Просмотр содержимого документа
«Наблюдения за словоизменение имени существительного"»
Тема урока «Наблюдение за словоизменением имен существительных»
Цель урока: 1.Познакомить обучающихся с изменением имен
существительных по падежам;
2.Формировать навыки и умения правописания падежных
окончаний имен существительных;
3.Расширять знания обучающихся об имени существительном;
4.Развивать память ,наблюдательность,практические навыки
логического мышления , внимания ; навыки самоконтроля и
самооценки ;
5.Воспитывать чувство уважения к русскому языку ;интерес
к его изучению
Оборудование:
-орфографические модели –памятки;
-разноуровневые задания для работы в парах;
Ход урока
1.Организационный момент .
Учитель : -Ребята, я начну урок с предложения «Слово дается человеку для передачи мысли, чувств,доли правды другим людям.» 2
Учитель:-Как понимаете смысл сказанного?
Ученик:-Необходимо знать историю слова,как оно образовалось,каким способом получило жизнь.
Необходимо пополнять свой запас слов.Для того,чтобы правильно, точно передавать свои мысли.Быть понятным собеседнику,правильно общаться.
Учиться употреблять слова в речи, чтобы она была грамотной, красивой.
Учитель:-Да,ребята,конечно же.От колыбели до глубокой старости , словом.Учимся понимать, и произносить слова раньше, чем ходить.
Для человека слово стало чем –то привычным, обыденным.мы подчас не задумываемся над тем, каким бесценным богатством владеем.
И сегодня на уроке я хочу предложить вам еще раз пропеть хвалу русскому слову-двигателю мысли.
_Скажите ,а ваши высказывания о русском слове, можно использовать как задачи нашего урока ?
Ученик:- Конечно , можно
Ребята ,давайте запишем предложение ,выделим опасные места-орфограммы.
Выполним синтаксический разбор предложения .
Ученик:-Простое, с однородными членами предложения (второстепенными членами ); повествовательное;.распространенное.
Учитель:-Начертим схему предложения.А какие предложения еще существуют в русском языке?
Ученик:-Сложные,предложения с прямой речью.
Учитель:-Молодцы,ребята.
А теперь внимательно посмотрите на предложение. Слов какой части речи встречается в нем больше? А если проанализировать нашу речь?
Да,именно существительные это самая представительная часть речи. На долю имен существительных приходится 44% от слов других частей речи.
Что вы знаете об имени существительном?
Ученик:-часть речи (определение);постоянные признаки(род, одушевленные или неод ,)непостоянные признаки (число);члены предложения (подлежащее,второстепенные члены предложения).
Учитель:- Посмотрите на текст на доске:
Слово имеет свое устройство. Чтобы владеть слово, надо знать его историю. О слове слагают оды, песни. К употреблению слова надо относиться бережно.
Учитель: - Что скажите о тексте? Какое слово повторяется? Это одно и тоже слово или разные слова? Что заметили?
Ученик: Текст не организован ;Выделенное слово не вступает во взаимосвязь с другими словами предложения .
Учитель: Как поступить ?
Ученик: -Изменить форму слова.
Учитель: - Как это будем делать?
Ученик: -Будем задавать вопрос к выделенному слову.
Учитель:- Что изменяли?форму слова ,как изменяли?(по вопросам);для чего? (связи слов в предложении)
Учитель:-Что происходило со словом :словоизменение или словообразование?
Ученик:-словоизменение .
Учитель: -Такое изменение существительных называется изменением по падежам.
Чем же мы будем заниматься на уроке ?
Ученик: -Мы будем изменять имена существительные по падежам
Учитель - Познакомимся с названием падежей,историей их происхождения,
Ученик:- (Что?) слово, владеть (чем?) словом, слагают (о чем?) о слове, к употреблению (ЧЕГО?)слова.
Учитель: Откройте учебники на странице 95 упр. 118 прочитаем вывод.
ФИЗМИНУТКА
Какое новое слово услышали ?
П А Д Е Ж ---латинского происхождения переводиться на русский язык ,как « падение» , т. е.отклонение от начальной формы.
Выделим опасные места .Запишем.
Словарь: падеж.
Откройте страницу 96
Я буду вам рассказывать грамматическую сказку про названия падежей,а вы будете находить в рамке на стр. 96 этот падеж,хором проговаривать еще раз название,вспомогательные слова (для того ,чтобы было удобнее запомнить вопросы) и сами вопросы.
Он еще не родился ,а уже думали ,какое ему дать имя, и решили назвать –Именительный.
Родился-стал Родительный.
Пока он был малышом, ему все давали,и он стал Дательный.
Но он был и большим озорником,за всякие прделки его винили,и он стал Винительный.
Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.
Он всем предлагал свою помощь ,о нем заговорили и назвали теперь Предложный.
Учитель :-Как ты думаешь, почему у каждого падежа два вопроса ,а не один?
Ученик :-К одушевленным словам задаем вопрос ( кто?), а к неодушевленным (что?)
Учитель: -Выполняем упр.119 стр.95 поработаем над словами из басни И. В. Крылова ,которую мы недавно выучили.
Выписать из упражнения словосочетания по образцу :
Почему слово Слон пишем с заглавной буквы ? Водили (кого ?)Слона ,в диковинку (кто?) Слоны, увидевши (кого?)Слона,возиться с ( кем?)с Слоном.
Учитель:-Трудно ли тебе было выполнять это задание ? В чем ты испытывал трудности ?
Учитель :-А теперь я предлагаю поработать в парах . каждой паре дается разноуровневое задание.Необходимо из столбика слов выписать формы одного и того же слова .Зачитать с вопросами .
корнем основой
ударение о корне основе
ударный корню основу
ударять корневой основной
корня основатель
к ударению
ударением
ударения
А почему 1 вариант не выписал слова ударный , ударять?
2 вариант слова корневой ? 3вариант слова основной , основатель ?
Ученик: -Они однокоренные ,но не относятся к форме одного слова.
Учитель:---Молодцы , ребята .Хорошо справились с работой .
В настоящее время очень престижно участвовать в различных проектах.Мы с вами не исключение .Я предлагаю вам сейчас создать проект газету как обобщение нашего урока.Вы читаете газеты ? Какие ? Что узнаете?
Что необходимо для создания газеты?
Ученик:-Название.
Учитель:-Какое бы вы выбрали название ?
Ученик:-« Мыслишко», «Руссоведы»и. т. д.
Учитель:-Еще что ?
Ученик:-содержание Учитель:-А как располагается материал?(По рубрикам ). Учитель:-А какие рубрики можно открыть в газете ?
Ученик:- Словарик ,» «В гостях у окончания», «Падеж приглашает», «Станция знатоков» и т. д.
Учитель:-А если возникли вопросы ?
Ученик:-Можно сделать окошечко,конвертик, куда вкладывать записки с вопросами.Учитель
Учитель:-Давайте создавать. С чего начнем ?
М Ы С Л И Ш К О :
Словарик.В гостях у окончания. Падеж приглашает!
Спрашивайте ,ответим !
Учитель:-Так какие знания по нашему уроку мы поместим в каждую рубрику?
Ученик:-Словарное слово падеж,его происхождение;
Окончание , изменяемая часть слова,которая служит для связи слов в предложении;название падежей; вопросы каждого падежа;как происходит изменение сущ. по падежам;
Вопросы которые возникли : почему 6 падежей ?Какое чаще употребляется?
(на доске появляется проект – газета )
Учитель:-Устали? А хотите услышать смешную историю? Слушайте.
Коля Смирнов совершил плохой поступок .На линейке о нем стала говорить старшая дежурная.
«Сейчас начнут склонять по падежам ,»-сказал Коля приятелю.
(Смирнов-организатор.
Именительный услышал друг Иван.
У Коли не хватило мужества сознаться.
«Родительный,»- проговорил он
Падежи следовали по порядку
А когда прозвучал предложный отчитывание кончилось.
Учитель:-В каком значении здесь употребили словосочетание «Склонять по падежам?»Как это называется в русском языке?Где можно посмотреть точное значение выражения?