Цели: воспитывать чувство гордости за национальную культуру, историю, способствовать формированию толерантного отношения к культуре, традициям народов России.
Планируемые результаты: учащиеся научатся презентовать рассказ о жизни и традициях народов России в творческой форме.
Оборудование: в центре класса бутафорский теремок, изображения государственных символов России, национальные блюда, костюмы, компьютер.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Наши проекты. Окружающий мир.»
Открытый урок по окружающему миру
Тема: «Фестиваль народов России»
/Наши проекты/
Дата проведения: 16.11.2016 г.
Праздник «Фестиваль народов России»
Наши проекты. «За страницами учебника»
Цели: воспитывать чувство гордости за национальную культуру, историю, способствовать формированию толерантного отношения к культуре, традициям народов России.
Планируемые результаты: учащиеся научатся презентовать рассказ о жизни и традициях народов России в творческой форме.
Оборудование: в центре класса бутафорский теремок, изображения государственных символов России, национальные блюда, костюмы, компьютер.
Ход урока
(слайд №1)
Ведущий: Россия- федеративная республика. Глава государства – президент. Государственный язык – русский. Столица – Москва. В России зарегистрированы 83 субъекта: 2 города федерального значения, 18 республик, 49 областей, 10 краёв, 4 округа. Россия – многонациональная страна, в ней живут более 100 народов. Большинство из них- коренные народы, но территорию нашей страны населяют также более 60 народов, основное место проживания которых находится за рубежом. Посмотрите на экран.
(слайд № 2)
Коренные народы России- 93 % (из них более 81 %- русские)
Народы стран ближнего зарубежья- 6%
Народы дальнего зарубежья – 1 %
Русская: В России множество народов:
Другой язык, другие песни.
Но так уж суждено судьбою,
Всегда они повсюду вместе.
Ведущая: В некотором царстве, в некотором государстве стоял теремок не низок, не высок. Шёл как-то русский человек, увидел теремок и решил остаться там жить. А так как держал он путь издалека, сел русский человек подкрепиться: достал из котомки блины и не спеша покушал. И почувствовал себя так одиноко, захотел развеять тоску. Достал любимую балалайку и заиграл песню весёлую, плясовую.
(Играет русскую плясовую мелодию)
Ведущая: И вдруг за дверью послышался стук.
Татарин: Исямисес! Я- татарин, смелый, как барс, готовлю чак-чак, играю на инструментах курай и гармони. Возьмите меня к себе и не будете скучать. А какие у нас проходят сабантуи!
(исполняет татарский танец в национальном костюме)
Ведущая: И снова стук в дверь.
Чувашка: Ыра кун! По численности чуваши занимают 5 место в России. Наш край известен вышивкой, дубравами, песнями и душистым хмелем.
(исполняет чувашскую песню в национальном костюме)
Украинец: Здоровеньки буллы! Я- украинец. Отважный, как медведь и хитрый, как лиса, пустите к себе жить.
Ведущая: И русский со всей широтой души своей принял гостя, как родного брата.
Украинец: Культура украинского народа очень древняя, мы сохранили многие свои обычаи. Одним из таких обычаев является праздник Ивана Купалы, который связан с летним поворотом солнца к зиме. Таинственна ночь на Ивана Купалу, полна всяких чудес. Если умыться купальной росой, весь год не будешь. Девушки плетут венки, водят хороводы.
Украинка: (поёт песню)
Ой там на Ивана, Тай на Купала. Там дивчинонька Квиты збырала, Квиты збырала. Виночэк плэла, До ричкы нысла, В воду кыдала.
Ведущая: в гостеприимный теремок стало заходить много гостей. Все они были в разных национальных костюмах, говорили на разных языках.
Армяне: Барэф! Мы из солнечной Армении. Любим готовить далму, принимать гостей.
(исполняют армянский танец в национальных костюмах)
Ведущая: посмотрите на карту России. На севере страны живут ненцы, ханты и манси, а в тайге – буряты, якуты, эвенки. Суровые условия проживания отражены в национальных костюмах. Что вы можете сказать об особенностях этих костюмов? (тёплые, с меховой оторочкой). Рассмотрите костюмы народов Кавказа. Какое сходство вы видите в их костюмах?
Ведущая: Разные гости побывали в теремке. А что объединяло все наши народы?(ответы) Это устное народное творчество или фольклор. Что относится к фольклору? (ответы)
В устном народном творчестве заключена мудрость всех народов. У многих народов России есть похожие сказки, загадки, пословицы. Давайте все вместе поиграем.
1 тур. Игра «Аукцион». Какие сказки народов России вы знаете?
(выигрывает команда, назвавшая сказку последней)
2 тур. Игра «Отгадай загадку». Отгадайте загадки народов и найдите отгадки на доске. На обратной стороне рисунков прочитайте, какому народу принадлежит загадка.
С неба сыплется пшено- Ни курица не клюёт, Ни человек не жуёт. Солнце увидит- уберёт./Снег/ (мордовская)
Старик-шутник На улице стоять не велит, За нос домой тянет. /Мороз/ (татарская)
Кто в году четыре раза Переодевается? /Земля/ (якутская/
Угли пылают- Совком не достать, Ночью их видно, А днём не видать. /Звёзды на небе/ (русская)
3 тур. Игра «Собери пословицу».
*смелость – половина счастья (башкирская)
* больше всего устаёшь от безделья (карельская)
*умному весь мир родина (чеченская)
*делай для другого, учись для себя (абхазская)
Ведущая: Все, кто живёт на севере, Дальнем востоке, на юге, в Поволжье, одинаково назовут свою родину – Россия. Как называется наше государство? Назовите столицу нашего государства. Что является государственными символами нашего государства?
Ученик 1: Слово «гимн» образовано от греческого «гимнос» - восхваление. Это торжественная песня или мелодия исполняется во время поднятия флага, во время национальных праздников, во время воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнения гимна любой страны люди встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
(исполнения гимна России)
Ученик 2: Герб- это такой государственный символ, которым можно любоваться как произведением искусства, можно его читать, разгадывать. Фон герба красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита золотой двуглавый орёл. На груди орла изображение всадника. Это Георгий Победоносец. В руке у него серебряное копьё, которым он сражает змея. Чёрный змей – символ зла, и он повержен героем.
Ученик 3: Государственный флаг представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трёх горизонтальных полос.
Взвейся в небо, флаг Российский, гордый! В лучезарном небе вознесись! Триколором – белым, синим, красным, Гражданин России, ты гордись!
Ведущая: у каждого народа России есть не только песни и танцы, но и игры. Предлагаю вам сыграть в чувашскую народную игру «Пекарь».
Ученик 4: На свете живут разноцветные дети, Живут на одной разноцветной планете. И эта планета на все времена У всех разноцветных людей лишь одна!
Ученица: Давайте, ребята, назло непогодам Обнимем планету своим хороводом! Развеем над нею и тучи, и дым, В обиду её никому не дадим!
(дети встают в хоровод, взявшись за руки.)
Ведущая: в завершении нашего фестиваля напишем добрые пожелания всем народа России на ладошках. (изготавливают ладошки из цветного картона, вывешивают на доску в виде солнца)