2.Минутка фенолога | (2слайд) - А начнем мы с минутки фенолога. Кто-то знает, кто такой фенолог? ( Фенолог- это ученый, который изучает изменения в жизни животных и растений, которые происходят из-за смены времен года) - Какую мы сегодня наблюдаем погоду на улице? -А ветер есть или на улице безветренно? - Что можем сказать про осадки на улице? - А про небо? -Какой сейчас месяц? - Октябрь- это месяц какого времени года? - Кто-то знает, как раньше его называли? (листопад, грязник, хмурень Листопад- в октябре опадает самое большое количество листьев Грязник- из-за частых дождей и сырой погоды Хмурень- из-за серого неба и дождей Свадебник- т.к. заканчивались основные сельскохозяйственные работы и закрома были полны – самое время заключать браки) - Вы знаете какие-нибудь пословицы об октябре? (*Октябрь землю кроет где листком, где снежком. (3слайд) * В октябре до обеда осень, а после обеда зима.(4слайд) * В октябре на одном часу и дождь и снег.(5слайд) * Осенняя пора - птица со двора. (6слайд)) (7слайд) - А знаете ли вы какие-то приметы про октябрь? (*Не хвались в поле едучи, а хвались с поля везучи. * Если в октябре птицы летят ниже к земле- быть ранней и холодной зиме. *Облака идут низко - ожидай стужи) - А вы заметили, что происходит с природой с наступлением октября? - Как изменилась с наступлением такой погоды деятельность животных? - А какие особенности в поведении людей вы заметили? - Я прочту сейчас вам небольшое стихотворение. Послушайте его очень внимательно, для того, чтобы потом ответить мне на вопрос, о чем в нем говориться. Октябрь нам несёт осеннюю прохладу. Дожди холодные без спроса входят в моду. Погоде этой мы не сильно рады, Но, что поделаешь с капризами природы. Туманы по утрам стоят густые, И горы темно-желтых листьев на земле, Деревья голые, как будто неживые. Вот так проходит осень в октябре. | О Т В Е Т Ы Д Е Т Е Й | - Умение строить высказывание (П); - Умение выражать свои мыли в устной форме (К); |
3.Актуализация знаний. | (8слайд) - На прошлом уроке вы говорили о семье Ивановых. Как звали этих героев? - Давайте вспомним, где живут Ивановы? - Как называется улица, на которой они проживают? Какой у них номер дома? - Назовите полностью адрес Маши и Миши Ивановых. А так же вы говорили о том, что помогает нам познавать окружающий мир. Что же это? | - Маша и Миша. - В селе Мирном - ул. Знаний - №1 - Село Мирное, ул.Знаний, дом №1 - Глаза, уши, нос, язык, кожа. | - Структурирование знаний (П); |
4.Подведение к теме урока. | - Что вы видите у меня в руках? - Какие его признаки вы можете назвать? -Какие органы чувств помогают нам определить это? - На сколько хорошо вы запомнили органы чувств мы сейчас узнаем, а помогут нам в этом загадки. 1) Брат с братом через дорогу живут, А один другого не видит. (9слайд) - Совершенно верно- глаза- самые совершенные и загадочные органы в нашем теле. Через них мы узнаем больше всего информации о том, что творится вокруг. 2) Всегда во рту, а не проглотить. (10слайд) - Именно. Это язык, именно он помогает нам узнать сладкую и горькую, кислую и соленую пищу. 3) У зверушки на макушке, а у нас ниже глаз. (11слайд) - Правильно, это уши. С помощью ушей мы слышим речь, звуки природы, музыку. 4) Между двух светил в середине я один. (12слайд) - Нос. Помогает чувствовать все запахи. - А о каком органе чувств мы еще не сказали? - Правильно, кожа может «рассказать» человеку о том, что его окружает. - Вот об этом мы сегодня и поговорим на уроке. Но урок будет не простым, мы вместе проведем несколько опытов, они помогут нам ответить на вопрос: «Как мы познаем мир с помощью органов чувств?»(13 слайд) | - Яблоко - Сладкое, зеленое, кислое, сочное, большое. - Глаза, нос, язык, кожа. - Глаза. -Язык. - Уши. - Нос. - о коже | - Формулировка проблемы (П); - Планирование (Р); - Умение выражать свои мысли (К); - Желание приобретать новые ЗУН, совершенствовать имеющиеся (Л) |
5.Работа по теме урока. 5.1 Практическая работа. | - Откройте 8 стр. учебника. Кого вы видите в центе учебника? - Что они делают? -Значки в верхнем углу обозначат опыт, и то, что мы будем выполнять их вместе, а не каждый сам по себе. (14слайд) -Кто-то знает, что такое опыт? (Опыт - знания и умения, которые приобретаются в процессе какой-либо деятельности) - У меня есть вот такой мешочек (показываю заранее заготовленный мешочек с разными предметами), ваша задача не глядя, на ощупь, определить, что за предмет у вас в руках. - Что мы обнаружили. Какой можно сделать вывод? -Даже с закрытыми глазами мы можем узнать некоторые признаки предмета, и узнать что же за предмет перед нами. Это чувство называется ОСЯЗАНИЕМ. (15слайд) Кожа человека- это орган осязания, который помогает нам узнать предмет даже тогда, когда мы его не видим. (16слайд) - Для следующего опыта мне нужен один доброволец. -У (имя) завязаны глаза, т.е. он не видит, что мы предлагаем ему отгадать, а отгадать он должен это только по запаху. (кофе, лимон, болгарский перец, чеснок) - Вывод как в это раз мы отгадывали то, чего не видим? (17слайд) - Нос- это орган обоняния. Обоняние- способность человека чувствовать запахи. (18слайд) - Хорошо. Давайте проведем еще один опыт. Я хочу снова пригласить сюда одного человека. - И (имя) мы тоже завяжем глаза. Но он должен отгадать то, что будет пробовать на вкус. (Соль, сахар, апельсин) - А в этом опыте нам помог орган вкуса…. (19слайд) Кстати, у языка есть такая особенность: Сладкое и горькое он ощущает своим кончиком, кислое- боками, а горькое- корнем. - О каких органах мы еще не сказали? (20слайд) - Верно, глаза- органы зрения, через которые мы получаем самое большое количество информации. (21слайд) - А теперь закройте глаза и постарайтесь определить источник звука. 1)Открываю и закрываю дверь 2) Хлопаю в ладоши 3) Переливаю воду из стакана в стакан 4) Стучу ложкой о стенку стакана. - Какой орган помог вам определить источник звука? (22слайд) -Совершенно верно. Ухо- орган слуха. | - Машу и Мишу. - Маша пытается на ощупь, с закрытыми глазами, определить предметы, а Миша наблюдает. (По очереди берут по одному предмету из мешочка в руку, но не достают его, и отгадывают что у них в руках) - Мы не видели предметов, но смогли узнать их кончиками пальцев. (Выходит один ребенок) (ребенок отгадывает продукты) -С помощью носа. (Выходит один ребенок) … язык -О глазах. (Дети закрывают глаза) - Уши. | - Постановка вопросов (К); - Моделирование (П); - Формирование позитивной самооценки (Л); - Умение на основе анализа делать выводы (П); - Умение слушать и понимать других (К); - Осваивание новых видов деятельности (Л) - Умение оформлять свои мысли в устной форме (К); - Мотивация (Л); |