Урок русского языка В 3
Что изучает морфология?
И вот первое задание : Укажите части речи.
Морфология- наука о частях речи.
Какая часть речи главенствовала в предложение?
Слово это зашифровано,
Имя это зачаровано.
Сегодня главной частью речи будет имя существительное!
Лес полон прекрасных чудес
В этом сказочном лесу мы встретим много сказочных героев
А это кто по лесу идет?
А дорога далека
А дорога нелегка
За кустами волк-волчище рыщет, Красную Шапочку ищет!
Давайте ребята, поможем Красной Шапочке ответить на вопросы:
2 Блиц опрос:
1 Имя существительное-это……
2 Обозначает……
3 Отвечает на вопросы…..
4 Бывает……
5 Имеет…..
6 изменяется……
7 Роль в предложении
3 Работа в тетрадях :Тетради наклонно все положите
Запишите число. Классная работа. Кто автор сказки Красная Шапочка?
Минутка чистописания Автора и название сказки так напишите,
Чтобы ясно стало всем, красиво вам писать не лень!
Шарль Перро написал сказку « Красная Шапочка»
Найдите главные члены в этом предложении.
4 Словарный диктант .А сейчас мы отправляемся в царство вечной зимы, где в прекрасном ледяном царстве живет Снежная Королева.
Сказку быстро вспоминай
Персонаж в ней мальчик Кай
Королева Снежная- сердце заморозила,
Но девчушка нежная – мальчика не бросила.
Шла она на помощь другу Как зовут его подругу?
Поможем Герде вернуть Кая?
Мороз, метель, , север, ветер, ураган, Кровать, корзина, шоссе, ворона, аллея.
5 А мы отправляемся дальше.
Перед нами избушка на КУРЬИХ НОЖКАХ.
Этот домик не простой
Этот домик костяной
Позвоню ка я разок
Чей услышу голосок?
Баба –Яга смешала все слова. Не может разобраться одушевлённое это слово или неодушевлённое?
ИГРА: «Живое, неживое»
Друг, луна, лес, огонь, народ, кот, бабочка, юрта
6 Лес прошли. Навстречу Колобок преподносит нам загадки. Вам найти и записать отгадки.
1 В какой деревни живут кот Матроскин и Шарик? ( Простоквашино)
2 Какая фамилия у Кощея?( Бессмертный)
3 Какое отчество у Добрыни, одолевшего Горыныча?( Никитич)
4 Куда отправился Айболит лечить зверей?(в Африку)
5 Как зовут бабушку, от которой убежала вся посуда? ( Федора)
Каким правилом вы при написании слов-отгадок?
Помогите Колобку исправить ошибки:
Пёс шарик лопнул Шарик .У розы красивые Розы. Сегодня иванов серёжка подарил сестре Серёжки.
7 Что за сказка отгадайте? Быстро руки поднимайте.
Баба с дедом в ней живут, мыши удалые .Даже куры здесь несут яйца золотые.
8 Задание : У вас на карточках написаны слова, напишите пару слову , переставляя буквы и укажите род.
Сосна-…., каприз- …., кулак-…, камыш-…., коршун-…., уклон-…
9 Следующий герой сказки- Это просто чудачек!
С ним хозяин мальчик Робин, и приятель Пятачок!
Для него прогулка праздник .И на мёд особый нюх .Этот плюшевый проказник, медвежонок …..
Вини- Пух очень любит сладости .Помогите ему разложить слова в три вазы по склонениям.
Халва, сахар, печенье, варенье, мёд, сладость, повидло, конфета, орех, джем
Физминутка: Шагая по царству, устали немножко .Сейчас отдохнём и обратно в дорожку.
Из-за парты тихо встали
И по царству зашагали
Мы ногами топ-топ
Мы руками хлоп-хлоп
Мы глазками миг-миг
Мы плечиками чик-чик
Раз сода, два – туда.
Повернись вокруг себя.
Раз-присели, два- привстали. Тихо сели не устали?
10 Уверенный в себе, хоть Неумейка
И от природы он большой Зазнайка, А ну-ка угадать сумейка Известен он, под именем …( Незнайка)
На доске написан текст. Выписать имена существительные с шипящим на конце и объяснить правописание:
Жил-был ёрш…..-вертлявый хвост, колючий нос. А дрова сами в избу идут и в печ…. лезут. Взял Иван острый меч….Стерегут царские сыновья пшеницу каждую ноч…. У окна сидела царская доч… Марья-царевна.
11 Как изменяются имена существительные?
Он к мёду поднимался и умудрялся петь:
Я тучка –тучка –тучка
Я вовсе не медведь.
Играем в игру много –ах Мало- ох
Зайцы, петух, мёд, пчёлы, ведро, олень, брюки, ножницы, тетради, веточки.
12 Этот кот-добрейший в мире.
Он мышам в своей квартире
Говорил всегда, что нужно
Кошке с мышками жить дружно.( Кот Леопольд)
По группам
Как еще изменяются имена существительные? Что такое склонение?
1 группа : Просклонять слово зима и выделить окончание
2 группа: Поставить слово в указанный падеж: Снегурочка (В.П.), Мороз( п.п.)
Снег (Т.п)Заяц (Р.п.) дом ( Д.п.) Солнышко (в.п.),
3 группа: Определите падеж у существительного Кот.
У норы добычи ждёт,
Притаившись, серый кот.
Мышь осталась без хвоста, убегая от кота.
А теперь и за версту
Не приблизится к коту.
Крыса старая, и та,
Видя грозного кота, убежит скорей под дом, чтоб не встретиться с котом.
Там дрожит и в темноте
Вспоминает о коте.
13
Всем он долго неизвестный, стал он каждому знаком.Всем по сказке интересной Мальчик-Луковка знаком
Очень просто и недлинно, он зовётся -…..
По вариантам:
Помоги Чиполино найти лишнее слово и разобрать по составу все слова
Девочки Мальчики Луковица, лук, Луковый, лукошко
2 Вариант: Носик, носище, носит ,нос
15 Он приходит
В зимний вечер
Зажигать на ёлке свечи.
Бородой седой оброс,
Кто же это? ... Творческая работа по группам 1 гр Наступила зима.2 гр животные
3 гр Люди
14 Она красива и мила
И имя ей от слова золото по группам
Какое из выделенных слов глагол, а какое существительное?
1 гр.
Затопили печь ,чтобы пироги печь.
2гр.
Была Катюша запевала, она всё песни запевала.
3 гр.
Медведь в лесу не зная правил,
Однажды мотоциклом правил.
Оценки за урок
Итог У вас на парте лежат сердечки. Кому урок не понравился- пусть сердечко останется лежать на парте.
Кому урок не очень понравился - поднимите сердечко на высоту согнутой руки.
А кому урок понравился - поднимите руку с сердечком высоко вверх.
Окончен урок и выполнен план
Спасибо ребята огромное вам!
За то, что упорно и дружно трудились , за то что вы мне все так пригодились!