kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Москва златоглавая»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомит учащихся с историей возникновения Москвы,как будущей столицей Русского государства.К уроку разработана презентация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»





Подробный конспект урока.


Организационная информация

Тема урока

«Москва златоглавая»

Предмет

Окружающий мир

Класс

3 класс

Автор урока (ФИО, должность)

Болдырева Г. В. (учитель начальных классов)

Образовательное учреждение

МБОУ г.Шахты «Лицей № 11».

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Южный федеральный округ

Республика/край

Ростовская область

Город/поселение

Г. Шахты

Методическая информация

Тип урока

Урок формирования знаний, умений, навыков.

Цели урока

-познакомить учащихся с историей возникновения и особенностями развития города Москвы, как будущей столицы Русского государства;

- воспитывать патриотизм, интерес к русской истории, традициям, любовь к Родине;

- развивать память, внимание, речь, самостоятельно делать выводы, работать с источником.


Задачи урока

Сформировать у учащихся представление об истории возникновения Москвы, познакомить с архитектурными памятниками.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Знать историю возникновения г. Москвы, историю создания архитектурных памятников столицы и уметь различать их на изображениях.

Учащиеся должны уметь узнавать о жизни людей из текста и делать выводы.

Необходимое оборудование и материалы

мультимедиа проектор, экран, компьютер, мультимедийная презентация

Подробный конспект урока


Ход и содержание урока

1. Организация начала урока.

2. Актуализация знаний.








































3. Постановка задач урока.








4. Изучение нового материала.






























































































































































5. Домашнее задание.


6. Итог урока.




Прежде чем мы с вами откроем ещё одну страницу истории нашего Отечества необходимо проверить тот багаж знаний, с которым мы отправимся в путь.

Выполним задание.(слайд №2)

1. Жители городов, которые делали посуду, оружие, шили одежду:

а) купцы б) монахи в) ремесленники

2. Центры культуры на Руси:

а) царский дворец б) монастыри в) дворцы культуры

3. Записи событий русской истории, расположенные по годам:

а) хроники б) былины в) летописи

(слайд №3)

4. Богатые люди, торговавшие разным товаром и ездившие в далёкие страны:

а) купцы б) продавцы в) ремесленники

5. Предки современных народов: русского, украинского, белорусского:

а) татары б) славяне в)варяги

6. Вооружённый отряд князя:

а) дружина б) армия в) богатыри


(слайд №4)


- Отметьте правильный вариант ответа; впишите ответы на вопросы теста в кроссворд по соответствующим номерам.

- Каким получилось ключевое слово?

(слайд №5)

«Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось…»

Вы согласны с мнением поэта? Почему?

- Что вы можете рассказать о Москве?

- Хотите узнать больше? Тогда вперёд, к открытию новой страницы истории.


- На доске дата 1147, что она обозначает?

- Сколько же лет Москве? Давайте посчитаем.

В центре Руси на семи холмах, среди дремучего леса и болот, на берегу реки было несколько сёл и деревень богатого боярина Степана Ивановича Кучки. И никогда бы мы с вами не узнали об этом месте, если бы 4 апреля 1147 года из богатого города Суздаля не прискакал бы сюда с дружиной князь Юрий, прозванный Долгоруким, для встречи со своим соседом князем Черниговским Святославом Ольговичем: «Приди ко мне, брате, в Москов!»

- Как вы думаете, почему город получил такое имя – Москва?

Вы, конечно, правы – название городу дала река – Москва. Что же обозначает слово «Москва»?

Москва – топкая болотистая река, имеющая болотистые берега, река с тёмной водой. Вероятно, такой её увидели наши предки славяне и дали ей название по этому признаку.

Конечно, при объяснении появления названия реки – Москва не обошлось без легенд и преданий.

По этой легенде название реки связано с последними словами Ильи Муромца, призывающего к укреплению мощи Русского государства.

( Постаревший Илья Муромец, известный былинный богатырь, возвращается из Киева в Муром. Смерть настигает его в пути, под курганом, на берегу большой реки. Богатырь умирает и произносит последние слова, ставшие названием реки: «Будто вздох прошёл: «Надо мощь ковать!»

И второй дошёл –только «мощь… кова…»

В третий раз дошёл- только «мос… кова…»

Так и стала зваться река: Москова.»)

- Как вы думаете, почему именно здесь Юрий Долгорукий основал город?

Вот как рассказывает об этот летопись:

Однажды объезжая окраины своего княжества Юрий Долгорукий увидел красивое, удобное для города место: большая река, по берегам которой стояли сёла, река Неглинная, впадающая в Москву реку. Такое место, при впадении одной реки в другую, было удобным и безопасным, так как образовывало почти остров, который можно было укрепить стенами от врагов, а еще здесь было пересечение важных торговых путей.

Вторая дата в письменной истории города 1156 г. Юрий Долгорукий заложил город Москву, построив сосновую крепость- Кремль. (слайд №6)

В словаре Даля встречаем 2 объяснения этого слова.

1. Кремль – рубленная деревянная стена (кремь – крепкий строевой лес)

2. Кремль - внутренняя крепость, крепость внутри города.


В 1237 г. Кремль не смог устоять против стенобитных машин и огромного войска хана Батыя, сгорел в огне пожарища. 1339 г. строится новый дубовый Кремль из мощных брёвен (70 см в диаметре). Но пожар опять уничтожил крепость. Вместо него тут же начали строить каменный Кремль. В 1365 г. начали заготавливать белый камень, а в 1367 белокаменный Кремль было построен.

Мощные стены современного Кремля и его высокие башни уже более 500 лет привлекают к себе взгляды людей. В 1495 г. был положен последний камень в эти стены. Со всех сторон крепость была окружена водой, со стороны площади был ров, в который мог свободно поместиться 3-х, 4-х этажный дом. Кремлёвские стены кое-где устремляются вверх на 29 метров; низкие участки - 5 метров, а ширина стен - почти 7 метров, при желании по стене можно было проехать на тройке. С боевых площадок во время осады воины лили на головы штурмующих кипяток и смолу, стреляли из пищалей и осыпали градом стрел.

Город рос, появлялись улицы и площади. Они могут много рассказать об истории создания города.


Назовите сердце Москвы? Отчего площадь получила такое название? (слайд №7)

«Красная» - красивая, хорошая. В русском языке много словосочетаний связано со словом красная. (красна девица, красное крыльцо, красная строка)


- Соедини начало и конец строки, чтобы узнать значение каждого словосочетания. (слайд №8)

пригожая, красивая

Красное крыльцо



разрисованная, украшенная первая буква

Красная девица



парадное, красивое

Красная строка




Красная площадь.(слайд №9)

Первая площадь, появившаяся в Москве – Красная. Она появляется, как рынок и находится внутри Кремля, но по мере увеличения населения Москвы, торговую площадь выносят за его пределы. В1493 году по указанию царя вокруг Кремля снесены все деревянные постройки, которые часто горели и представляли опасность для Кремля. Так образовалась площадь, отданная под рынок.

Первое название площади – Поле. Но на площади разрешалось ставить временные шатры и палатки, к концу дня их необходимо было убирать.

Второе название площади – Пожар.

- Объясните современное название площади.


Отгадайте ребус.(слайд №10)

«100 лица»

- Что такое столица? Подберите однокоренные слова. Почему так называют главный город страны?

- Прочитайте отрывок из книги Н. Кончаловской «Наша древняя столица»(слайд №11)

Кузнецы куют таганы

На Таганской слободе,

Кузнецы для печи банной

Отливают медный чан.

Старый пекарь на Басманной

Выпекает хлеб «басман».

А в Калашном переулке

Для бояр и для царя

Выпекают пекаря

Калачи, баранки, булки.

