воспитывать любовь к природе, видеть, ценить и беречь красоту природы.
Ход урока
1. Организационный момент.
На доске записана пословица: "В одиночку не одолеешь и кочку".
- Ребята, посмотрите на доску, прочитайте то, что здесь написано, подумайте: что это?
(Пословиц )
- Подумайте и попробуйте объяснить ее смысл. (Одному человеку справиться с тяжелой работой, с трудностями нелегко, а вместе - любая работа по силам)
- Замечательно. Поэтому я вам предлагаю сегодня работать в группах, чтобы было легче преодолеть все трудности, которые встретятся у нас на уроке.
Повторение правил работы в группе
2. Актуализации знаний.
На доске записаны признаки текста.
- О каком понятии идет речь?
Группа предложений.
Смысловая связность.
Единство темы.
Наличие основной (главной) мысли.
Заголовок.
6. Есть начало, середина, концовка.
- Правильно, ребята, это признаки текста.
3. Сообщение темы урока. Постановка цели урока.
- Как вы думаете, а почему мы о них вспомнили? (Продолжим работу по теме :"Текст")
- Сегодня мы продолжим работу над формированием умения работать с текстом произведения. Работать мы будем с рассказом Николая Сладкова.
Николай Сладков –замечательный русский писатель всё своё творчество посвятил природе.
С детства он любил и интересовался природой, много путешествовал. Н. Сладков отовсюду привозил записные книжки, которые стали источником сюжетов его рассказов. Фотографии, сделанные во время путешествий, он использовал в своих книгах.
Всего за свою насыщенную приключениями жизнь Николай Иванович написал более 60 книг.
- А вот с каким рассказом мы сегодня будем работать, вы узнаете, разгадав ребус.
Работа в группах.
3 4 5 2 1 "ЖАВОРОНОК"
4. Работа по новой теме.
- Скажите, если текст называется "Жаворонок", какая тема произведения будет? Что такое тема?
- У вас на столах лежит текст Н.Сладкова "Жаворонок", но он все части в нём перемешались и вам необходимо его восстановить. Как называется такой вид работы? (Работа с деформированным текстом)
- Давайте вспомним, что нам необходимо сделать, чтобы правильно восстановить текст.
Внимательно прочитать отдельные части;
Определить связь между ними;
Изложить текст последовательно.
Восстанавливают текст в группах
Чтение восстановленного текста
Из-за леса медленно выплыло солнышко. Оно осветило пригорок. Вдруг с одного пригорка взлетела маленькая птичка. Это жаворонок. Он затрепетал крылышками и стал подниматься всё выше и выше. И вот полилась на землю радостная песня.
Услышали эту песню жучки, букашки, паучки. Они долго скрывались от лютого зимнего холода. А теперь выбрались на солнышко, расправили крылышки.
Вылез из норы толстый барсук. Огромный медведь заворочался в берлоге.
А жаворонок всё пел. Он поднимался выше и выше. Яркое солнце осветило его. Теперь он казался золотой звёздочкой в небе.
- Перед тем, как познакомиться с текстом, мы с вами по названию определили тему, скажите, правы мы были или ошибались?
Словарная работа
пригорки – небольшой холм, бугор
лютый –сильный холод, мороз
Анализ текста
- Как автор описывает восход солнца? Прочитайте.
- Откуда взлетел жаворонок?
- Прочитайте последний абзац. С чем сравнивает автор жаворонка?
- Кто слушал песню жаворонка?
- Подчеркните в тексте эти слова и определите орфограммы в них. (работа в группе)
жучки, букашки, паучки, барсук, медведь.
- Подумайте, почему все радовались песне жаворонка?
22 марта на Руси отмечался замечательный праздник «Жаворонки». Считалось, что в этот день прилетает 40 разных птиц, а самая первая - жаворонок, и весна вступает в полные права.
- Давайте ещё раз прочитаем текст и определим его основную мысль. Что такое основная мысль произведения?
Чтение текста
Основная мысль: Автор хотел вызвать чувство восхищения пробуждением весенней природы, показать образ маленькой серенькой птички, какую радость она приносит всем живым существам.
5. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
6. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке, вы видите на своих столах весенние деревья и жаворонки, если вы считаете, что работали на уроке с желанием, были уверен в себе. Вам, было, интересно прикрепите своего жаворонка на самую верхушку дерева. Если вы считаете, что работали на уроке с желанием, но не очень уверенно, чувствуете, что могли бы лучше работать, прикрепите жаворонка на серединку дерева. Если вы считаете, что работали на уроке без желания, не отвечали, не помогали группе выполнять работу прикрепите свою птицу под дерево, на землю.