Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Непроизносимый согласный звук – нулевой звук"»
Конспект урока русского языка во 2 классе на тему «Непроизносимый согласный звук – нулевой звук».
Задачи урока: Уточнить алгоритм рассуждения при написании слов с непроизносимыми согласными в корне; учить пользоваться орфографическим, орфоэпическим, толковым словарями; формировать умение делить слова на группы по видам орфограмм. Развитие орфографической зоркости, наблюдательности и логического мышления; обогащение словарного запаса и привитие интереса к родному языку.
Оборудование: учебник «Русский язык» 2-й класс 2,3 части (УМК «ПНШ», тетрадь для самостоятельной работы №2, интерактивная доска, презентация к уроку).
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.
Ход урока
I .Самоопределение к деятельности
- Доброе утро, мои дорогие исследователи русского языка.
-Продолжаем составлять азбуку хороших слов.
- Каким вы хотите видеть урок? Назовите слова на букву П.
(Дети называют слова: поучительным, полезным, познавательным, прекрасным, прелестным, памятным…).
- Постараемся, чтобы наш урок стал именно таким.
II .Постановка темы и цели урока.
- Всё на свете из чего-то состоит: облака из множества водяных капелек, лес – из деревьев, речь – из предложений.
-Прочитайте предложение (Слайд №2):
Ужас.но интерес.но всё то, что неизвес.но!
- Из чего оно состоит?
Д: Предложение состоит из слов.
- Определите вид пропущенной орфограммы в словах и назовите тему урока (Слайд №3).
- Посмотрите, с помощью каких предметов Маша старается объяснить Мише особенность этого согласного звука. (Миша пришел на урок в шапке-ушанке и валенках).
– Причем тут валенки на ножках?
Д: В валенках ступают неслышно.
- А почему шапка-ушанка на голове?
Д: Звуки не слышатся.
- Зная тему урока, дополните цель.
Д: Будем учиться грамотно писать слова с непроизносимыми согласными.
III.Актуализация знаний о непроизносимом согласном.
- Что вы знаете о написании непроизносимого согласного?
Д: Непроизносимый согласный нужно проверять.
- Как проверить непроизносимый согласный?
Д: Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять.
И за звуком непонятным
Быстро гласный звук искать.
- Объясните написание слов в предложении(Слайд №4):
Ужас.но интерес.но всё то, что неизвес.но!
Работа в парах. Составление памятки. (Слайд №5)
-Распределите в паре способ действий, который необходим для правильного написания непроизносимого согласного. Выберите нужные пункты и расставьте порядок действий:
подбираю проверочное слово, в котором безударный гласный в корне стал ударным;
подбираю проверочное слово, в котором парный согласный слышится отчетливо;
подбираю родственное слово, в котором непроизносимый согласный слышится отчетливо;
пишу непроизносимый согласный, если он есть в проверочном слове;
не пишу непроизносимый согласный, если его нет в проверочном слове;
запоминаю, если не проверяется;
- Сравните с эталоном алгоритма . Самооценка.
подбираю родственное слово, в котором непроизносимый согласный слышится отчетливо;
пишу непроизносимый согласный, если он есть в проверочном слове;
не пишу непроизносимый согласный, если его нет в проверочном слове;
- Обратите внимание: в способах действий для правильного написания безударных гласных и парных согласных подбирается проверочное слово, а для непроверяемого согласного – родственное?
- Как вы думаете, почему?
Д: Проверить безударный гласный и парный согласный можно двумя способами: изменяя форму слова или подбирая родственное слово, а непроизносимый согласный – только подбирая родственное слово.
IV.Расширение знаний по теме урока.
-Вы уже много знаете,
Но вокруг еще много неизвестного.
-Хотите узнать больше?
-А можете узнать больше?
-Готовы работать?
-Продолжаем.
Словарная работа.
-Прочитайте предложение: Зага.ка для ума вкус.на и сла.ка!
-Вы согласны с этой пословицей? Выскажите свое мнение.
- Какую особенность вы заметили? В какой форме стояли слова?
Д: Слова назывались в начальной форме.
4. Упражнение 149.
- Прочитайте текст.
- Вы прочитали отрывок из сказки «О ёжике и медвежонке». (Слайд №10)
- Вы уже знакомились на уроках литературного чтения с произведениями С.Козлова. (Слайд №11)
- Давайте вспомним и другие произведения этого писателя. (Слайд №12)
- Посмотрите на условное обозначение, как мы будем работать с текстом?
Д: Обращаться за помощью к словарю «Пиши правильно».
- Возьмите заготовленный текст и приступим к работе.
-Как будем проверять?
Д: Устно по цепочке проговорим.
- Какое еще задание нужно выполнить?
Д: Выписать выделенное слово, разобрать по составу.
- Чем воспользуемся?
Д: Подсказкой Мыщи.
-В чем состояла помощь Летучей Мыши?
Д: Показала, как с помощью словообразующих частей, которые есть в слове «подоконник», образуются другие слова.
5. Организация групповой и индивидуальной работ.
Работа у доски в уголке преобразований.
(Задания выполняют 3 человека).
- Если нужна помощь, вызовите себе ученика-помощника.
Работа трех учащихся на местах по индивидуальным карточкам.
- А мы работаем над упражнением 150. (Слайд №13)
- Прочитайте задание. На что нужно обратить внимание?
Д: Как слова произносятся.
Чтение слов по словарю «Произноси правильно».
- Прочитайте пары слов:
знаменитый – известный
веселый – радостный
здешний – местный
унылый - ?
- Как называются такие слова?
Д: Синонимы.
- Продолжите по аналогии: какое слово из упражнения является близким по значению к слову «унылый»?
Д: Скучный.
- Запишите.
- Какого человека мы называем унылым?
- Куда обратимся за помощью?
Д: К толковому словарю.
-Какое слово нашли?
- Каким словом из толкового словаря можно заменить слово «скучный», чтобы слова во втором столбике были с одинаковой орфограммой?
Д: Грустный.
- Назовите орфограмму.
Проверка работ в уголке преобразований.
1 задание
Прочитай цепочки слов, объясни написание слов. Найди «лишнее» слово в каждой цепочке.
Звёз?ный, проез?ной, счас?ливый.
Праз?ник, сер?це, поез?ка.
Взгрус?нуть, свис?нул, хрус?нуть.
Вкус?ный, парус?ный, сенокос?ный.
Разбор сложного слова по составу
Сенокосный
2. Прочитай
Стоят чудесные весенние деньки. Чудесный наряд деревьев радует глаз. У нас чудесное настроение.
- Что это?
Уч: Текст.
- Понравился тебе текст? Как можно изменить текст, чтобы он прозвучал?
Д: Использовать синонимы.
хорошие чудные прекрасные прелестные
хороший чудный прекрасный прелестный
хорошее чудное прекрасное прелестное
Чтение отредактированного текста.
- Назови слова с непроизносимым согласным звуком.
3.Прочитай слова. Соедини пары слов в словосочетание. Объясни написание слов.
чес.ный событие
ус.ный погода
радос.ное писатель
ненас.ная поступок
извес.ный час
доблес.ный ответ
поз.ний воин
- Какое из слов первого столбика можно назвать «лишним»?
Уч: Поздний.
-Объясни.
- Что помогло тебе при составлении словосочетаний?
- На что ты обращал внимание?
Уч: Соотносил слова по значению и роду.
Vl. Рефлексия деятельности.
- Чему учил вас сегодняшний урок?
Д: Написанию слов с изученными орфограммами в корне слова.
- Какая орфограмма была «дежурной» на уроке?
Д: Непроизносимый согласный звук.
Оценивание работы учащихся на уроке. (Слайд №14)
- Каким для вас было общение на уроке?
-Выделите только три слова.
- Подчеркните слова с непроизносимым согласным звуком.
ДЛЯ МЕНЯ ОБЩЕНИЕ НА УРОКЕ БЫЛО:
Деловым;
Игровым;
Интересным;
Поучительным;
Познавательным;
Полезным;
Радостным;
Прекрасным;
Чудесным.
Домашнее задание. - При выполнении дома упражнения 86 в ТПО вы еще потренируетесь в решении орфографических задач. И я предлагаю вам прочитать рассказ о большой морской птице( буревестнике), водном растении( тростнике) и белой бабочке( капустнице). Обратите внимание на орфограмму в словах-названиях этих представителей живой природы.
Работа в группах.
- А закончим урок словами Константина Паустовского.
- Соберите высказывание по указанному правилу.
l группа. Соберите высказывание как пазлы.
ll группа. Соберите высказывание по порядку расположения цветов в радуге.
lll группа. Соберите высказывание в порядке увеличения чисел.
472 724 742 247 274 427
lV группа. Расположите слова в порядке усиления значения данных слов: