Организация класса. Психологический настрой. | Проверка готовности класса к уроку. Эмоционально настраивает на урок. Долгожданный дан звонок Начинается урок. Все ль у вас, друзья, в порядке? Есть учебники, тетрадки? Настроенье каково?
Значит, будем начинать Мир чудесный открывать Для себя и для друзей К новым знаниям скорей! – А теперь улыбнитесь нашим гостям, своим друзьям. - Посмотрите друг на друга, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока. | Проверяют свои рабочие места. Улыбаются друг другу | Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников. Новые подходы в обучении. |
Актуализация знаний: | – Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки . На кухне у мамы Помощник отличный. Он синим цветком Расцветает от спички. (Газ) Камни, почву раздробил Специальный бур - Из земли фонтан забил, Маслянист и бур. Та, что есть в фонтане этом, Всем нужна зимой и летом. В ней потом найдут бензин, И мазут, и керосин. (Нефть) Не зря она варилась В доменной печи, На славу получились Ножницы, ключи. (руда) Он чёрный, блестящий, Людям помощник настоящий. От него кругом тепло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. (Уголь). Ни огня, Ни света, А огнем блестит. (Золото) Он очень нужен детворе. Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, И он в стекле расплавлен даже. (Песок) Если встретишь по дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу, Она понадобится сразу. (Глина) Покрывают им дороги, Улицы в селениях. А еще он есть в цементе. Сам он - удобрение. (Известняк) Он очень прочен и упруг, Строителям – надежный друг. Дома. Ступени, постаменты Красивы будут и заметны. (гранит) Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела. Пробегает по доске, Оставляет белый след (мел) - Как одним словом мы можем назвать все эти природные богатства? - Что такое полезные ископаемые? – --Разделите на три группы названия полезных ископаемых. - Почему вы так объединили ископаемые? (горючие, рудные и нерудные) - Поверьте правильность выполнения работы по ключу. Горючие рудные нерудные Газ железо мрамор Нефть золото песок Уголь медь глина Торф алюминий известняк гранит мел - Какие полезные ископаемые мы называем горючими? - Почему полезные ископаемые называют рудными? - На какие две группы можно разделить все рудные полезные ископаемые? - А как можно различить изделия из цветной руды и черной руды? – --Каждое полезное ископаемое имеет своё условное обозначение на карте. Соотнеси условный знак и название ископаемого. Золото Железная руда Нефть Газ Уголь Глина - Проверьте свою работу по эталону. | Отгадывают загадки Отгадки прикрепляют на доску Полезные ископаемые. Это горные породы, которые человек добывает из-под земли и использует для своих нужд. На доске вразброс расположены карточки с названием полезных ископаемых, дети располагают их в три столбика Сверяют по эталону. Они хорошо горят, выделяют тепло. Они содержат металл Руды черных и цветных металлов. При помощи магнита. Работают в группе. Взаимопроверка групп. | Обучение критическому мышлению. |
4. Работа над темой урока. | - Работать мы будем в группах. Каждая группа – это маленькая исследовательская лаборатория. Вы будет исследовать одно ископаемое и должны доказать, что это ископаемое самое важное. Задание: Послушайте рассказ ископаемого, заполните таблицу- подсказку. Она пригодится вам для ответа. ученик №1. «Песок». Я состою из мелких крупинок , очень нужен детворе, лежу на дорожках во дворе, можно встретить на стройке и на пляже, я в стекле расплавлен даже. Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2мм до пяти сотых миллиметра. Цвет у меня бывает различный – чёрный, зеленоватый, красноватый. Жёлтый и белый песок встречается чаще всего. Я представляю собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды. Чаще всего я образуюсь из кварца. Его жилы пронзают гранит, слюду, доломит, полевой шпат и другие породы. Обычно во мне больше всего кварца. Благодаря его присутствию, я незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавление металла. Да и кирпич не сделаешь без песка. Песок широко применяем в строительстве. ученик №2. «Глина» Я - твердая, непрозрачная порода, рыхлая, негорючая, коричневого цвета. Используюсь в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич; когда в меня добавляют воду, то я становлюсь мягкой, и из меня лепят посуду. Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Я - осадочная порода. Как и песок, образуюсь в результате выветривания различных горных пород, но осаждаюсь на дне морей и озёр. ученик №3. «Известняк» Я - твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета камень. Используюсь в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов. Мы залегаем в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо знакомый мел, обыкновенный известняк и мрамор. Мел – самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске. Мрамор – твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшений зданий. Учитель: Образовался известняк из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение. ученик №4 «Гранит» Я - очень прочная, твердая, непрозрачная порода. Прочность – моё основное свойство. Меня можно найти и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из гранита. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и тёмно-красного цвета, и дымчатого. Есть во мне и черные, и белые крапинки. Больше всего человек любит гранит за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя мои свойства. Мостят мной дороги. А из-за того что хорошо полируюсь – гранитом украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники. Я состою из кварца, слюды и полевого шпата. Учитель: Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли. - Посмотрите еще раз в таблицу, сравните горные породы и скажите, какое же нерудное полезное ископаемое самое важное? - Правильно, ребята. Нерудные полезные ископаемые человек научился использовать еще в глубокой древности. Еще не зная, как выплавлять металл, человек уже во всю пользовался глиной: делал посуду, игрушки, обмазывал глиной своё жилище. | Работают в группе. Распределение ролей в группе. (спикеры, секретари, лаборанты, помощники лаборантов). Слушают товарищей, заполняют таблицу. | Новые подходы в обучении.
|
6. Проведение опытов | - Наша работа в лабораториях продолжается. И нам предстоит ответить на вопрос, какие же свойства нерудных полезных ископаемых использует человек? За работу принимаются лаборанты со своими помощниками. - Демонстраторы, пронесите и покажите ученикам полезные ископаемые. А лаборанты с помощниками должны определить, какого цвета полезное ископаемое, имеет или не имеет запаха. Секретари не забудьте заполнять таблицу. Полезное ископаемое | цвет | запах | Пропускает ли воду | Растворяется ли в воде | Другие свойства | Песок | желтый белый красный серый | не имеет | пропускает | Нет | сыпучесть | Глина | коричневый разного цвета | Имеет сухая глина не имеет, сырая имеет | плохо | Нет | пластичность, вязкость | Гранит | красный, розовый, серый и др. | не имеет | не пропускает | Нет | прочность, хорошо полируется | известняк | белый, серый, желтый | имеет | пропускает | нет | хрупкий | ОПЫТ 1: - Лаборанты, пожалуйста, подойдите к демонстрационному столу и проведите опыт, в котором мы убедимся, пропускает ли полезное ископаемое воду. (В стакан ставится стеклянная воронка, на дно которой ложится промокательная бумага, сверху насыпается ископаемое, затем наливается вода. Если вода прошла в воронку – пропускает воду, если вода осталось на ископаемом – не пропускает) Вывод: песок – пропускет, глина – плохо пропускает, гранит – не пропускает, известняк - пропускает - Не забывайте выводы заносить в таблицу. ОПЫТ 2: - А теперь определим, растворяются ли данные ископаемые в воде. (в стакан наливается вода, опускается в него ископаемое и размешивается ложечкой). Вывод: данные ископаемые не растворяются в воде. ОПЫТ 3: - А теперь давайте определим прочность ископаемых. (Опыты проводит учитель): Пересыпает песок из одной чашечки в другую. Вывод: песок – сыпучий В блюдце положить глину и добавить в него воды, затем размять глину. (она стала вязкой). Вывод: пластичная, вязкая Учитель: Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством. Стучит твердым предметом по граниту. Вывод: Гранит очень твердый, прочный Известняк: ломает мел Вывод: известняк – хрупкий | | |
7. Обобщение знаний: | - Посмотрите на свои записи, посовещайтесь и ответьте на вопросы, поставленные в начале урока. Вывод: все нерудные полезные ископаемые необходимы человеку. Человек использует нерудные ископаемые в строительстве, потому что они не растворяются в воде, твердые. Учитель: - Помимо рассмотренных нами на уроке существует большое множество нерудных полезных ископаемых. Среди них: Фосфориты. Это осадочные горные породы, из которых получают удобрения. Фосфориты измельчают в муку и получают фосфорное удобрение, которые добавляют в почву, чтобы растения лучше росли. Ракушечник – пористый камень, состоящий из спрессованных морских раковин. Используется в строительстве для облицовки стен. Поваренная соль – это твердый белый камень, который человек в измельченном виде использует в пищу. Некоторые залежи соли образовались на дне древних высохших морей и озер. Добывают поваренную соль в Атырауской, Кызылордиской, Жамбылской и Павлодарской областях. | Презентует свою работу каждая группа. Оценивают работу групп. Выступление учеников. | |
10. Рефлексия: | - Надеюсь, что знания, которые вы получили сегодня на уроке, помогут вам в дальнейшем, и вы сможете их применить в жизни. Подойдите и опустите камень в один из стаканов : В первый – если вам было интересно на уроке, вы были активны, и вы узнали новое о полезных ископаемых; Во второй стакан – вам не очень интересно, В третий стакан – если урок для вас был просто тяжелым камнем, вам было скучно и неинтересно на уроке. Судя по наполняемости стаканов, урок прошел для вас интересно, вы открыли для себя что-то новое. Заполните стикеры. Мне понравилось… Мне не понравилось…. Я узнал…. Я расскажу… В вашей жизни будет много интересных уроков, на которых вы будете делать открытия и узнавать много нового. Спасибо за работу. Молодцы. | Опускают камешки в стаканы. Заполняют стикеры и прикрепляют на доску. | |