. Чтобы наша работа была более успешная, мы организуем её в группах. Обратите внимание на карточки и скажите, какое задание вам предстоит выполнить? Игра "Эстафета" Цель. Закрепление знания падежей. Содержание игры. В игре участвует весь класс, разбитый на 3 команды (по рядам). Каждый ряд получает карточку со словосочетаниями по числу учащихся. Каждый ученик должен письменно определить падеж (соединить стрелочками) одного существительного и передать карточку соседу или сидящему сзади. Последний в ряду возвращает карточку учителю. Материал для игры: Растет на дереве, сидит за партой, шли по дороге, поставил на стол, зашел к другу, вышел за город, горжусь Родиной, мечтаю о походе, жил за рекой, конверт для письма. -Давайте проверим правильность выполнения задания. (Слайд 9) -Ребята, а какой падеж не встретился нам в игре? - А что мы знаем об именительном падеже? Какая есть у него особенность? -Ваши знания может дополнить «Мудрая сова». Давайте к ней обратимся. Откройте учебники на стр. 58. Прочитайте правило. -Что ещё мы узнали об именительном падеже? | -Род, число, падеж. - 6. -Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Найти слово от которого зависит имя существительное. Задать падежный вопрос (основной или дополнительный), вспомнить вспомогательное слово, посмотреть на предлог. Определить падеж. -Работа в группах. - Определить падеж имени существительного. -Проверка по эталону на слайде -Именительный. - Вопросы падежа Кто? Что? Нет предлогов. -Дети читают правило. -Именительный падеж единственного числа – это начальная форма имени существительного. | Коммуникативные: понимать задаваемые вопросы. Регулятивные: выполнять учебные действия в устной речи. |
5. Открытие новых знаний. | - Мы уже много знаем об имени существительном, давайте объединим эти знания в одно целое. - Что мы делали с именами существительными? -Правильно, сегодня мы с вами рассмотрим «Разбор имени существительного как части речи». -А ещё такой разбор называют морфологическим. (Слайд 10) -В русском языке есть такой раздел. Называется он морфология. Морфология – это раздел, науки о языке, который изучает слово как часть речи. | -Мы их разбирали: указывали признаки и роль в предложении. | Регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; Познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выполнять поставленные задачи. |
Физкультминутка (игра)(Слайд 11) Имя существительное Очень удивительное. На вопросы кто? и что? Отвечать оно должно. Кто? – руки вверх, что? – вперед, другие части речи – присесть. Люстра, мальчик, бегать, гроза, карась, окно, зеленый, ученица, прыгать, книга. |
6. Первичное закрепление. | Работа по учебнику упр.105 стр. 59 - Давайте обратимся к памятке в учебнике. упр.106. стр. 59 -Прочитайте предложения. - Какое задание нам нужно выполнить? -Предлагаю разобрать слово на учителя сначала устно, затем письменно. -Давайте попробуем разобрать слово к ручью в парах. (Слайд 12) - Готовы? Проверим выполнение работы. - Поблагодарите друг друга за работу. Скажите «волшебное» слово своему товарищу. - Поднимите руки те, кто выполнил задание верно, с одной ошибкой. - Кто сделал ошибки – не расстраивайтесь. На следующих уроках мы хорошо закрепим наши знания. | -Работа с памяткой. -Ответы детей. Устный разбор: (на) учителя – имя существительное, называет человека, отвечает на вопрос на кого?, начальная форма – учитель. Одушевленное, нарицательное, мужского рода. Употреблено в форме винительного падежа, единственного числа. В предложении является второстепенным членом. Письменный разбор: (у доски ученик с учебником) На учителя – сущ. (на кого?). Н. Ф. – учитель, одуш., нариц.,м. р., в В.П., ед.ч. Втор. член. Работа в парах К ручью – сущ. (к чему?). Н. Ф. – ручей, неодуш., нариц., м. р., в Д.п. , ед. ч. Втор. член. -Дети поднимаю руки. | Регулятивные: -осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров. -осуществлять взаимооценку. Коммуникативные: -приобретение опыта обосновать свою точку зрения, выслушать одноклассников. |
7. Обобщение. | -Давайте проверим наши знания. Сыграем в игру «Самый внимательный». Я буду говорить вам утверждения. Если я говорю верное утверждение – вы хлопаете, если же нет – топаете. Согласны? 1. Существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие? 2. Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные. 3.Имена существительные бывают только нарицательными. 4. Существительное бывает единственного, множественного и среднего числа. 5. Мы знаем существительные только женского и мужского рода. 6. Существительное – самостоятельная часть речи. 7. Существительные изменяются по родам. 8. У всех существительных есть форма единственного числа. -Молодцы справились с заданием. -Давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока? -Скажите, а добились ли мы поставленной цели? | -Топают -Хлопают -Топают -Топают -Топают -Хлопают -Топают -Топают -Вспомнить, всё, что мы знаем об имени существительном. - Ответы детей. | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные: - осуществлять самоконтроль. |
8. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. | (Слайд 13) -Давайте проанализируем свою работу на уроке. -Перед вами картинки: рюкзак, кастрюля и мусорное ведро. -Ваша задача распределить свои знания. Если вы какое-то знание хотите взять с собой, то «положите» его в рюкзак, если что-то после нашего урока осталось для вас непонятным и это знание «нужно доварить» «положите» его в кастрюлю. Если же какое-то знание вы считаете не нужным вам «положите» его в мусорное ведро. -Назовите знания, которые вы положите в рюкзак, в кастрюлю, в мусорное ведро. -Скажите, ребята а какое настроение у вас сейчас? Осталось ли оно таким же добрым как и в начале урока? -Спасибо, ребята, за ваши ответы. (Слайд 14) Домашнее задание: стр.59 упр. 107. 1 ряд-морфологический разбор слова в альбоме 2 ряд- морфологический разбор слова под кровать 3 ряд-морфологический разбор слова к метро (Слайд 15) Спасибо за работу! | -Ответы детей. | Познавательные: -оценка процессов и результатов деятельности Коммуникативные: -оценивание качества своей учебной деятельности Регулятивные: -осознание того, что уже освоено и подлежит усвоению. |