Постановка учебной задачи | - У всех народов, проживающих на территории Кубани, разные традиции, обычаи, религия. Мы такие разные, но нас всех объединяет наш общий дом – Кубань. Кубань - многие народы прошли через эту землю. И кто хоть раз попал в её бескрайние объятья, ощутил дыхание кубанского чернозема, окунулся в бездонную черноморскую синь, тот так и остался на этой земле. Всех жителей городов, станиц, посёлков Краснодарского края можно назвать одним словом - « кубанцы». А ещё все мы – Земляки. Среди наших земляков-кубанцев – люди ста двадцати национальностей. Наиболее многочисленные группы населения: русские – 4 миллиона 300 тысяч, армяне - свыше 240 тысяч, украинцы – 200 тысяч, белорусы – 38 тысяч, греки - 30 тысяч. Проживают на территории края абхазы, адыги, корейцы, азербайджанцы, немцы, поляки, кубанские казаки, крымские татары и др. У каждого народа - свои обычаи, праздники, свои песни и сказки. В них отражается душа народа: уклад его жизни, любовь к труду и земле, почитание отцов и дедов. Вспомните то, о чём мы с вами говорили, посмотрите на данный слайд и сформулируйте тему и цель нашего урока. | Ответ на проблемный вопрос - Будем знакомиться с культурой, с национальными костюмами, с кухней, с обычаями народов, населяющими нашу малую родину | Предметные цели : - формирование у учащихся конкретных знаний Регулятивные: - волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий). Познавательные (общеучебные и логические): - умение строить логическую цепь рассуждения Коммуникативные: - владение всеми видами деятельности; - умение вступать в диалог; - участие в коллективном обсуждении; - умение аргументировать свое мнение; |
Открытие нового знания | Представление групп: 1 группа - армяне 2 группа – адыги 4 группа – кубанские казаки - Культура адыгейцев выражается в народных сказаниях, былинах, преданиях, поговорках, пословицах. Я вам предлагаю в своих группах собрать адыгейские пословицы о дружбе и объяснить их смысл. - А что вы можете рассказать о переселении греков на кубанскую землю? Следующая группа представляет обычаи, традиции кубанских казаков. - Когда казакам что-то нравится они кричат: «Любо!». Сейчас мы поиграем в игру «Любо, не любо». Если вы считаете данное высказывание правильным, то говорите «любо», если не правильным – то «не любо» Игра «Любо, не любо». Учитель: При появлении старшего казаки встают, отдают честь, снимают шапку, кланяются. Учитель: А если при старших сидят, вступают без разрешения в разговор, а еще хуже говорят «плохие слова». Учитель: Не пристойно обгонять старика, спросить разрешение пройти, при входе пропустить старшего. Учитель: Младший должен проявлять выдержку, не прикословить. Учитель: При спорах, раздорах, драках слово старшего – являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение. Учитель: Если называли старшего «старый» или «дед». Учитель: «А если «батько», «батьки». -У каждого народа много своего, не похожего на других, и в этом мы сейчас убедились, но каждому из нас, хочется жить в мире и согласии. Каждому хочется, чтобы ярко светило солнце, чтобы тебя понимали и любили. И именно в это сложное время мы должны говорить о толерантности. Это понятие уже вам знакомо, так как мы не раз проводили классные часы с данной тематикой. Поэтому давайте вспомним, что же такое «толерантность».
| Учащиеся, заранее разделённые на группы представляют народы определённой национальности 1 группа - армяне 1 ученик: С вершин Арарата, той древней земли Обычаи предков с собой принесли Армяне – веселый и дружный народ, Который прекрасные песни поет. 2 ученик: Армянин в поле вышел Нежно тронул руками лады. И запела зурна о великой любви К той земле, где живет армянин. Ученики рассказывают о национальных праздниках и исполняют танец-лезгинку. 2 группа – адыги Знакомит с традициями и обычаями адыгейского народа. 1 ученик: О, Адыгея, родная моя! Благословенная предков земля. Здесь по законам чести живут, Чтут стариков и обычаи чтут. 2 ученик: Каждый адыг может гостя принять, Может коня на скаку оседлать. Адыг друга не оставит в беде, В горе поможет ему и в нужде. Ребята собирают пословицы: Ласковое слово смягчает сердце. Дружба и братство – дорогие богатства. Есть вместе - вкуснее, работать вместе – веселее. В жизни человеку нужны три вещи: терпеливость, сладкий язык и умение хранить тайну. 3 группа – греки Родную Кубань полюбили навеки Веселые, щедрые, вольные греки. Покинув когда-то родную Элладу, В Кубани цветущей нашли мы отраду Кубани мы песни свои посвящаем И Щедрое сердце ее прославляем Работа по карте
4 группа – кубанские казаки - В пятнадцатом веке в России возникло казачество. А в восемнадцатом веке царица Екатерина вторая повелела казакам заселить Кубань, чтобы охранять южные рубежи России от кочевников. С тех пор и живут казаки на Кубани вот уже 200 лет. В мирное время они возделывают поля и разводят скот, а в тревожные военные времена все, как один, становятся под ружьё. Жили казаки на Кубани, хранили казачьи традиции, и для них не пустыми словами были такие понятия, как честь, доблесть, любовь к родной земле. 2 ученик: Родители с раннего детства учили детей: не убивай, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи женской честью, помогай бедным, не обижай сирот, защищай от врагов Отечество, но прежде всего крепи веру православную, и добавляли: если кому-то что то можно, то нам нельзя – мы Казаки! Вот какие заповеди были у казаков.
Дети отвечают «любо» или «не любо»
Толерантность - это милосердие. Толерантность - это сострадание. Толерантность - это уважение. Толерантность - это терпение. Толерантность - это дружба. | Познавательные: -анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; - подведение под понятие; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач; - достижение договоренностей и согласование общего решения в группах. |