1.Мотивационно-целевой ( 7 мин.) 2.Ориентировочный. ( 3 мин.) 3.Поисково- исследовательский. ( 15 мин.) 4.Практический. ( 15 мин.) 5.Рефлексивно- оценочный. ( 5 мин.) | Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме, организовать самостоятельную постановку цели Организовать самостоятельное планирование И выбор методов поиска информации Организовать поиск решения проблемы Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний Осмысление процесса и результата деятельности | Создание проблемной ситуации Беседа Поиск путей решения Беседа . Выполнение упр. Оценка своей работы | Фронтальн. работа. Фронт. работа Фронт. работа Фронт. работа Индивид. работа Фронт. работа Фронтальн. работа | -Здравствуйте, садитесь! Давайте вспомним, о чем вы говорили на прошлом уроке? Выполним тест 23 на стр.35 - В названии темы урока «... – кормилица» потерялось слово, найдите его, разгадав загадку. Меня бьют, колотят, ворочают, режут, А я всё терплю и добром плачу. ( Земля. ) На доске и в тетрадях тема : «Земля – кормилица». - Сформулируйте цели нашего урока: - Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют « кормилицей». Вспомните, как называется верхний слой земли (почва) - Давайте выясним, что входит в состав почвы. Видео с опытами. На доске составляется схема « Состав почвы» ПОЧВА воздух соли вода гумус песок глина Зависит ли цвет цвет почвы от перегноя? — В природе существует большое число типов почв. Это зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы. Изучением почв занимаются учёные- почвоведы. — Каждой природной зоне соответствует свой тип почвы. -Какие природные зоны вы знаете? -Предположите, как могут называться почвы в названных вами природных зонах. -Давайте проверим, верны ли были ваши предположения. Работа по учебнику. Проверьте себя по тексту учебника на с. 161. ( самостоятельное чтение) Итог. Обсуждение. В тундре преобладают …тундровые почвы. Тундровая почва- светлая, почему? (в ней мало перегноя). В тайге и в смешанных лесах …подзолистые почвы сероватого цвета. Они самые распространённые в нашей стране. В лиственных лесах- …серые лесные почвы. Как вы думайте, где почва более плодородная в хвойном или лиственном лесу?(В лиственном лесу) В степях… преобладают черноземные почвы. Болотная почва - ..содержит толстый слой торфа. Луговая почва -… в ней достаточно перегноя. Давайте сравнить луговую почву на берегу реки и на возвышенности. Какая почва более плодородная? ( На берегу рек) Какая почва, на ваш взгляд, самая плодородная? Мы познакомились с типами почв, их свойствами, но не ответили на вопрос « Почему землю называют кормилицей?» Сейчас я раздам вам текст, ваша задача прочитать текст, озаглавить его и ответить на вопросы. Сказка о волшебной кладовой. - Послушайте сказку о волшебной кладовой. «Положишь в нее горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь одну картофелину – получишь много. Эта волшебная кладовая у нас под ногами. Как зовется она? (Земля-кормилица). Да только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, сеют, удобряют. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать.? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля- матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зёрна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.» - Что называют волшебной кладовой? Почему? - Что издавна делает земля-матушка? (кормит) - Как можно назвать землю? (кормилицей) - Мы с вами выяснили, почему землю называют кормилицей. И чем плодороднее почва, тем выше урожаи. Но и она - наша кормилица- нуждается в защите. Ведь один сантиметр почвы образуется в природе за 250 – 300 лет. Чтение статьи учебника на стр. 162-163 - Почва на полях тоже нуждается в защите. Давайте прочитаем об этом в учебнике и составим памятку «Как защитить почву на полях». Правильно использовать верхний слой почвы при строительстве и добычи полезных ископаемых; сажать полезащитные полосы; проводить снегозадержание; правильно распахивать; умеренно поливать и употреблять удобрения. Работа в тетрадях: № 1 обсуждаем, приклеивают дома. № 2 письменно № 4 письменно Наш урок подходит к концу. Ребята что нового вы узнали на уроке? Почему землю называют кормилицей? Оцените свою работу на уроке: - Я вспомнил…. - Мне удалось… - Мне понравилось… - Я могу похвалить себя за…. Домашнее задание: №1,3 на стр. 74-75 в рабочих тетрадях. | - Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. - Выполняют тест в специальных тетрадях. - Отгадывают загадку, находят пропущенное слово. - Формулируют тему урока. - Формулируют цели урока. - Почва - Смотрят видео с опытами. - Совместно с учителем составляют схему. - Да, чем больше в почве перегноя, тем темнее почва. - Называют известные им природные зоны. - Выдвигают свои предположения. - Проверяют предположения, работают с учебником. - Обсуждают с учителем. - Тундровые почвы. - В тундровой почве мало перегноя. - Подзолистые почвы. - Серые лесные почвы. - В лиственном лесу, там больше листьев и соответственно больше перегноя, чем больше перегноя, тем плодороднее почва. - Чернозёмные почвы. - Болотные почвы. - Луговые почвы. - Более плодородная почва на берегу рек. - Чернозёмная. - Читают текст, озаглавливают его, отвечают на вопросы. - Землю, почву; Положишь в нее горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь одну картофелину – получишь много. - Кормит. - Кормилицей. - Читают учебник на стр.162-163. - Составляют памятку «Как защитить почву». - Работают в рабочих тетрадях. - Отвечают на вопросы и оценивают работу на уроке. | Коммуникативные: учатся правильному произношению Регулятивные: умение формулировать тему урока. Познавательные: Умение разгадывать загадки. делать выводы. Коммуникативные: Слушают товарищей, высказывают своё мнение. Познавательные: Выдвигают гипотезы, выделяют материал, который будет использован Коммуникативные: осознанно строить речевые высказывания, слушать и понимать речь других, работать в паре, уметь сформулировать свои мысли в устной форме. Познавательные: отвечать на вопросы. Уметь применять знания, умения и навыки изученные ранее. Уметь воспринимать задание; сравнивать, оценивать результат своей деятельности. Регулятивные: обнаруживать и исправлять ошибки. Познавательные: делать выводы. Познавательные: осуществлять сравнение и умение делать выводы; выделять существенные признаки, устанавливать аналогии. Регулятивные: умение определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. умение преобразовывать информацию из одной формы в другую Личностные: Осознают свою значимость владения методами научного познания Регулятивные: Оценивают степень достижения цели. |