kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Начало Московского царства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока окружающего мира на тему: «Начало Московского царства» 4 класс.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Начало Московского царства»



КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема: Начало Московского царства

Цель деятельности учителя: формирование представления о Московском княжестве эпохи его укрепления и расширения во время правления князя Ивана III; формирование знаний о деятельности Ивана Грозного как первого царя Московской Руси; формирование знаний о переменах в стране, которые произошли при Иване IV.


Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать: о Московском княжестве эпохи его укрепления и расширения во время правления князя Ивана III; о деятельности Ивана Грозного как первого царя Московской Руси; о переменах в стране, которые произошли при Иване IV; понятия

Земский собор, Судебник, мечеть, казаки.

  • уметь: рассказывать о роли князя Ивана III и царя Ивана Грозного в укреплении и расширении Московской Руси; сравнивать московский Успенский собор и Успенский собор города Владимира.

Личностные:

  • осознавать важность преемственности в государственных поступках людей, обладающих властью;

  • понимать необходимость консолидации граждан во имя независимости и безопасности единого Отечества;

  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

  • проводить самооценку своих действий, поступков.


Тип урока: «открытие нового знания».

Оборудование: Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений, рабочая тетрадь. Ч. 2 / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая (Перспектива); презентация Power Point 2013, раздаточный материал.


Этап

Методы и приёмы

Содержание деятельности

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Самоопределение к деятельности


  • Здравствуйте, ребята!


Мы пришли сюда учиться!

Не лениться, а трудиться!

Работаем старательно!

Слушаем внимательно!

  • Меня зовут Дарья Константиновна, сегодня урок окружающего мира у вас буду вести я.

  • Улыбнитесь друг другу. Садитесь.

  • Давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на партах должен лежать пенал, учебник, рабочая тетрадь.

Я вижу что вы готовы к уроку, молодцы ребята, можем начинать!

Приветствуют учителя



Эмоционально настраиваются на работу



Р: самоопределение к деятельности





К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками





II. Актуализация знаний и мотивация



  • Перед тем, как мы начнем изучать новую тему, нам надо вспомнить тему прошлого урока.

  • Итак, скажите тему прошлого урока.

  • Верно. Вам предстоит выполнить тест, после мы его проверим, и узнаем насколько хорошо вы усвоил тему прошлого урока.





  • «Москва – преемница Владимира»











П: ориентирование в своей системе знаний


П: выстраивание логической цепи рассуждений,

Доказательств




К: осознанное и произвольное построение речевого высказывания








Р:


Саморегуляция в ситуации затруднения





И так, я думаю уже все закончили, можем проверять.


Вы называете ответ, а я вам говорю, верный он или нет.


  1. Дмитрий Иванович

  2. Донской. Ребята, а чему его прозвали донским? Правильно, молодцы!

  3. Битва состоялась в 1380 году

  4. Вера объединила русских людей.

  5. Киев

  6. Русь перестала платить дань. А на ваш взгляд, эта победа помогла укрепить русский дух?

  7. Пересвет и Ослябя. Ребята, а кто такие монахи?


- Совершенно верно! Молодцы!

Ребята, поднимите руки, у кого все ответы совпали.

Вы отлично Выполнили тест!

Теперь поднимите руки у кого есть ошибки.

Ничего страшного ребята, не стоит расстраиваться, я уверена, что в следующий раз вы постарайтесь получше и у вас всё обязательно получится.




Так его прозвали по названию реки Дон, на правом берегу которой у впадения в неё реки Непрядвы состоялась битва.


Да, эта победа помогла русскому народу уверовали в свою могучесть и силу.



Это члены религиозной общины, которые добровольно выбрали монашество.





К: аргументация своего мнения и

позиции

III. Постановка учебной задачи

  • Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы слушайте внимательно.

  • Вот, он первый Кремль сосновый,
    за бревенчатой стеной.
    Так родился город новый,
    И назвался он Москвой.
    Да не город – деревушка,
    На пригорке том церквушка,
    Кучка княжьих теремов
    Да десятка два домов.
    Появились у медведей
    Очень шумные соседи:
    Провели они дороги,
    Что ни шаг — то дом, то двор.
    Из насиженной берлоги
    Зверь уходит дальше в бор.
    И под стенами Кремля
    Пашут пахари поля,
    Пашут землю деды наши
    Русской древнею сохой.
    На приволье первых пашен
    Хлеб родится неплохой!
    Водят скот и рыбу ловят,
    Добывают воск и мед,
    Срубы новые готовят,

Деревушка всё растёт

Царством кличат уж её

Князем был Иван там III

Славный парень на Руси

Возводил он стены эти

Всего года 43

Как вы думаете, о чем это стихотворение?

Да, правильно, а о чем именно нам хотел рассказать автор стихотворения?

Совершенно верно! Как вы думаете, о чем мы с вами на уроке узнаем?

Ребята, вы правы, сегодня на уроке мы узнаем как образовалось московское царство. Это будет темой нашего урока




Слушают стихотворение


Словесный: беседа, объяснение

Стихотворение о Москве и о Иване III


О том, как строилась и росла Москва, и какой вклад внёс Иван III.

П: подведение под понятие

Практический: упражнение, пробное действие

Мы узнаем о том, как образовалось московское царство.




Наглядный: демонстрация



К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью







IV. Открытие нового знания



Пришло время совершить путешествие в далекое-далекое прошлое, мы с вами перемещаемся в древнюю Москву.


  • Ребята, прошло сто лет после Куликовской битвы. Московское княжество еще более

расширилось и усилилось, присоединив к себе большинство русских земель. Давайте же вспомним, как появилась Москва, кто ни будь знает легенду о Москве ?

Легенда о Москве

В 1462 году московским князем стал Иван III, правнук Дмитрия Донского. Детские годы молодого царевича были омрачены междоусобными княжескими войнами: он не раз оказывался в плену. По характеру царь был весьма суров, чем известен был в широких кругах.


Воспринимают информацию


П: структурирование знаний



К 17 годам Иван, хорошо знавший ратное дело, стал воеводой.

Когда власть над Русью перешла в руки Ивана Васильевича, ему шёл двадцать третий год. Московское княжество расширилось и усилилось, присоединив к себе большинство русских земель. В состав Московского государства стали входить Ярославское, Ростовское, Тверское и Новгородское княжество.

Московский князь был теперь главным среди всех князей.

При Иване III Русское государство стало почитаемым и уважаемым во многих государствах Европы и Азии. Государь начал отправлять послов ко дворам европейских монархов.

В Кремле началось большое строительство: в Москву был приглашён итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, который построил Успенский собор — главный храм Русского государства. В этот период был создан каменный княжеский дворец, началось возведение новых кремлёвских стен и восемнадцати башен из красного кирпича.

По смотрите на слайды, на нем изображён кремль возведенный Иваном III и наш современный, какой вывод мы можем сделать если сравним их?

Были сооружены церковь Ризоположения и Благовещенский собор.

В 1497 году был издан первый со общегосударственный свод законов — Судебник, что способствовало сплочению всех подвластных Москве земель.

Для помощи в управлении государством была собрана Боярская дума — совет из знатных людей — и созданы два органа государственного уровня: Дворец и Казна. Первый следил за землями великого князя, занимался судебными делами. Второй управлял финансами, хранил государственные документы.

Иван III был женат на Софье Палеолог-греческая царевна из династии Палеологов, девушка воспитывалась в небывалой роскоши, была красива, её описывают как кареглазую, темноволосую девушку. Именно Софья привезла на Русь двухглавого орла, позже он стал главным символом герба.

При Иване III изменилась печать, на ней появился двуглавый орёл, а на обратной стороне печати изображался всадник с копьём.

Давайте посмотрим на герб того времени и сравним с современным. Что общего вы заметили? Какие отличия увидели вы?

Двуглавый орел стал также и символом освобождения Руси от Орды, о котором мы сейчас и узнаем…

Летом 1480 года орда во главе с ханом вновь двинулась на русские земли. Московский князь повёл навстречу Ахмату своё войско, в котором, как гласит летопись, насчитывалось около 180 тысяч воинов. Недалеко от Калуги

протекает неширокая река Угра. Русское войско заняло броды (места, где реку мог перейти пеший или конный воин), и все попытки хана Ахмата перейти реку закончились неудачей. Началось знаменитое стояние на Угре. Русские и монгольские войска встали друг против друга на противоположных сторонах реки, и никто не решался первым начать наступление. Так продолжалось до октября. Дело шло к зиме, и монголы решили поторопить

события. Монголы страдали от холода и голода, начали гибнуть кони. А у русского войска на родной земле был надежный тыл, запасы продовольствия и фуража (корм для коней). Князь Иван убедился, что монголы через Угру не пройдут, и решил отвести свое войско.

«Отступили сыновья русские от берега, тогда татары, страхом одержимые, побежали,

решив, что если берег отдает им Русь, то, значит, хочет с ними биться!» – записал летописец. Так ушли монголы с Русской земли.

Этот день – 11 ноября 1480 года – принято считать днем освобождения Руси от монголо-татарского ига.

От этой борьбы русский народ бежал в необжитые районы в степь, на речные острова Дона, на волжские горы Жигули. Эти вольные люди назывались казаками. Они впоследствии верно служили Отечеству, охраняя его границы.

Годы правления Ивана III подошли к концу, но к нему на смену пришёл Иван IV о котором вы сейчас самостоятельно прочитаете, но прежде чем прочитать, ответьте на вопросы по тексту.

  • В каком году Иван III стал князем?

  • Сколько ему было тогда лет?

  • Какие княжества стали входить в состав московского государства?

  • Молодцы!

- Нет, мы не знаем.

- Иван III воздвиг красные стены Кремля, и по сей день стены нашего кремля красные, они являются символом нашей страны.


На современном гербе и на гербе того времени изображен двухглавый орел. Отличие заключается в том, что на современном гербе двухглавый орел у себя в лапах держит скипетр и державу.

- В 1642 г.

  • 23 года

  • В состав Московского государства стали входить

Ярославское, Ростовское, Тверское и Новгородское княжество.

  • Мальчик был его «глазами», и отец дал ему титул великого

князя.

П: анализ, синтез, обобщение





осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);









К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью




V. Первичное

закрепление во внешней речи

Как изменилась жизнь на Руси?


  • Русь шаг за шагом преодолевала междоусобицы и раздробленность. Московские князья уже не ездили в Орду за ярлыком. И

великокняжеский престол

передавался уже от отца к сыну.

  • Орда распалась на несколько частей. Ханы жестоко воевали друг с другом.

  • Вольные люди, бежавшие в необжитые районы.

  • Он получил земли близ Москвы.

На них выросло Касимовское царство в помощь Руси.

  • Иван III


  • Росли сила и достоинство Москвы

  • Московское княжество

расширялось, Иван III посылал воевод на Урал и в Сибирь, заключил союз с Крымом

  • Князь хотел, чтобы внешний вид Москвы соответствовал её достоинству.

  • Аристотель Фиораванти

- Иван III

  • Воспринимают информацию

-Царское место или Мономахов трон.


-Внук Ивана III Иван IV






Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения



- Почему Орда потеряла своё былое могущество?



- Кто такие казаки?



  • Почему татарский царевич перешел на службу к Московскому князю? Как пригодилось Руси такое соседство?

  • Какой князь положи конец ордынскому владычеству?

  • Как изменилось отношение к Московскому княжеству?

  • Как изменились границы Руси при Иване III?

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью


- Почему князь Иван III заботился и о совершенствовании внешнего вида Москвы?

- Как звали итальянского архитектора, построившего Успенский собор в Москве?

- Какой титул взял себе князь Иван III?

- Молодцы!

- Кто продолжил укрепление русской государственности и стал первым русским царём?

- Верно!



П: построение логической цепи, рассуждений


Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения







Физкультминутка


Видеоролик



VI. Включение в систему знаний, повторение


  • Сейчас прочитайте текст на стр. 33-35 про себя. После прочтения я задам вопросы.

  • Заканчиваем.

  • Какие задачи стояли перед молодым царём?

- Теперь ребята нам нужно сравнить Успенский собор в Москве и Успенский собор во Владимире. Можно ли сказать, что храм построен по образу и подобию Успенского собора во Владимире?


- Кто забыл, как выглядит Успенский собор во Владимире, посмотрите на слайд презентации


- Правильно! Молодцы.


  • Как было организовано управление в Московском царстве?


  • Что такое Земский собор?


  • Ребята, а как называлось место царя в соборе?


  • Отлично. Вы можете увидеть, как

  • выглядело царское место, посмотрев на слайд.

  • Что такое Судебник?


  • Как Иван IV укреплял торговые связи?


  • Какие крепости возникли на пути царского войска в Казань?

  • Какие народы стали жить в Московском царстве?

  • Как это отразилось на культуре и религии страны?

Читают



  • Нужны были законы, чтобы судить и решать дела по праву, а не по своеволию.

  • Первыми помощниками царю во благо державы должны были стать Земский собор и Судебник

  • Земский собор – собрание верных и разумных людей от каждой земли.

  • Царское место или Мономахов трон


-Да, можно. Успенский собор в Москве построен по образу и подобию Успенского собора во Владимире, и на это указывают многие факторы. Эти храмы


Похожи внешне: оба выстроены из белого камня, оба шестистопные, и оба были местом для коронации и венчания императоров, царей и князей.




  • Судебник – это книга законов, общих для всей Руси.

  • С помощью безопасного пути по Волге на восток

  • Свияжск, Михайлов и Шатск


  • Татары, мордва, казаки и др.



П: осознанное и произвольное

выстраивание речевого высказывания












П: ориентирование в своей системе знаний;

умение сравнивать,

объясняя выбор критерия для сравнения



  • Посмотрите на иллюстрации на стр. 34. Что мы видим?

  • А вы знаете, что такое мечеть?

Приверженцы какой веры молятся в мечети?

  • Мечеть – это культовое здание в исламе, где совершаются богослужения и произносятся проповеди.

  • Сейчас поработайте в парах, рассмотрите эти иллюстрации, сравните мечеть и храм.

  • Что вы можете сказать,

сравнив внешний вид мечети и храма? Есть различия? Какие?

  • Молодцы!


  • Какие народы вошли в состав Русского государства?

  • Как вы поняли, почему на территории

современной России живет столько разных народов?

  • Какие традиции в их общении сохранились с тех времен?

  • Молодцы!


  • Одни приняли веру предков – ислам, другие крестились и приняли христианскую веру.

  • Мусульманскую мечеть и православный храм в кремле города Казани

  • Нет


Рассматривают иллюстрации


  • Храм и мечеть имеют схожести только в цветовой гамме. Купола, столпы, окна, и в их целом

архитектура сильно различаются.


  • Народы бывшей Орды – татары, башкиры, мордва, чуваши и др.

  • Россия – многонациональное государство.


  • Традиции добрососедского сожительства разных народов.


  • Да










Л: умение видеть и признавать ошибки



К: учёт разных мнений



К: точное и полное


Выражение своих мыслей


П: выполнение действия по алгоритму




Л: умение видеть и признавать ошибки





V. Самостоятельная работа с взаимопроверкой


  • Ребята, сейчас у нас будет небольшая самостоятельная работа. Я раздам вам тесты, ваша задача выбрать правильные ответы.

  • Подпишите ваши работы. Приступаем к выполнению. Первые три человека, кто закончат, поднимите руку, я проверю ваши работы и поставлю оценки.

  • Заканчиваем.

  • Проверяем. Обменяйтесь работами с соседом по парте, возьмите красную ручку. Сверьте работу с ответами на слайде. Если ответ правильно, то ставим «+», если

неправильный, то «-».

  • Передайте работы на первую парту.


  • Открываем дневники, записываем домашнее задание. Оно представлено на слайде.

Учебник: читать стр. 32-35.



Слушают задание




Выполняют самостоятельную работу





Проверяют работы



Р: саморегуляция





Р: контроль, коррекция, оценка действий партнера

VI. Рефлексия и подведение итогов



  • Давайте вспомним, какая тема у нас была?

  • Какие цели ставили перед собой?

  • Тема нашего урока: Начало Московского царства.

  • 1. Познакомиться с биографией Ивана III и Ивана IV.

2. Узнать об объединении русских земель.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности





  • Были достигнуты поставленные цели?

  • Сейчас я вам раздам листочки, а вы

подчеркните на них всё, что характеризует вашу работу на уроке.


  • Урок окончен. Спасибо за работу.

3. Узнать о переменах в Московском царстве при Иване III и Иване IV.

- Да

Оценивают работу


П: рефлексия способов и условий действий




Л: самооценка



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
«Начало Московского царства

Автор: Бихтякова Дарья Константиновна

Дата: 19.12.2025

Номер свидетельства: 679447

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Программа элективного курса по истории "Рассказы русских летописей" 10 класс (профильное обучение) "
    ["seo_title"] => string(104) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-istorii-rasskazy-russkikh-lietopisiei-10-klass-profil-noie-obuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "106080"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402939837"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "северная война 1700 - 1721 гг. "
    ["seo_title"] => string(32) "sieviernaia-voina-1700-1721-ghgh"
    ["file_id"] => string(6) "174679"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424168489"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Рабочая программа по истории ФГОС "
    ["seo_title"] => string(36) "rabochaia-proghramma-po-istorii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "127588"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415345554"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Урок на тему "История Вооружённых Сил России в дореволюционный период""
    ["seo_title"] => string(68) "uroknatiemuistoriiavooruzhionnykhsilrossiivdorievoliutsionnyipieriod"
    ["file_id"] => string(6) "295869"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455884404"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Разработка классного часа по теме "Край мой - гордость моя""
    ["seo_title"] => string(60) "razrabotka_klassnogho_chasa_po_tiemie_krai_moi_ghordost_moia"
    ["file_id"] => string(6) "402158"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490113384"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства