kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Непроизносимый согласный звук – нулевой звук

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Непроизносимый согласный звук – нулевой звук

Цель: организация деятельности учащихся по ознакомлению и первичному закреплению непроизносимого согласного звука в словах.

Задачи урока:

Образовательные: учить проверять слова с непроизносимыми согласными, подбирать родственные слова;

Развивающие: развивать навыки правильно подбирать проверочные слова.

Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Непроизносимый согласный звук – нулевой звук»

Технологическая карта урока

Тема урока: Непроизносимый согласный звук – нулевой звук

Цель: организация деятельности учащихся по ознакомлению и первичному закреплению непроизносимого согласного звука в словах.

Задачи урока:

Образовательные: учить проверять слова с непроизносимыми согласными, подбирать родственные слова;

Развивающие: развивать навыки правильно подбирать проверочные слова.

Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку.

Планируемые результаты:

Личностные

осознавать свои возможности в учении, способы адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении;

Предметные

Научиться применять в письменной речи правила чередования согласных в корне слов;

Метапредметные

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

Коммуникативные: уметь излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения;

Познавательные: использовать различные способы поиска, сбора, обработки и анализа информации.

Оборудование: учебник, ТПО.





Ход урока

Структурные части урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно- мотивационный этап

  1. Организационный момент



-Доброе утро! Проверьте все ли готово у вас к уроку. Присаживайтесь.

(Проверяю готовность учащихся к уроку)


-Желаю всем успеха на уроке! Вперед за знаниями!


Общий настрой класса на учебную работу.

  1. Минутка чистописания











  1. Актуализация знаний





















  1. Постановка темы

( с использованием проблемной ситуации)

-Начнем урок с минутки чистописания.

-Вспомните над каким знаком мы работали вчера на минутки чистописания?


-На столах лежат карточки. Посмотрите на 1 строчку.

-Какой 1 знак вы видите?

-Да. Ваша задача прописать до конца строки ъ знак красиво, ровно, каллиграфическим подчерком.

-Глазки опустили на следующую строчку.

-Прочитайте слово, какое написано.

-Подъем. Что вы можете сказать про это слово

-Где он стоит?

-Перед какой буквой написан?

-А перед какими еще буквами пишется?


-Какую функцию выполняет ъ знак в этом слове? (что делает?)

-Придумайте предложение с этим словом.

-Рядом, на этой же строке, каллиграфически пропишите это слово 1 раз.

-Все стараются, пишем.

-Посмотрим на 4 строчку. следующее слово?

- Придумайте предложение с этим словом.

-Запишите ваше предложение на последней пустой строке.

-Отложили в сторону карточки.

-Еще раз повторим написание разделительного ъ и ь знака


-Открываем тетради, записываем число. Посмотрите на особенность написания числа.

-Состоит из 3-х слов. Двадцать- произносим {двацать} пишем грамотно, двадцать пятое апреля.

-Классная работа. Удвоенная сс. Будьте внимательны.

- Сегодня мы начнем изучать новую тему.

-А вот какую вы поймете немного позже.

-Посмотрите на доску.

Я увидел звездное небо/ Я увидел звезное небо

-Прочитайте предложения.

-Посмотрите, выскажите свое мнение. Почему в предложении слова написаны по-разному. Какое предложение записано правильно. В каком допущена ошибка Посчитайте сколько букв в слове звездное

-Запишите транскрипцию слова звездное в тетради.

- Сколько в слове звуков?

-Почему у нас разные ответы?

-Какой вопрос возникает? Как правильно писать такие слова, где в слове встречаются непроизносимые согласные как: д,т,л? Они называются непроизносимыми.


+ИЗМЕНТЬ ( взять анализ из диплома)




-А почему такое произошло, какой звук выпал?

-Какое название можно дать звуку, который не произносится?

-Совершенно верно!

-Тема нашего урока: непроизносимый согласный звук- нулевой звук.

-И сегодня мы будем учиться подбирать родственные слова к словам с непроизносимым согласным звуком.


Работали над ь знаком

Ъ



В слове есть ъ знак

После приставки, перед корнем

Е, Ё, Ю, Я, И


Разделяет

На горе крутой подъем.



Объявление





Рассказывают правила



Записывают число и кл.раб в тетр






Читают предложение

8- 7

[з]
[в’]
[о]
[з]
[н]

[о]
[Йэ]

Непроизносимый




  1. Получение новых знаний (соотнесение старой и новой информации)

  1. Операционно- деятельностный этап

- Ребята, в русском языке, есть слова, в которых не все звуки произносятся.

-Например:

Со{нц}е капу{сн}ый

-Произнесите слова.

-Но писать эти слова нужно по- другому

-СоЛнце, капусТный.

-Почему?

-Потому что в этих словах звук то пропадает, то появляется.

-Еще раз произнесем слово солнце

-мы не слышим звук л

-А произнесем слово солнечный. Сразу услышим.

Точно так же с капустным. Произнесите слова капуста. Очень четко слышим звук т.

Значит можно сделать вывод буква может обозначать и нулевой звук то есть непроизносимый. ПОВТОРИМ ВСЕ ВМЕСТЕ.

И звук (л)

Схема в учебнике стр. 130

Точно также буква Т

-Ребята, если вам встретилось слово, где есть непроизносимый согласный звук

-Что нужно сделать?

-Нужно подобрать родственное слово, для проверки написания, такое чтоб непроизносимый согласный звук- слышался и произносился четко и ясно, то есть появился настоящий.

-Итак, если вам встретится слово с непроизносимым согласным звуком, что нужно сделать.

1.Прочитай слово.



2. Подбери к нему родственное (однокоренное) слово, чтобы на месте нулевого звука появился настоящий.



  1. Если настоящий звук появился, то пишем букву, его обозначающую, и в проверяемом слове,

если настоящий звук не появился – то букву, его обозначающую, в проверяемом слове не пишем.



4.Запиши слово правильно.

Подчеркни непроизносимую согласную букву.


-Раздаю вам памятки. И если встретится слово с непр.согл. то будете ей пользоваться

- Открыли учебник на стр. 131.

-Найдите задание 137.

-Прочитайте четверостишье

-Какие слова вам встретились, в написании которых вы бы засомневались?

-Будем разбираться.

-ПИШУ НА ДОСКЕ

-грус.но- подберите родственное слово.

-Даю подсказку в первых 2 строчках есть родственные слова.

-Какие?

-Грусть произнесите слово. Четко слышится?

- Значит и в слове грустно мы тоже напишем букву т. Потому что корень в родственных словах пишется одинаково.

Вкус.но

-подберите, родственные слова.

Вкус, вкусен,

-Появилось что – то новое?

-Значит мы пишем так как есть, ничего не вставляя.

-Когда с утра вы заходите в класс, что вы говорите?

-Зра.ствуйте

-Послушайте как мы его произносим.

Звук (В) в этом слове не произносится

А вот в слове здравие. Мы его слышим четко.

-Поэтому и в корне слова здравствуй мы пишем букву в.

-Рассмотрим упражнение 138.

(работаем по учебнику- устно)





Слушают учителя
















Грустно вкусно











Да






















нет

2.Работа в тетрадях

-Найдите упр. 139

-Прочитай.

-Запишите в тетради упражнение

-(работаем по учебнику, выполняем задания)

КОММЕНТИРОВАННОЕ ПИСЬМО

-Пишем и рассуждаем.

-Отлично.



Записывают упражнения в тетрадь.

Физминутка

-А сейчас немного отдохнем.

-Выполним гимнастику для глаз

-посмотрите глазками на вверх, вниз, вправо, влево

-Глазками нарисуйте в воздухе 8

(повтор 2-3 раза)

-Отлично. Продолжаем работать.

Выполняют гимнастику для глаз.

  1. Закрепление пройденного

-Переходим к следующему упражнению.

-Записываем в тетради упражнение 139.

-Прочитай задание. Что от нас требуется?

-Прочитай текст.

-По цепочке с 1 ряда объясняем написание слов.

-Как напишем?

-Запишите текст самостоятельно.

-Проверьте правильно ли вы написали. Не допустили ли ошибок?

Записывают упражнение в тетради

Объясняют написание слов

самостоятельно записывают текст



  1. Подведение итогов урока





  1. Рефлексия

  1. Итогово-рефлексивный этап

-А теперь давайте подведем итог нашего урока. 
-Над какой темой мы сегодня работали? 

-Еще раз повторим правило (рассказывают правило)

- Кому было трудно на уроке?

Рефлексия «На уроке я..»

-Встаньте, те..

  1. На уроке я работал хорошо мне все понятно.

  2. На уроке некоторые задания вызывали затруднения

  3. На уроке задания были трудные, я многое не понял

-Открываем дневники, записываем д.з

Д/З : ТПО с. №

Отвечают на вопросы, делают выводы. Оценивают свою работу на уроке

Записывают д.з

Подпись учителя: Оценка:

НЕПРОИЗНОСИМЫЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК

1.Прочитай слово.



2. Подбери к нему родственное (однокоренное) слово, чтобы на месте нулевого звука появился настоящий.

3.Если настоящий звук появился, то пишем букву, его обозначающую, и в проверяемом слове.



Если настоящий звук не появился – то букву, его обозначающую, в проверяемом слове не пишем.



4.Запиши слово правильно.

Подчеркни непроизносимую согласную букву.

НЕПРОИЗНОСИМЫЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК

1.Прочитай слово.



2. Подбери к нему родственное (однокоренное) слово, чтобы на месте нулевого звука появился настоящий.



3.Если настоящий звук появился, то пишем букву, его обозначающую, и в проверяемом слове.


Если настоящий звук не появился – то букву, его обозначающую, в проверяемом слове не пишем.



4.Запиши слово правильно.

Подчеркни непроизносимую согласную букву.

НЕПРОИЗНОСИМЫЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК

1.Прочитай слово.



2. Подбери к нему родственное (однокоренное) слово, чтобы на месте нулевого звука появился настоящий.



3.Если настоящий звук появился, то пишем букву, его обозначающую, и в проверяемом слове.


Если настоящий звук не появился – то букву, его обозначающую, в проверяемом слове не пишем.



4.Запиши слово правильно.

Подчеркни непроизносимую согласную букву.

НЕПРОИЗНОСИМЫЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК

1.Прочитай слово.



2. Подбери к нему родственное (однокоренное) слово, чтобы на месте нулевого звука появился настоящий.



3.Если настоящий звук появился, то пишем букву, его обозначающую, и в проверяемом слове.


Если настоящий звук не появился – то букву, его обозначающую, в проверяемом слове не пишем.

4.Запиши слово правильно.

Подчеркни непроизносимую согласную букву.

НЕПРОИЗНОСИМЫЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК

1.Прочитай слово.



2. Подбери к нему родственное (однокоренное) слово, чтобы на месте нулевого звука появился настоящий.



3.Если настоящий звук появился, то пишем букву, его обозначающую, и в проверяемом слове.


Если настоящий звук не появился – то букву, его обозначающую, в проверяемом слове не пишем.



4.Запиши слово правильно.

Подчеркни непроизносимую согласную букву.

НЕПРОИЗНОСИМЫЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК

1.Прочитай слово.



2. Подбери к нему родственное (однокоренное) слово, чтобы на месте нулевого звука появился настоящий.



3.Если настоящий звук появился, то пишем букву, его обозначающую, и в проверяемом слове.


Если настоящий звук не появился – то букву, его обозначающую, в проверяемом слове не пишем.

4.Запиши слово правильно.

Подчеркни непроизносимую согласную букву.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Непроизносимый согласный звук – нулевой звук

Автор: Болькина Виктория Александровна

Дата: 29.08.2021

Номер свидетельства: 585976

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока на тему: "Непроизносимый согласный звук – нулевой звук""
    ["seo_title"] => string(65) "konspekt_uroka_na_temu_neproiznosimyi_soglasnyi_zvuk_nulevoi_zvuk"
    ["file_id"] => string(6) "513044"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1559409732"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Урок русского языка по теме "Чередование согласных в корне слова. Непроизносимые согласные". "
    ["seo_title"] => string(103) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-chieriedovaniie-soghlasnykh-v-kornie-slova-nieproiznosimyie-soghlasnyie"
    ["file_id"] => string(6) "118736"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413222463"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Урок-исследование на тему: « Самое загадочное чередование согласных в корнях слов: чередование настоящего звука с нулевым» "
    ["seo_title"] => string(143) "urok-issliedovaniie-na-tiemu-samoie-zaghadochnoie-chieriedovaniie-soghlasnykh-v-korniakh-slov-chieriedovaniie-nastoiashchiegho-zvuka-s-nulievym"
    ["file_id"] => string(6) "137558"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417367899"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "тест по русскому языку 3 класс"
    ["seo_title"] => string(34) "tiest-po-russkomu-iazyku-3-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "304450"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1457715330"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства