kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-исследование на тему: « Самое загадочное чередование согласных в корнях слов: чередование настоящего звука с нулевым»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок является систематическим продолжением изучения орфографии, выделения «опасных» мест в словах. Основной способ овладения умений выделения орфограммы – практическая деятельность учащихся в разных речевых ситуациях, системно-деятельностный подход в обучении.

 

        Цель урока:

- привлечь внимание к наличию орфографической проблемы при обозначении буквами определенных сочетаний звуков;

- помочь осознать их как опознавательный признак еще одной орфограммы корня: буквы на месте «опасных» сочетаний звуков [ сн, сь, нь, зд, зь, дь, ств] - ввести новую орфограмму «непроизносимый  согласный»;

 - развивать орфографическую зоркость, внимание к значению слова

Задачи урока:

1. Формирование умения находить родственные (однокоренные) слова, соотносить месторасположение морфем в слове; находить изученные орфограммы;

2. Развитие логических операций мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация),  эмоциональной и волевой сферы, памяти, произвольного внимания,

3. Воспитание бережного отношения к русскому языку, положительного отношения к дисциплине, умения сотрудничать в группе.

Оборудование: учебник, тетради на печатной основе, мультимедийная установка, индивидуальные карточки  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование на тему: « Самое загадочное чередование согласных в корнях слов: чередование настоящего звука с нулевым» »

Урок-исследование на тему: « Самое загадочное чередование согласных в корнях слов: чередование настоящего звука с нулевым»

Урок русского языка. УМК «Перспективная начальная школа» 2 класс.



Урок является систематическим продолжением изучения орфографии, выделения «опасных» мест в словах. Основной способ овладения умений выделения орфограммы – практическая деятельность учащихся в разных речевых ситуациях, системно-деятельностный подход в обучении.

Цель урока:

- привлечь внимание к наличию орфографической проблемы при обозначении буквами определенных сочетаний звуков;

- помочь осознать их как опознавательный признак еще одной орфограммы корня: буквы на месте «опасных» сочетаний звуков [ сн, сь, нь, зд, зь, дь, ств] - ввести новую орфограмму «непроизносимый согласный»;

- развивать орфографическую зоркость, внимание к значению слова

Задачи урока:

1. Формирование умения находить родственные (однокоренные) слова, соотносить месторасположение морфем в слове; находить изученные орфограммы;

2. Развитие логических операций мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация), эмоциональной и волевой сферы, памяти, произвольного внимания,

3. Воспитание бережного отношения к русскому языку, положительного отношения к дисциплине, умения сотрудничать в группе.

Оборудование: учебник, тетради на печатной основе, мультимедийная установка, индивидуальные карточки



Ход урока.

1.Организационный момент.

– Ребята, а вы любите тайны? А когда– нибудь приходилось разгадывать?

- А сегодня готовы попытаться разгадать одну?

- А если это тайна русского языка, готовы?

2.Актуализация опорных знаний.

-Перед вами текст , который вызывает у меня много вопросов, и очень мало ответов. Познакомьтесь с ним.


« Самое загадочное чередование согласных в корнях слов:

чередование настоящего звука с нулевым»


-На что вы сразу обратили внимание? (загадочное, т.е. придется разгадать)

- Что уже знакомо? ( чередование согласных в корнях)

-Что вызывает вопрос? (чередование звука с нулевым )

-Встречался ли термин «нулевое»? (да, окончание)

-В какой морфеме нам предлагают исследовать это чередование? (в корне)


- Итак, объектом нашего наблюдения будет слово, а точнее корень, в котором происходит чередование согласных звуков.

-Попробуйте сформулировать тему исследования (Чередование настоящего звука с нулевым в корне слова)


-Сформулируйте цели :

1)познакомиться с корнями, в которых происходит чередование настоящего звука с нулевым;

2) научиться видеть такие слова, их писать.


-Таки образом познакомиться с новой орфограммой. Что такое орфограмма?


-Вспомните алгоритм работы с орфограммой.

1) выделить в слове орфограмму (Найти опасное место)

2) определить орф. задачу (поставить вопрос: какую букву выбрать)

3)сформулировать правило (выбрать нужную букву по проверочному слову)


- Для любого исследования нужна гипотеза, предположение. И она хорошо видна из орфографического алгоритма:


-Если в слове есть нулевой звук,

то должно быть слово,

где этот звук становится настоящим.


Работа над темой урока. (рабочая тетрадь)

–Перед вами текст.

Любит заяц лист капустный.

Нет капусты – вот беда.

-Найдите родственные слова.

-Какое слово помогло образоваться новому?

-Сделайте транскрипцию слова КАПУСТЫ. Теперь второго слова.

В одном из них мы слышим Т, в каком? в другом нет. В каком?

-Сколько звуков в корне 2 слова [капуст - а ] -6, [ капус - ный] – 5. Почему?

- Вспомните правило написания корней в однокоренных словах. Где можно найти подсказку? ( уч № )

- Т.е. правило о едином написании корня не работает?


- Попробуем подобрать еще несколько родственных слов и понаблюдать за ними

(капустка, капустница)

- Сделайте транскрипцию слова. Рассмотрите корень.

-Какой вывод? ( Звук Т то появляется, то исчезает, т.е. чередуется с нулевым.)

-Можно ли сказать, что на месте слияния корня и суффикса есть орфограмма?

-Как бы вы ее назвали?


-Иногда согласные играют с нами в прятки: они не произносятся, но пишутся в тетрадке! Это орфограмма непроизносимая согласная в корне слова.

Приступим к решению орфографической задачи.

_-Мы предположили, что если в корне есть нулевой звук, то есть слово, в котором он слышится.

- Есть ли они среди записанных?


- Давайте потренируемся. А поможет нам текст П. Синявского.

Если вдруг находит грусть,

Это очень груСТНо

Если вдруг находят груздь,

Это очень вкуСНо.


-Найдите в первых двух строчках родственные.

-В каком слышим звук [Т]?

-Подберите родственные слова (грустить, погрустнел).

-В каком слове звук настоящий, а в каком нулевой?


-Прочитайте две последние строчки. Чтобы решить как писать «вкусно» или «вкустно» надо подобрать родственные слова (вкусненько) вкусы, вкус. Значит, пишется без Т.


Вывод


-Завершая наше исследование, вновь вернемся к гипотезе: верна ли она?

–Как проверить непроизносимый согласный звук?


Закрепление изученного.


--Медленно прочтите текст. Прислушайтесь к каждому слову. Найдите 3 слова, где есть непроизносимый согласный.

- Какие слова обнаружили? Как доказывали свое решение?

-Выпишите эти слова, докажите, что есть слово, где этот звук стоит в сильной позиции.


Ученики получили радостное известие.

В школу приедут известные спортсмены.

Это участники Олимпийских игр.

Они расскажут о своих спортивных достижениях.


Итог урока.

-Что нового узнали ?

-Как называется орфограмма, которую узнали?

-Наше исследование – это начало работы по теме: « Самое загадочное чередование согласных в корнях слов: чередование настоящего звука с нулевым»

и если вам не терпится продолжить его дальше, то советую прочитать страницы учебника, где Маша и Миша составят вам хорошую компанию в этом деле. (стр. 129-131)



Планируемые результаты

Виды деятельности на уроке

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

  • подбирать родственные (однокоренные) слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне;

  • находить орфограммы в указанных учителем словах;

  • применять правила правописания;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать слова с чередующимися согласными звуками;

  • использовать орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.


Личностные УУД

У учащегося будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;

  • ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарища.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • интереса к познанию русского языка;

  • самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.


Делать познавательные «замечания»

Участвовать в учебном диалоге, принимать чужую точку зрения

Задавать познавательные вопросы

Оценивать себя Продолжить фразу учителя

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

  • принимать роль в учебном сотрудничестве;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем;

  • на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы в сотрудничестве с учителем, одноклассниками.


Характеризовать алгоритм выделения орфограммы, использовать его.

Классифицировать слова по разным основаниям

Контролировать действия морфемного разбора во внутреннем плане

Проводить рефлексию с учетом заданных критериев


Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • пользоваться схемами, символами, знаками;

  • строить сообщение в устной форме;

  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

  • анализировать объекты с выделением признаков;

  • проводить сравнение, классификацию изученных объектов при указании количества групп;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проводить сравнение по самостоятельно выделенным основаниям.

Отвечать на поставленные вопросы

Составлять классификацию

Анализировать слова, выделять существенные признаки



Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

  • воспринимать другое мнение и позицию;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

Обучающийся получит возможность научиться:

  • договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

  • адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.



Беседовать, отвечать на вопросы по теме

Соглашаться или не соглашаться с одноклассниками


Выделять изученные орфограммы






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Андреева Надежда Анатольевна

Дата: 30.11.2014

Номер свидетельства: 137558


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства