Тема урока: «Край ты мой, родимый край!»
Стихи русских поэтов XIX века о родной природе.
Цели урока:
- показать как через пейзаж переданы чувства, настроения поэтов;
- развивать навыки анализа поэтического текста;
- воспитывать любовь к родному краю, к родной природе.
Методические приёмы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста, реализация межпредметных связей с изобразительным искусством и музыкой.
Оборудование урока: запись популярной классической музыки («Времена года» П.И.Чайковского), записи «голосов природы», репродукции картин.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Слово учителя.
Природа – неисчерпаемый, бесконечный, благодатный источник поэзии, музыки, вообще искусства. Пейзаж часто созвучен чувствам, настроениям человека. Эти чувства, ощущения, переживания трудно, порой невозможно высказать, но передать и услышать в поэзии, в живописи, в музыкальных картинах и зарисовках. Родная природа привычна для нас, не каждый способен разглядеть ее красоту.
Людей искусства отличает умение увидеть в привычном новое и необычайное. Вспомним знаменитые «Времена года» П.И.Чайковского, в которых можно расслышать и звон бубенчиков тройки, бегущей по морозной дороге, и осеннюю грусть, пережить пробуждение природы весной и жаркий летний день.
- Прослушивание музыкальных фрагментов.
Сходную цель имеет и пейзажная лирика. Поэт, наблюдая за явлениями природы, передаёт свое мироощущение, настроение, состояние души.
В русской литературе родоначальником пейзажной лирики стал Василий Андреевич Жуковский. Послушаем его стихотворение.
- Выразительное чтение и анализ стихотворений.
- В.А.Жуковский «Приход весны»
- С чем сравнивает поэт приход весны?
(С жизнью души).
- Почему?
(Душа весной оживает, как и вся природа).
- Выраз. чтение стиха Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!»
- Что отличает это стихотворение?
(Восклицательная интонация)
- Какое чувство пронизывает это стих.?
(Его пронизывает чувство восхищения, единения с обновляющейся природой)
В этом стих. показана картина весны необычайно яркая, радостная, какая-то просторная, полная света и воздуха: «как воздух чист», «как ясен небосклон», «как высоко … летают облака», « под солнце самое взвился, и в яркой тишине незримый жавронок поет…»
Ласковые звуки плавных «Л» (небосклон, слепит, на крыльях, ласкаясь к солнечным лучам летают облака) Сменяются гремящим, рокочущим «Р», передающими звучание ледохода (ручьи, взревев, река, на торжествующем хребте), а затем шипящими, шуршащими, как листья под ногами (обнажены, в роще ветхий лист, как прежде… и шумен и душист).
Лексика стихотворения приподнятая, радостная: «лазурь живая», «солнечные лучи», «торжествующий», «яркая вышина», заздравный гимн», «душа».
Картину обогащают метафоры и олицетворения: «на крыльях ветерка», «Взревев, река несет на торжествующем хребте поднятый ею лед!», «древа обнажены»
Торжествующая природа хороша сама по себе, человек любуется ею со стороны и вдруг удивленно замечает:
Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней!.
Вывод: Не столько природа уподобляется человеку, сколько душа человека стремится к гармонии, к слиянию с природой, стремится к растворению в некой мировой душе.
- Выраз. чтение стих. Баратынского Чудный град порой сольется…»
Это стих. построено на параллельных образах: образ «летучих облаков», чудесный, но хрупкий и нежный, сопоставляется с поэтическим творчеством, исчезающим «от дыханья Посторонней суеты», от прикосновения с прозой жизни. В этом стих. тоже на первом месте душевное состояние человека, воспринимающего природу, восхищающегося ею.
Творчество еще одного поэта Ивана Савича Никитина представлено нам двумя стих. В первом – «Встреча зимы», во втором – картина летней ночи.
- Выраз. чтение стих. «Встреча зимы».
Пояснение учителя: Встреча зимы – 14 октября, в Покров. В этот праздник обычно выпадал первый снег, укрывал землю для отдыха до весны. Все радовались окончанию земледельческих работ, игрались свадьбы, люди ждали зиму как желанную гостью. Поэтому в стих. есть приглашение зимы: «Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам!»
- Какой пейзаж описан в стих.?
(Сельский пейзаж)
- Кто, по-вашему, лирический герой стих.?
(Пейзаж увиден глазами простого человека.)
5) Выраз. чтение стихотворения «Ярко звезд мерцанье…»
- Какое настроение вы почувствовали в стихотворении?
(В этом стихотворении изображена летняя пора, сенокос. Автор передает ощущение праздника: смех, песня, пляска. Теплое чувство покоя и умиротворения, гармонии в завершающих строчках: «Звезды над полями, глушь да камыши… Так и льются сами звуки из души!»)
- Что общего в этих двух стихотворениях Никитина?
(Лирический герой – простой человек, крестьянин-земледелец, находящийся в гармонии с природой, праздничной, красивой, радостной, родной. Стихотворения выражают эти настроения, переполняющую душу любовь к родине.)
6) Выраз. чтение стих. Аполлона Николаевича Майкова «Осень», «Пейзаж».
- Какое время года и как запечатлено в стихотворениях?
(Оба стихотворения изображают осень. В первом праздничное настроение золотой осени, бодрости соединяется с грустью увядания, веет холодом «ясности прозрачных небес». Второе стихотворение детально показывает приметы осени в лесу, осенний пейзаж ярок, точно переданы звуки, обилие многоточий подчеркивает неторопливость, незавершенность, печаль засыпающей природы.)
- Что общего в этих стихотворениях?
(В обоих стихотворениях главное действующее лицо – лирический герой, осенний пейзаж передает его настроение и влияет на чувства человека.)
7) Завершает небольшую подборку пейзажной лирики русских поэтов стихотворение Алексея Константиновича Толстого «Где гнутся над омутом лозы»
- Какой пейзаж изображен Толстым?
(Изображен летний пейзаж: омут, окруженный ивовым кустарником, горячее летнее солнце, веселый хоровод стрекоз.)
- Чем отличается это стихотворение от других стихотворных пейзажей?
(Это стихотворение-сценка, большую часть занимает прямая речь – песня стрекоз, заманивающих ребенка, усыпляющих его осторожность).
- Какими приемами создается мелодия этого стихотворения?
(Убаюкивающая, завораживающая мелодия песни создается обращениями, повторами, одинаковым началом строк (анафорой), мерным, плавным, ласковым ритмом.)
- Работа с репродукциями.
Посмотрим на репродукции картин художников-пейзажистов.
- Какие картины и стихотворения могли бы дополнить друг друга?
- Итоги урока.
Пейзажная лирика передает настроения, чувства человека, созвучна его душе. Мир души человека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармонии, все сливается в общий хор жизни и любви.
О жизни поэтов, с чьими произведениями мы познакомились, их творческом пути мы будем говорить в старших классах. Главное, читайте стихотворения, которые вам нравятся, которые хочется перечитывать, которыми хочется наслаждаться.