На Рыбачьей на слободке,

По названью «Бережки»,

Рыбаки спускают лодки

На простор Москвы-реки.

Топоры на бойнях точат

На Мясницкой слободе,


В Сыромятнях кожи мочат

В быстрой яузской воде.

И уже на кровлях мглистых,

Словно чёрные дрозды,

Копошатся трубочисты

Трубниковской слободы.


Словарик (слайд №12)

Слобода – местность, в которой проживают люди, занимающиеся определенным ремеслом (гончары, кожевники, кузнецы)

Таган – железный обруч на ножках, служащий подставкой для котла, при приготовлении пищи.


- Определите, кто на какой улице живёт? Чем занимаются жители?

Растёт город, строятся новые дома и величественные храмы. Купола церквей покрывали золотом – они сверкали, горели на солнце, были видны издалека, поэтому Москва получила название - златоглавая.

На территории Кремля построено замечательное сооружение - Колокольня Ивана Великого. (слайд №13)

Высота колокольни 81 метр. Она была главной дозорной башней Кремля, с высоты которой хорошо обозревались окрестности Кремля в радиусе до 30 км. На колокольне находится 21 колокол. Все они украшены орнаментами, надписями, рассказывающими об истории создания колокола. Самый большой колокол – Успенский. Он весит 70 тонн. Второй колокол - 19 тонн, третий – 12 тонн, остальные намного меньше.

Красивейший храм России(слайд №14) – храм Покрова или собор Василия Блаженного, построенный на Красной площади зодчими Бармой и Постником, в честь военных побед русских дружин. Он считается чудом света, невиданным творением рук человеческих. Однако народное предание гласит, что царь Иван Грозный приказал лишить его строителей зрения, чтобы они не могли создать храм лучше и красивее этого.


Подготовить презентации о других исторических памятниках Москвы.

(слайд №15)Назовите памятники, которые изображены на фотографиях.

Ребята, кто из вас уже побывал в Москве и хочет поделиться своими впечатлениями?




Просмотр содержимого документа
«аннотация урока»



Пояснительная записка.


  1. Тема урока. «Москва златоглавая».

  2. Предмет. Окружающий мир.

  3. Класс. 3 класс.

  4. Автор урока. Болдырева Галина Викторовна (учитель начальных классов)

  5. Образовательное учреждение. МБОУ г. Шахты « Лицей № 11»

  6. Федеральный округ России. Южный федеральный округ

  7. Республика/край. Ростовская область

  8. Город/поселение. г. Шахты

  9. Краткое описание (1-3 предложения).

Данный урок предназначен для учащихся и учителей, работающих по УМК «Школа 2100». Урок знакомит учащихся с историей возникновения и особенностями развития города Москвы, как будущей столицы Русского государства.


      1. Описание мультимедийных компонентов проекта

Автор проекта (ФИО)

Болдырева Г. В.

Должность

учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МБОУ г.Шахты « Лицей №11»

Название проекта

Москва златоглавая

Операционная система, с помощью которой подготовлен мультимедийный компонент (Windows, Linux)

Windows

Форма (презентация, тест и т.п.)

презентация

Размер ресурса (мегабайт)

896 КБ

Технические данные

(компьютер, интерактивная доска и другие.)

мультимедиа проектор, экран, компьютер, мультимедийная презентация

Учебный предмет

окружающий мир

Класс

3 класс

Название учебного пособия и образовательной программы с указанием авторов, к которому относится ресурс

УМК «Школа 2100», окружающий мир, учебное пособие «Моё Отечество» Авторы: Данилов Д.Д., Тырин С.В.


Название темы или раздела учебного курса

Раздел 2: «Моё Отечество»

Времена Московского государства. XIV – XVII века

Формат ресурса - основного файла (ppt, avi, exe, doc или другие)

ppt, doc

Вид ресурса

(презентация, видео, текстовый документ, электронная таблица и другие)

презентация, текстовый документ

Образовательный тип

(Поясняющий текст, учебный текст, методичка, разработанная программа, электронный тест, электронный учебник и другие)

Конспект урока

Средства Microsoft Office или другое ПО, с помощью которых создан дидактический материал

Microsoft Office

Цели, задачи дидактического материала

Актуализировать знания учащихся;

дать представление учащимся о исторических памятниках.

Содержание дидактического материала (раскрыть подробно)

Слайды с заданиями для актуализации знаний, постановки задачи урока, иллюстрация по изучению нового материала

Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.)

фото, графические изображения, анимационные и другие эффекты

Возможности использования дидактического материала:

- педагогом на уроке (указать этапы урока);

- учащимися

педагогом на уроке (актуализация знаний, постановка задач урока, изучение нового материала)

учащимися (подготовка домашнего задания)

Подробное объяснение места медиа-, мультимедиа компонента в структуре и содержании урока и пояснения по методике их использования в образовательном процессе.

Мультимедиа компонент используется в ходе всего урока. Переход слайдов осуществляется по щелчку. На слайдах эффекты настроены так, чтобы было удобно при монологе учителя и при обсуждении того или иного вопроса.

В помощь учителю

Использованные источники и литература

  1. Г. П. Смолицкая “Занимательная топонимика”, М., “Просвещение”. 1990 г.

  2. В. И. Даль «Иллюстрированный толковый словарь для детей и школьников», М, «Вече». 2010 г.

  3. Г. П. Смолицкая, М,В. Горбаневский «Топонимия Москвы», М, 1982 г.

  4. www.phot.ru

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Использую мультимедиа можно быстро актуализировать знания учащихся, а также дать представление о внешнем облике столицы и исторических памятниках.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Следующий урок начать с просмотра и обсуждения детских творческих работ.




Просмотр содержимого презентации
«NS_BoldyrevaGV_myltimedia.»

Урок окружающего мира  3 класс   Тема урока: «Москва златоглавая».     учитель начальных классов  МБОУ г.Шахты « Лицей №11»  Ростовская область Болдырева Г. В..

Урок окружающего мира 3 класс

Тема урока:

«Москва златоглавая».

учитель начальных классов

МБОУ г.Шахты « Лицей №11»

Ростовская область

Болдырева Г. В..

Найди правильный ответ, впиши его в кроссворд 1 . Жители городов, которые делали посуду, оружие, шили одежду: а) купцы б) монахи в) ремесленники 2. Центры культуры на Руси: а) царский дворец  б) монастыри  в) дворцы культуры 3. Записи событий русской истории, расположенные по годам: а) хроники б) былины в) летописи

Найди правильный ответ, впиши его в кроссворд

1 . Жители городов, которые делали посуду, оружие, шили одежду:

а) купцы

б) монахи

в) ремесленники

2. Центры культуры на Руси:

а) царский дворец

б) монастыри

в) дворцы культуры

3. Записи событий русской истории, расположенные по годам:

а) хроники

б) былины

в) летописи

4. Богатые люди, торговавшие разным товаром и ездившие в далёкие страны: а) купцы  б) продавцы  в) ремесленники 5. Предки современных народов: русского, украинского, белорусского: а) татары  б) славяне  в)варяги 6. Вооружённый отряд князя: а) дружина  б) армия в) богатыри

4. Богатые люди, торговавшие разным товаром и ездившие в далёкие страны:

а) купцы

б) продавцы

в) ремесленники

5. Предки современных народов: русского, украинского, белорусского:

а) татары

б) славяне

в)варяги

6. Вооружённый отряд князя:

а) дружина

б) армия

в) богатыри

л д е р т у ж о с и р л п е и м а н м в а к с о е я н и у п н о с е с ц л т ы е ы н н р и и к и

л

д

е

р

т

у

ж

о

с

и

р

л

п

е

и

м

а

н

м

в

а

к

с

о

е

я

н

и

у

п

н

о

с

е

с

ц

л

т

ы

е

ы

н

н

р

и

и

к

и

Москва «Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось…» 1147

Москва

«Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось…»

1147

Что такое кремль?

Что такое кремль?

  • Кремль – рубленная деревянная стена (кремь – крепкий строевой лес)
  • Кремль - внутренняя крепость, крепость внутри города.
Красная площадь

Красная площадь

Соедини начало и конец строки, чтобы узнать значение Красное крыльцо пригожая, красивая Красная строка парадное, красивое Красная девица разрисованная, украшенная первая буква

Соедини начало и конец строки, чтобы узнать значение

Красное крыльцо

пригожая, красивая

Красная строка

парадное, красивое

Красная девица

разрисованная, украшенная первая буква

Отгадайте ребус  100

Отгадайте ребус

100

Прочитайте стихотворение Кузнецы куют таганы Топоры на бойнях точат На Мясницкой слободе, На Таганской слободе, Кузнецы для печи банной В Сыромятнях кожи мочат Отливают медный чан. В быстрой яузской воде. Старый пекарь на Басманной И уже на кровлях мглистых, Выпекает хлеб «басман». Словно чёрные дрозды, А в Калашном переулке Копошатся трубочисты Трубниковской слободы. Для бояр и для царя Выпекают пекаря Калачи, баранки, булки. На Рыбачьей на слободке, По названью «Бережки», Рыбаки спускают лодки На простор Москвы-реки.

Прочитайте стихотворение

Кузнецы куют таганы

Топоры на бойнях точат

На Мясницкой слободе,

На Таганской слободе,

Кузнецы для печи банной

В Сыромятнях кожи мочат

Отливают медный чан.

В быстрой яузской воде.

Старый пекарь на Басманной

И уже на кровлях мглистых,

Выпекает хлеб «басман».

Словно чёрные дрозды,

А в Калашном переулке

Копошатся трубочисты

Трубниковской слободы.

Для бояр и для царя

Выпекают пекаря

Калачи, баранки, булки.

На Рыбачьей на слободке,

По названью «Бережки»,

Рыбаки спускают лодки

На простор Москвы-реки.

Словарь Слобода – местность, в которой проживают люди, занимающиеся определенным ремеслом (гончары, кожевники, кузнецы) Таган – железный обруч на ножках, служащий подставкой для котла, при приготовлении пищи.

Словарь

Слобода – местность, в которой проживают люди, занимающиеся определенным ремеслом (гончары, кожевники, кузнецы)

Таган – железный обруч на ножках, служащий подставкой для котла, при приготовлении пищи.

Колокольня Ивана Великого

Колокольня Ивана Великого

Собор Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного

Назови Колокольня Ивана Великого Собор Василия Блаженного Красная площадь

Назови

Колокольня Ивана Великого

Собор Василия Блаженного

Красная площадь


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Москва златоглавая»

Автор: Болдырева Галина Викторовна

Дата: 18.11.2016

Номер свидетельства: 359988

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "конспект урока по окружающему миру "Москва Златоглавая" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-moskva-zlatoghlavaia"
    ["file_id"] => string(6) "128705"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415551269"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "«Москва—столица нашего Отечества» "
    ["seo_title"] => string(38) "moskva-stolitsa-nashiegho-otiechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "159422"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421905407"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Москва златоглавая. Урок по окружающему миру 3 класс "
    ["seo_title"] => string(59) "moskva-zlatoghlavaia-urok-po-okruzhaiushchiemu-miru-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "223555"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437835791"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "конспект урока по окружающему миру "Москва  Златоглавая" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-moskva-zlatoghlavaia-1"
    ["file_id"] => string(6) "128712"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415552104"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Подгрупповое занятие "Наша Родина-Россия.Столица-Москва""
    ["seo_title"] => string(55) "podghruppovoiezaniatiienasharodinarossiiastolitsamoskva"
    ["file_id"] => string(6) "309898"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458890779"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства