Просмотр содержимого документа
«"Музыкальные образы родного края".»
Урок музыки 2 класс
по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной
Тема: «Музыкальные образы родного края»
Цель:
Познакомить с образами Родины в творчестве П.И. Чайковского.
Учебные задачи:
1)направленные на достижение предметных результатов обучения:
Уметь воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
Развить художественный вкус и интерес к классической музыке;
Уметь выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;
Уметь оценивать произведения разных видов искусства;
Использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно- образного содержания народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
2)направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Размышлять о роли русской музыки в жизни человека.
Овладеть способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
Применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
Участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества.
3)направленные на достижение личностных результатов
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
Продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;
Развить мотивы музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Развить духовно- нравственные качества , эмоциональную отзывчивость, уважительное отношение к своей родине, к традициям русского народа.
Тип урока:первичное усвоение новых знаний.
Дидактическое обеспечение урока:мультимедийная презентация
Техническое обеспечение урока:фортепиано, ПК (ноутбук), экрани проектор.
Методы:деятельностный подход, проблемный метод
Виды деятельности учащихся:
Слушание музыки
Пение
Инструментальное музицирование
Музыкально –пластическое движение.
Музыкальный материал:
Р.н.п. «Во поле березка стояла»
П.И. Чайковский «Симфония №4(финал, фрагмент)
П.И. Чайковский «Симфония №4(2 часть, фрагмент)
Ход урока.
Музыкальное приветствие:
- «Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте!»
У.: Скажите, ребята, в какой стране мы живем?
Д: В России.
У: А как иначе мы называем Россию?
Д: Родина, Отечество, Отчизна.
У: А как вы думаете откуда появились такие слова, как Родина, Отечество, Отчизна?
Д: Родина - от слова род.
У: Давайте с вами вспомним слова, в которых есть корень РОД!
Д: Родители, родной народ, природа…
У: Отечество – от слова отец (земля отцов)
Отчизна – от слова отче, отец.
Молодцы! Любовь к Родине дана человеку от природы, и каждый любит ее по-своему. Многие поэты, художники и композиторы посвящали свои произведения Родине. Вот как пишет поэт С.Есенин о родине:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая-
Дайте родину мою».
А знаете ли вы стихи о Родине?
Дети читают стихи.
У: А может среди вас есть ребята, которые сами сочинили стихи о Родине?
Я сейчас прочитаю стихотворение, которое сочинил один мальчик, которому было шесть лет:
О Родина, как я тебя люблю,
Я не могу покидать тебя,
Я живу здесь, здесь и умру,
О Родина, моя дорогая земля…
Мой родной город невелик и немноголюден,
Но я всегда буду любить его.
О Родина, как я буду грустить,
Если мне придется тебя покинуть.
Этим мальчиком был… Петр Ильич Чайковский (иллюстрация портрета Чайковского-мальчика)
У: Что вы можете сказать об этом портрете мальчика?
Д: Сосредоточенный, думающий, молчаливый…
Ответы детей...
У: Петр Ильич говорил, что начал сочинять с тех пор, как узнал музыку. Обратите внимание на то, что лицо мальчика очень сосредоточенное, серьезное. Ведь музыка возникает в результате особого состояния души.
Давайте послушаем музыку П.И. Чайковского. Подумайте, что чувствовал композитор, сочиняя ее?
Звучит вторая часть 4 симфонии (фрагмент)
У: Скажите пожалуйста какие музыкальные инструменты вы слышали?
Д: ответы детей.
Обсуждение – беседа о любви к Родине.
У:Что вы представили, слушая эту музыку?
Дети отвечают, что представляли.
У: Как вы думаете есть ли родство между народной музыкой и музыкой Чайковского?
Д: Да, есть. Распевная, протяжная мелодия, родственные интонации…
У: П.И. Чайковский очень любил свою Родину, ее поля, луга, реки, очень любил русские народные песни и использовал их для создания своих произведений.
Сейчас прозвучит продолжение 4 симфонии Петра Ильича, а вы попробуйте отгадать, какую русскую народную песню использовал в своей музыке композитор.
Звучит фрагмент финала 4 симфонии.
Д: Мелодия напоминает русскую народную песню «Во поле береза стояла».
У: Все правильно! Молодцы. Давайте вспомним слова из известной р.н.п. "Во поле береза стояла"
Давайте сейчас встанем в хоровод и споем русскую народную песню "Во поле береза стояла" ...
(Дети поют песню, поднимают руки вверх, покачивают, изображая ветки березы).
У:
Рефлексия (подведение итогов урока)
У:Итак, нашурок подошел к концу. Что мы сегодня узнали в результате нашего урока? С творчеством какого русского композитора мы познакомились?
Какие музыкальные произведения мы послушали?
А как вы понимаете такие слова: «Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь!»
А вы любите свою родину?
Любовь к родине начинается с любви к родной земле, к ее природе.
Любите свою родину, прославляйте ее своими талантами, своим творчеством. А домашнее задание будет такое: нарисовать рисунок, посвященный Родине, родной природе.
Я хочу поблагодарить вас за работу, вы все очень замечательно пели, играли, импровизировали - Молодцы!