Урок окружающего мира в 4 классе (ПНШ)
Тема: «Нервная система человека»
Тип урока: урок открытия новых знаний. Урок построен с использованием методов ТРКМ.
Цель урока: Формирование представления учащихся о нервной системе человека, её строении и значении.
Задачи урока: С помощью применения методов технологии критического мышления развивать умение работать с текстом осознанно, умение выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других, участвовать в совместном принятии решения, уметь сотрудничать и работать в группе.
Формировать универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД:
- обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; исходя из имеющихся критериев; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его, планировать деятельность с помощью учителя.
Познавательные УУД:
- умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; ориентироваться в содержании учебника; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; пользоваться словарями; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах.
Личностные УУД:
- умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.
Коммуникативные УУД:
- умение совместно договариваться о правилах и следовать им; оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, работать в паре, группе.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, парная, групповая работа.
Ход урока:
I.Орг.момент. Мотивация учебной деятельности. Слайд 1 2минуты
« Собраться вместе - это начало.
Держаться вместе - это прогресс.
Работать вместе - это успех».
Генри Форд
- Как вы понимаете это высказывание?
2. Проверка домашнего задания 5 минут
- Я предлагаю вам успешно поработать – выполнить задания теста по теме «Человеческий организм».
Тест «Человеческий организм» (см. доп. материал)
II. Актуализация знаний. 2 минуты
- Какой вид информации был сейчас представлен? (текстовая)
- Какие ещё виды информации вам известны? (по форме представления)
А) Графическая
Б) Числовая
В) Видеоинформация
Г) Тактильная, передаваемая ощущениями
Д) Информация, передаваемая запахами и вкусами.
- С помощью чего мы получаем информацию из окружающего мира? (органы чувств)
-С помощью чего получили информацию? (с помощью органов чувств)
-Какой орган чувств вам помог? (орган зрения)
-Какие ещё органы чувств вы знаете? (орган осязания, орган обоняния, орган вкуса)
-Соотнесите эти понятия по порядку: Слайд 2
Вкус глаза
Осязание уши
Обоняние кожа
Зрение язык
Слух нос
- Как вы думаете, что заставляет эти органы работать слаженно? (нервная система)
- А с помощью чего возможна передача информации в мозг?
- Тема нашего урока «Нервная система». Мы с вами совершим путешествие в безграничные просторы нервной системы.
Слайд 3.
3. Целеполагание. Создание проблемной ситуации.
-Я вам предлагаю поиграть в игру «Верю и могу объяснить?»
Правила таковы:
На столах лежат информационные листы в них есть табличка
Учитель задаёт вопрос, а ученики в таблицу рядом с вопросом ставят «+» или «-».
Обращаю ваше внимание на заполнение в столбике «в начале урока».
Что клетки мозга собраны в группы и каждая группа имеет свои обязанности.
Поток крови омывает весь мозг за 2 секунды?
Что нейроны - нервные клетки?
Мозг работает непрерывно, даже когда мы спим?
Спинной мозг-это диспетчер, т.е. связующее звено между головным мозгом и организмом?
Выявление «области знания-незнания». 5минут
-Что получилось? (3человека отвечают)
-Исходя из этого, какие цели вы поставите? (3-5 человек).
- Возникло много вопросов, разных мнений.
- Поможет нам во многом разобраться работа с научно – познавательным текстом.
4. Формирование новых знаний. Стадия осмысления. Работа в группах.
Сейчас вы прочитаете текст в вашем информационном листе, а потом ответите на мои вопросы.
Физминутка
Актуализация полученных знаний. Работа со словарем.
Откройте словарь в конце учебника посмотрите что такое защитные рефлексы?
На примере домино я покажу вам как действуют нервные импульсы. Человек реагирует на внешние раздражения, и нервные импульсы поступают в спинной мозг, а оттуда в головной. Происходит это быстрее секунды. Одна клетка передает следующей. И так же обратно. Мозг передает импульс к частям тела. Срабатывает защитный рефлекс. Защитные рефлексы бывают разные.
Щекотка, рефлекс с мячом, чихание, кашель, дрожь, веки.
Рефлексия.
-Вернемся к нашей игре. Возьмите таблицу и заполните колонку «в конце урока». Напоминаю вопросы.
-У кого она изменилась? У кого данные остались прежние?
-Кто достиг своей цели?
7. Валеологический самоанализ.
Как ты заботишься о своём мозге и нервах?
1. Я быстро устаю от умственной работы.
2. У меня часто болит голова.
3. Иногда у меня голова кружится.
4. На улице я веду себя неосторожно.
5. В школе я часто волнуюсь.
6. Я не всегда умею ладить с родителями.
7. Я очень обидчив.
8. В школу я хожу без интереса.
9. У меня нет любимого занятия.
10. Ночью я обычно не высыпаюсь.
Чем больше ответов «да», тем хуже ты заботишься о своём мозге и нервах.
Разработай для себя программу укрепления нервной системы.
Домашнее задание: