kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нерудные полезные ископаемые

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок из серии Lesson study.Урок- исследование.Использование кластера-схемы "Полезные ископаемые"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нерудные полезные ископаемые»



Познание мира

Урок по Lesson study 3 класс

Дата проведения: 28 января 2016 года

Учитель: Адамян С. А.

Тема: «Нерудные полезные ископаемые»

Цель: сформировать понятие о полезных ископаемых нерудного происхождения.

Задачи:

Образовательная: познакомить детей с полезными ископаемыми нерудного происхождения (глина, песок, известняк, гранит), их применением, свойствами.

Развивающая: формирование умений учебного сотрудничества — умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий  результат деятельности; развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения  учащихся в исследовательскую работу.

Воспитательная: развивать коммуникативные навыки при работе в группе.

 Тип урока: урок – исследование /

Методы урока: практический, исследовательский, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный

Формы урока: групповая, классная

Оборудование: коллекция минералов, стаканы, стеклянные колбы, вода, карточки с названием полезных ископаемых, названия групп,  камушки для рефлексии, таблицы для заполнения (по количеству групп), шапочки для выступающих с названием горных пород, ноутбук..


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Применяемые модули.

Организация класса.  Психологический настрой.


Проверка готовности класса к уроку. Эмоционально настраивает на урок.

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Все ль у вас, друзья, в порядке?
Есть учебники, тетрадки?
Настроенье каково?

Значит, будем начинать
Мир чудесный открывать
Для себя и для друзей
К новым знаниям скорей!

– А теперь улыбнитесь нашим гостям, своим друзьям.

- Посмотрите друг на друга, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.


Проверяют свои рабочие места.

Улыбаются друг другу

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.

Новые подходы в обучении.

Проверка домашнего задания.


Пересказывают и слушают остальных.


Актуализация знаний:


– Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки .

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Газ)

Камни, почву раздробил

Специальный бур -

Из земли фонтан забил,

Маслянист и бур.

Та, что есть в фонтане этом,

Всем нужна зимой и летом.

В ней потом найдут бензин,

И мазут, и керосин.      (Нефть)

Не зря она варилась

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи.   (руда) 

Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом тепло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь).

Ни огня,

 Ни света,

 А огнем блестит. (Золото)

Он очень нужен детворе.

 Он на дорожках во дворе,

 Он и на стройке, и на пляже,        

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Если встретишь по дороге,

 То увязнут сильно ноги.

 А сделать миску или вазу,

 Она понадобится сразу. (Глина)

Покрывают им дороги,

 Улицы в селениях.

 А еще он есть в цементе.

 Сам он  - удобрение. (Известняк)

Он очень прочен и упруг,

Строителям – надежный друг.

Дома. Ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (гранит)

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела.

Пробегает по доске,

Оставляет белый след (мел)

- Как одним словом мы можем назвать все эти природные богатства?

- Что такое полезные ископаемые? –

--Разделите на три группы названия полезных ископаемых.

- Почему вы так объединили ископаемые? (горючие, рудные и нерудные)

- Поверьте правильность выполнения работы по ключу.

Горючие      рудные             нерудные

Газ                железо             мрамор

Нефть          золото              песок

Уголь           медь                 глина

Торф           алюминий        известняк

                                               гранит

                                               мел

- Какие полезные ископаемые мы называем горючими?

- Почему полезные ископаемые называют рудными?

- На какие две группы можно разделить все рудные полезные ископаемые?

- А как можно различить  изделия из цветной руды и черной руды? –

--Каждое полезное ископаемое имеет своё условное обозначение на карте.  

Соотнеси условный знак и название ископаемого.

Золото                                      

Железная руда

Нефть

Газ

Уголь

Глина


- Проверьте свою работу по эталону. 



Отгадывают загадки

Отгадки прикрепляют на доску

















































Полезные ископаемые.


Это горные породы, которые человек добывает из-под земли и использует для своих нужд.


На доске вразброс расположены карточки с названием полезных ископаемых, дети располагают их в три столбика





Сверяют по эталону.

Они хорошо горят, выделяют тепло.


Они содержат металл



Руды черных и цветных металлов.



При помощи магнита.



Работают в группе.

Взаимопроверка групп.


Обучение критическому мышлению.

3. Сообщение темы урока. Проблемный вопрос.


- Вы уже многое знаете о полезных ископаемых. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о полезных ископаемых нашей страны и более подробно остановимся на некоторых нерудных полезных ископаемых.

- Как вы думаете, почему они называются нерудные?

- Нам сегодня предстоит ответить на вопрос, какое нерудное полезное ископаемое самое важное для человека?




Не содержат металл.



Управление и лидерство в обучении.

4. Работа над темой урока.


- Работать мы будем в группах.  Каждая группа – это маленькая исследовательская лаборатория. Вы будет исследовать одно ископаемое и должны доказать, что это ископаемое самое важное.

Задание:  Послушайте рассказ  ископаемого, заполните таблицу- подсказку. Она пригодится вам для ответа.

ученик №1. «Песок».

 Я  состою из мелких крупинок , очень нужен детворе, лежу на дорожках во дворе, можно встретить  на стройке и на пляже, я в стекле расплавлен даже.

Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2мм до пяти сотых миллиметра. Цвет у меня бывает различный – чёрный, зеленоватый, красноватый. Жёлтый и белый песок встречается чаще всего. Я представляю собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды. Чаще всего я образуюсь из кварца. Его жилы пронзают гранит, слюду, доломит, полевой шпат и другие породы. Обычно во мне больше всего кварца. Благодаря его присутствию, я  незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавление металла. Да и кирпич не сделаешь без песка. Песок широко применяем в строительстве.

ученик №2. «Глина»   

 Я - твердая, непрозрачная порода, рыхлая, негорючая, коричневого цвета. Используюсь  в строительстве: из глины  с добавлением песка изготавливают кирпич; когда в меня добавляют воду, то я становлюсь мягкой,  и из меня  лепят посуду.  Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Я - осадочная порода.  Как и песок, образуюсь в результате выветривания  различных горных пород, но осаждаюсь на дне морей и озёр.

ученик №3. «Известняк»

  Я - твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета камень. Используюсь в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.

    Мы залегаем в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо знакомый мел, обыкновенный известняк и мрамор.

  Мел – самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске. Мрамор – твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшений зданий.

Учитель: Образовался известняк из остатков  крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение.

ученик №4 «Гранит» 

Я - очень прочная, твердая, непрозрачная порода. Прочность – моё основное свойство.  Меня можно  найти и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из гранита. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и тёмно-красного цвета, и дымчатого. Есть во мне и черные, и белые крапинки. Больше всего человек любит гранит за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя мои свойства. Мостят мной дороги. А из-за того   что  хорошо полируюсь – гранитом украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники. Я  состою из кварца, слюды и полевого шпата.

Учитель: Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.

- Посмотрите еще раз в таблицу, сравните горные породы и скажите, какое же нерудное полезное ископаемое самое важное?

- Правильно, ребята. Нерудные полезные ископаемые человек научился использовать еще в глубокой древности. Еще не зная, как выплавлять металл, человек уже во всю пользовался глиной: делал посуду, игрушки, обмазывал глиной своё жилище.



Работают в группе.

Распределение ролей в группе. (спикеры, секретари, лаборанты, помощники лаборантов).









Слушают товарищей,

заполняют таблицу.






























































Новые подходы в обучении.




5. Физминутка.


- Перед тем , как нам приступить к опытам в наших лабораториях, я предлагаю вам хорошо отдохнуть. ФИЗМИНУТКА.

Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее мы обойдем (топают ногами),
Ее мы проплывем (плывут),
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).

Проговаривают слова.

Выполняют движения


6. Проведение опытов

- Наша работа в лабораториях продолжается. И нам предстоит ответить на вопрос, какие же свойства нерудных полезных ископаемых использует человек?

За работу принимаются лаборанты со своими помощниками.

- Демонстраторы, пронесите и покажите ученикам полезные ископаемые. А лаборанты с помощниками должны определить, какого  цвета полезное ископаемое, имеет или не имеет запаха.

Секретари не забудьте заполнять таблицу.


Полезное

 ископаемое

цвет

запах

Пропускает ли воду

Растворяется ли в воде

Другие свойства

Песок

желтый

белый

красный

серый

не имеет

пропускает

Нет

сыпучесть

Глина

коричневый

разного цвета

Имеет

сухая глина не имеет, сырая имеет

плохо

Нет

пластичность,

вязкость

Гранит

красный, розовый, серый и др.

не имеет

не пропускает

Нет

прочность,

хорошо

полируется

известняк

белый, серый, желтый

имеет

пропускает

нет

хрупкий

ОПЫТ 1: - Лаборанты, пожалуйста, подойдите к демонстрационному  столу и проведите опыт, в котором мы убедимся, пропускает ли полезное ископаемое воду.

(В стакан ставится стеклянная воронка, на дно которой ложится промокательная бумага, сверху насыпается ископаемое, затем наливается вода. Если вода прошла в воронку – пропускает воду, если вода осталось на ископаемом – не пропускает)

Вывод: песок – пропускет, глина – плохо пропускает, гранит – не пропускает, известняк - пропускает

- Не забывайте выводы заносить в таблицу.

ОПЫТ 2: - А теперь определим, растворяются ли данные ископаемые в воде.

(в стакан наливается вода, опускается в него ископаемое и размешивается ложечкой).

Вывод: данные ископаемые не растворяются в воде.

ОПЫТ 3:  - А теперь давайте определим прочность ископаемых.

(Опыты проводит учитель):

  1. Пересыпает песок из одной чашечки в другую.

Вывод: песок – сыпучий

  1. В блюдце положить глину и добавить в него воды, затем размять глину. (она стала вязкой).

Вывод: пластичная, вязкая

Учитель: Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.

  1. Стучит твердым предметом по граниту.

Вывод: Гранит очень твердый, прочный

  1. Известняк: ломает мел

Вывод: известняк – хрупкий








7. Обобщение знаний:


- Посмотрите на свои записи, посовещайтесь и ответьте на вопросы, поставленные в начале урока.

Вывод: все нерудные полезные ископаемые необходимы человеку.

Человек использует нерудные ископаемые в строительстве, потому что они не растворяются в воде, твердые.

Учитель:

- Помимо рассмотренных нами на уроке существует большое множество нерудных полезных ископаемых. Среди них:


 Фосфориты. Это осадочные горные породы, из которых получают удобрения. Фосфориты измельчают в муку и получают фосфорное удобрение, которые добавляют в почву, чтобы растения лучше росли.

Ракушечник – пористый камень, состоящий из спрессованных морских раковин. Используется в строительстве для облицовки стен.

Поваренная соль – это твердый белый камень, который человек в измельченном виде использует в пищу. Некоторые залежи соли образовались на дне древних высохших морей и озер.  

Добывают поваренную соль в Атырауской, Кызылордиской, Жамбылской и Павлодарской областях.


Презентует свою работу каждая группа. Оценивают работу групп.


Выступление учеников.


8. Оценивание: 

Наш урок подходит к концу. Старшие группы, пожалуйста, оцените работу своих одноклассников. Таблица оценок .

Поднимите руку, кто получил «5», «4». Молодцы, ребята!!!!


Зачитывают оценки

Критериальное оценивание

9. Домашнее задание: 

 Поднимите руку, кто из вас хочет больше узнать о полезных ископаемых? Дома подготовьте сообщение о полезном ископаемом. Прочитайте текст на стр.35-36, ответьте на вопросы.




10. Рефлексия: 

- Надеюсь, что знания, которые вы получили сегодня на уроке, помогут вам в дальнейшем, и вы сможете их применить в жизни.

   Подойдите и опустите камень в один из стаканов :

В первый – если вам было интересно на уроке, вы были активны, и вы узнали новое о полезных ископаемых;

Во второй стакан – вам не очень интересно,

В третий стакан – если урок для вас был просто тяжелым камнем, вам было скучно и неинтересно на уроке.

Судя по наполняемости стаканов, урок прошел для вас интересно, вы открыли для себя что-то новое.

Заполните стикеры.

Мне понравилось…

Мне не понравилось….

Я узнал….

Я расскажу…

 В вашей жизни будет много интересных уроков, на которых вы будете делать открытия и узнавать много нового. Спасибо за работу. Молодцы.


Опускают камешки в стаканы.







Заполняют стикеры и прикрепляют на доску.






Самоанализ урока познание мира по теме «Нерудные полезные ископаемые»

Цель: сформировать понятие о полезных ископаемых нерудного происхождения.

Задачи:

Образовательная: познакомить детей с полезными ископаемыми нерудного происхождения (глина, песок, известняк, гранит), их применением, свойствами.

Развивающая: формирование умений учебного сотрудничества — умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий  результат деятельности; развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения  учащихся в исследовательскую работу.

Воспитательная: развивать коммуникативные навыки при работе в группе.

 Тип урока: урок – исследование .

Методы урока: практический, исследовательский, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный

Формы урока: групповая, классная

Оборудование: коллекция минералов, стаканы, стеклянные колбы, вода, карточки с названием полезных ископаемых, названия групп,  камушки для рефлексии, таблицы для заполнения (по количеству групп), шапочки для выступающих с названием горных пород, ноутбук..

Структура урока:

Урок состоял из взаимосвязанных между собой этапов. План урока для обучающихся представлен в виде схем. Они сразу внесли коррективы в план, так как этап рефлексии является итогом нашей работы. В начале урока настроила обучающихся на работу. На этапе мотивации и актуализации изученного была поставлена цель- организовать и направить познавательную деятельность учащихся через методический инструментарий и дополнительные источники информации, дети отвечали на фронтальные вопросы, присутствовала словарная работа, использовала работу с кластером- схемой. Форма проведения данного урока- исследование. На этапе целеполагания поставили учебную задачу, разработали план действий на практической работе. Показала необ­хо­ди­мость приме­не­ния инструкции при выполнении данной практи­чес­кой работы. Для экономии времени на уроке подготовлены более подробные планы проведения опытов на основе планов из учебника. С инструкцией проведения такой работы дети знакомы. При работе в группе необходимо было правильно распределить работу, уметь выслушивать мнение каждого,следовать плану и следить за временем. Считаю, что обучающиеся справились. Подготовленные сообщения доказывают это.

Одной из задач урока было познакомить с условными обозначениямиместорождениями полезных ископаемых. Данная тема подробно будет изучена в 4 классе. Об охране полезных ископаемых будем говорить на следующем уроке. На этапе подведение итогов дали оценку проделанной работе, наметили планы на будущее. Рефлексия помогла выявить усвояемость материала, использовала оценочные листы и устный вывод. Каждый этап оценивался по соответствующим критериям.

Дети на уроке активны. Постаралась создать благоприятные условия для обучения. На этапе активизации работали со схемой « Классификация полезных ископаемых»,поставили проблемный вопрос и ответили на него, заполнили схему.

Здоровьесберегающая составляющая урока: гимнастика для глаз, физкультминутка, экологическая - вопросы охраны полезных ископаемых.

Считаю, что урок цели достиг.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Нерудные полезные ископаемые

Автор: Адамян Светлана Александровна

Дата: 03.04.2018

Номер свидетельства: 464853

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока познания мира по теме "Нерудные полезные ископаемые""
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-poznaniia-mira-po-tiemie-nierudnyie-polieznyie-iskopaiemyie"
    ["file_id"] => string(6) "250132"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447042370"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) ""Нерудные полезные ископаемые" "
    ["seo_title"] => string(34) "nierudnyie-polieznyie-iskopaiemyie"
    ["file_id"] => string(6) "224279"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438669305"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Презентация по географии "Рудные и нерудные полезные ископаемые", 10 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "prezentatsiia_po_geografii_rudnye_i_nerudnye_poleznye_iskopaemye_10_klass"
    ["file_id"] => string(6) "478256"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1537388215"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Пезентация по географии "Рудные и нерудные полезные ископаемые", 10 класс"
    ["seo_title"] => string(72) "pezentatsiia_po_geografii_rudnye_i_nerudnye_poleznye_iskopaemye_10_klass"
    ["file_id"] => string(6) "478258"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1537388797"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Урок в 3 классе по познанию мира на тему: "Полезные ископаемые и их значение в жизни человека" "
    ["seo_title"] => string(106) "urok-v-3-klassie-po-poznaniiu-mira-na-tiemu-polieznyie-iskopaiemyie-i-ikh-znachieniie-v-zhizni-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "138512"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417543588"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства