Обобщающий урок по окружающему миру в 4-м классе на тему: "Твое здоровье»
Обобщающий урок по окружающему миру в 4-м классе на тему: "Твое здоровье»
Цель данного урока: проверить знания по разделу “Твое здоровье”, продолжить работу по формированию общеучебных умений. Урок начинается со слушания притчи:– Одного мудреца спросили: “Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?” Подумав, мудрец ответил: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля”. Дети определяют тему урока. Далее проводится тест для проверки усвоения знаний. В конспекте показаны разные виды работ: парная, групповая, как итог - составление интеллект- карты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Развивать умения вести диалог “ученик–ученик”, “учитель–ученик”.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. План урока и форма проведения.
– Мы с вами закончили изучать большой раздел учебника. Как он называется? Сегодня мы обобщим основные сведения о здоровье человека.
II. Актуализация знаний. Интеллектуальная разминка.
– Одного мудреца спросили: “Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?” Подумав, мудрец ответил: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля”.
– Подумайте и объясните, почему так ответил мудрец. – Что же является главным в жизни каждого человека? – Что значит, по-вашему, быть здоровым?
Вывод: Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек по-настоящему может познать радость жизни. Ему легко и учиться. – Здоровье нельзя купить. О здоровье нужно постоянно заботиться.
- В «Толковом словаре» Ожегова, так дается определение здоровья:
« Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие» (вывешивается на доску).
На этом уроке мы проверим , как вы знаете свой организм, узнаем , как нужно заботиться о здоровье, какие правила соблюдать, чтобы не навредить своему организму. А так же будем учиться работать все вместе, сообща .А в конце урока, мы с вами подведем итоги и построим схему компонентов здоровья.
III. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: -Чтобы правильно заботиться о своем здоровье, нужно хорошо знать, как устроен организм человека. Вот сейчас мы и проверим, как вы знаете свой организм
Тест. (Работа в парах).
Вопрос № 1 Система, которая соединяет все части организма в единое целое и руководит его работой
Нервная система
Пищеварительная система
Дыхательная система
Вопрос № 2 Для нормальной работы мозгу необходимо получать большое количество
Воды и углекислого газа
Кислорода и углеводов
Витаминов
Вопрос № 3 Опорно-двигательную систему организма составляют
Кости и мышцы
Нервы и кровеносные сосуды
Органы чувств
Вопрос № 4 Главный орган дыхания - это
Сердце
Легкие
Желудок
Вопрос № 5 При выдохе легкие выделяют
Углекислый газ
Водяные пары
Углекислый газ и водяные пары
Вопрос № 6 Жидкость, которая движется по кровеносным сосудам и снабжает все органы кислородом и питательными веществами, это
Пищеварительный сок
Кровь
Лимфа
Вопрос № 7 Кровь приводит в движение
Мозг
Сердце
Легкие
Вопрос № 8 Этот орган нашего тела защищает наш организм от перегрева и попадания вредных веществ и микробов
Мозг
Кожа
Почки
Вопрос № 9 К органам выделительной системы относятся
Почки
Сердце
Легкие
Вопрос № 10 Нос - это орган
Осязания
Обоняния
Вкуса
Проверка. ( дети дают ответ с объяснением).
Мы говорим друг другу здравствуйте, доброго вам здоровья.
Здравствуйте! Здравие! Здорово! Здоровье!
Какие прекрасные слова! А что такое здоровье?
Здоровье – это главная ценность в жизни для каждого из нас. Его купить нельзя ни за какие деньги.
Здоровье – это хорошее настроение, это легкая походка. Румяное лицо, радость и счастье в глазах.
- Ребята, какого человека можно назвать здоровым? Давайте, попробуем составить образ здорового человека.
Обобщение и систематизация знаний.
Как вы думаете, с чего же должен начинаться день здорового человека?
Загадки. ( приложение)
Молодцы! Вы правильно отгадали загадки. Мыло, полотенце, зубная щетка, зеркало – это есть друзья чистоты и гигиены. Дружите с ними каждый день чтобы ваше тело и одежда были всегда в чистоте и порядке.
Вывод: Соблюдай чистоту и гигиену
IV.Физминутка для глаз.
- Ребята, мы с вами проведем зарядку для глаз. Так как после письма, нужно дать глазам отдохнуть.
- По классу развешаны пословицы и поговорки о здоровье. Каждая имеет свой цвет. Вы должны, не вставая с места, найти, прочитать и соединить каждый кусочек в единое высказывание.
«Чистый рот – враг болезней».
«Здоровье всего дороже».
«Лук – от семи недуг».
«Смех – здоровье души».
Азербайджанская пословица гласит : « Дерево держится корнями, а человек пищей».Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Да, на состояние здоровья человека оказывают влияние многие факторы, но одним из важнейших является питание. Еще в древности было известно, что правильное питание есть залог здоровой жизни.
А какие питательные вещества содержатся в продуктах питания? ( белки, жиры, углеводы)
Сколько раз в день должен питаться школьник? ( 4-5 раз)
Вывод: Рациональное питание
Дети, а как вы понимаете пословицу: «В здоровом теле – здоровый дух»? ( ответы детей).
- А знаете ли вы, какие правила нужно соблюдать, чтобы быть здоровым? Вот сейчас мы это и проверим. У вас на столах лежат памятки для ваших команд. В этой памятке, среди неправильных рекомендаций, спрятались и правильные. Вам нужно быть очень внимательными, чтобы найти правильные рекомендации и применить свои знания, чтобы исправить неправильные.
Работа в группах.
ПАМЯТКА.
Как нужно правильно питаться?
Найдите правильные рекомендации и исправьте неправильные.
1.Старайся питаться однообразной пищей.
2.Кушай часто и много: пирожное, мороженое, сладкую газированную воду, сдобные булочки, пирожки, сало, копченую колбасу.
3.Один раз в день, обязательно нужно есть горячее (суп).
4.Овощи и фрукты вредны для организма.
5.Никогда не завтракай утром, перед школой.
6.Кушать нужно, не спеша, тщательно пережевывая пищу.
7.Ужинай за две минуты до сна, лучше всего прямо в постели.
8.Промежутки между приемами пищи должны ровняться 3 – 4 часам.
ПАМЯТКА.
Как нужно беречь зрение?
Найдите правильные рекомендации и исправьте неправильные.
1.Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20 минут давай глазам отдохнуть.
2.Когда смотришь телевизор, садись как можно ближе к экрану, чтобы лучше рассмотреть изображение.
3.При чтении держи книгу как можно ближе к глазам.
4.Будь осторожен с острыми предметами, чтобы не поранить глаза.
5.Читай и пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.
6.Следи, чтобы при письме свет падал справа.
7.Больше читай лежа и в транспорте – этим ты сэкономишь силы и время.
8.Когда смотришь телевизор, сиди от экрана не ближе, чем за 2 – 3 метра.
ПАМЯТКА.
Что нужно делать, чтобы сохранить осанку?
Найдите правильные рекомендации и исправьте неправильные.
1.При письме сидите прямо, слегка наклонив голову вперед.
2.Упирайтесь грудью в край стола. Расстояния между вами и краем стола не должно быть.
3.Ноги не должны касаться пола, лучше всего, одну ногу подогните под себя.
4.Почувствовав усталость, отдохните. Откиньтесь на спинку стула, заложив обе руки за спину.
5.Портфели и сумки лучше всего носить в одной руке, а не на спине.
6.Ходить, стоять и сидеть, лучше всего сгорбившись.
7.Для сохранения осанки не нужно заниматься зарядкой и спортом.
8.Письменные работы нужно чередовать с подвижным отдыхом, через каждые 30 минут.
Какой вывод можем еще сделать?
Заниматься спортом.
Что еще нужно для здорового образа жизни?
Закаливание.
Правила закаливания.
1) Психологический настрой.
Прежде чем начать закаливание, необходимо решить для себя: нужно это мне, справлюсь ли я? Нужно настроить себя на принятие процедур.
2) Постепенность.
Следует постепенно увеличивать время пребывания на солнце и свежем воздухе, купание в водоеме. При закаливании водой -постепенно уменьшать ее температуру. Таким образом организм будет привыкать к воздействию природных факторов.
3) Систематичность.
Это значит заниматься закаливанием обязательно каждый день, не отлынивать, не переносить нагрузку на другой день.
4) Комплексность .
Лучше использовать все факторы закаливания - солнце, свежий воздух, водные процедуры, следовательно, и формы закаливания будут применяться тобой в комплексе.
5) Индивидуальность.
Подбор процедур закаливания должен бить индивидуальным, то есть учитывать особенности твоего организма, его восприимчивость. Здесь большую роль сыграют твои родители, помогут тебе.
6) Начинать закаливание нужно в состоянии практического здоровья.
Значит, не следует начинать закаливание при простуде, различных недомоганиях, связанных с хроническими заболеваниями.
7) Получение удовольствия.
Результатом твоего закаливания должны быть не только стойкость к болезням, но и бодрость, хорошее настроение, работоспособность. От любой процедуры старайся получить максимум удовольствия
Ребята, у меня такой вопрос: принимать пищу, заниматься спортом, ложиться спать можно в любое время? Почему?
Что такое режим дня?
Рассмотрите фотографию. На ней изображена скульптура, ей более 200 веков! Древнегреческий скульптор Мирон назвал свое произведение «Дискобол». Посмотрите, как красивы и ловки движения спортсмена. Он уже приготовился к броску. Вот сейчас полетит диск, и спортсмен установит Олимпийский рекорд. Многие скульпторы древности рассказывают нам о физической красоте и силе человека.
- Можно ли обладать физической красотой и силой, если человек курит, употребляет алкогольные напитки или наркотики? (Ответы детей).
Выставка плакатов о вреде вредных привычек.
Учитель: Всё, ребята, молодцы! Показали, что действительно знаете свой организм, и как сохранить его здоровым! И сейчас мы с вами обобщим наши знания и составим интеллект карту компонентов здоровья. Что нужно делать, для того чтобы быть здоровым?
Чистота тела, жилища,
продуктов питания.
Режим дня. Закаливание
Здоровье
Занятия спортом. Рациональное
Питание
Положительные эмоции. Отказ от вредных
привычек
Вывод: Здоровье человека – жизненно важная ценность, оно складывается из многих взаимосвязанных друг с другом компонентов.
IX. Рефлексия.
- А сейчас мне было бы интересно узнать, что каждый из вас вынес с нашего урока?
На доске висит схема: УЗНАЛ...
Я ЗАДУМАЛСЯ…
ВСПОМНИЛ…
Опрос детей.
А закончить хотелось бы другой притчей:
Жил мудрец, который знал всё. Один человек хотел доказать, что человек знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».