kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Москва златоглавая. Урок по окружающему миру 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок входит в систему уроков по окружающему миру сиситемы "Школа 2100". На данном уроке дети знакомятся с историей Кремля, его правителями. На данном уроке предполагается разнообразная работа. Планируемые результаты: Предметные - объяснят значение понятий «кремль», «храм», «собор», «царь», «шапка Мономаха», «реформа»; - познакомятся с государями Москвы, история правления которых связана с памятниками Москвы; - опираясь на текст учебника, объяснят, почему они получили такие исторические прозвища; - назовут соборы Московского кремля и их назначение. Метапредметные Регулятивные: - самостоятельно определят главный вопрос урока, цели и задачи изучения данной темы; - будут развивать навыки работы в парах, заполняя схемы «Соборы Московского Кремля». Коммуникативные: - получат возможность высказывать собственное мнение, учитывать мнения одноклассников; - получат возможность взаимодействовать с целью решения учебной задачи. Познавательные: - соотнесут иллюстрации с историческими понятиями; - опираясь на текст учебника, иллюстративный и раздаточный материал, назовут события той исторической эпохи; - получат возможность добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, раздаточный материал, иллюстрации, а также свой жизненный опыт и информацию, полученные на уроке; - получат возможность развивать умение ставить проблему (формулировать главный вопрос урока), выдвигать предположения, делать выводы о том, какую роль сыграли правители Москвы в истории нашего государства, а также о том, что от характера власти, методов её осуществления зависит соблюдение прав и свобод личности, общественная справедливость; - развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Личностные - выразить свое отношение о роли личности в истории страны; - давать самооценку своей деятельности на уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Москва златоглавая. Урок по окружающему миру 3 класс »

Тема урока: «Москва Златоглавая»

Класс: 3 «В»

Цель урока: познакомить с историей образования Московского государства, его правителями.

Тип урока: открытие нового знания.

Планируемые результаты:

Предметные

- объяснят значение понятий «кремль», «храм», «собор», «царь», «шапка Мономаха», «реформа»;

- познакомятся с государями Москвы, история правления которых связана с памятниками Москвы;

- опираясь на текст учебника, объяснят, почему они получили такие исторические прозвища;

- назовут соборы Московского кремля и их назначение.

Метапредметные

Регулятивные:

- самостоятельно определят главный вопрос урока, цели и задачи изучения данной темы;

- будут развивать навыки работы в парах, заполняя схемы «Соборы Московского Кремля».

Коммуникативные:

- получат возможность высказывать собственное мнение, учитывать мнения одноклассников;

- получат возможность взаимодействовать с целью решения учебной задачи.

Познавательные:

- соотнесут иллюстрации с историческими понятиями;

- опираясь на текст учебника, иллюстративный и раздаточный материал, назовут события той исторической эпохи;

- получат возможность добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, раздаточный материал, иллюстрации, а также свой жизненный опыт и информацию, полученные на уроке;

- получат возможность развивать умение ставить проблему (формулировать главный вопрос урока), выдвигать предположения, делать выводы о том, какую роль сыграли правители Москвы в истории нашего государства, а также о том, что от характера власти, методов её осуществления зависит соблюдение прав и свобод личности, общественная справедливость;

- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Личностные

- выразить свое отношение о роли личности в истории страны;

- давать самооценку своей деятельности на уроке.









Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемые результаты

Мотивация. Основной вопрос урока

Музыкальное сопровождение и иллюстрации на слайде с изображением Соборов Московского Кремля:

Однажды знакомые нам герои Анюта и Илюша услышали песню, слова которой их заворожили. Они решили посетить место, о котором в ней пелось. Давайте и мы прослушаем эту песню и узнаем, где же они побывали. Перед вами текст песни. В ходе прослушивания, подчеркните слова, которые содержат подсказку:

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады и деревни,

И палаты и дворцы!

Исполинскою рукою

Ты, как хартия, развит,

И над малою рекою

Стал велик и знаменит!

Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах;

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах!

Кто, силач, возьмет в охапку

Холм Кремля-богатыря?

Кто собьет златую шапку

У Ивана-звонаря?..

Кто Царь-колокол подымет?

Кто Царь-пушку повернет?

Шляпы кто, гордец, не снимет

У святых в Кремле ворот?!

Процветай же славой вечной,

Город храмов и палат!

Град срединный, град сердечный,

Коренной России град!

Город чудный, город древний!


Ученики слушают музыкальный фрагмент и просматривают иллюстрации на слайде. Из услышанного делают вывод, о каком городе поется в песне и каковы его достопримечательности

Умение работать с информацией на слайде, представленной в музыкальном фрагменте, в тексте песни, выдвигать предположения, делать выводы.

Учитель после прослушивания задает вопросы:

- О каком же славном городе, «коренном граде России», поется в песне? Как вы догадались? Какие слова песни вам это подсказали?

Ответы учеников:

- В песне поется о Москве, так как упоминается о Кремле…

- Город называют великим и знаменитым …

- Упоминается слово «Кремль» …

- Царь- колокол и Царь-пушка должны быть в главном городе страны …

- В этом городе много храмов …

- Его называют «коренным градом России, т.е. главным, значит это Москва


Обратимся к тексту учебника и проверим наши предположения. Откройте с. 58, прочитаем текст в начале параграфа и узнаем, что удивило Илюшу в разговоре с папой, какой вопрос у него возник.

- Как Илюша понял выражение «Кремль – сердце Москвы – сердце России»? Какие сомнения у него возникли?




- Какой же возникает вопрос? Что нам необходимо выяснить, чтобы развеять сомнения Илюши и разрешить противоречие?

Ученики читают текст и отвечают на вопросы к нему:

Илюша сравнил Кремль с сердцем. Сердце перекачивает кровь, которая разносит по организму человека все необходимые для жизни вещества. Значит, через Кремль провозят все товары, которые нужны людям в нашей стране?


- Нужно выяснить, почему Кремль называют сердцем России?

Умение анализировать информацию, формулировать главный вопрос урока

Учитель сообщает:

Кремль – это центральная часть всех городов. Со всех сторон кремль был обнесен крепостными стенами с башнями. Кремль строили обычно на самом высоком месте. Найдите в тексте песни подтверждение этому.

Учитель обращает внимание на слайд с изображением храмов Москвы.

- Предположите, почему Москву называют златоглавой?

- Давайте назовем тему нашего урока.


- Предположите, что мы узнаем на уроке? Обратите внимание на иллюстрации учебника, надписи к иллюстрациям и слова, выделенные жирным курсивом.



Ученики цитируют:

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах!



- В Москве много соборов с золотыми куполами.

- Тема нашего урока: Москва Златоглавая.


Предположения учеников:

- Мы узнаем о правителях Москвы …

- Мы узнаем о событиях, которые происходили в то время…

- Мы узнаем о соборах, кто их строил … и т.д.


Умение работать с информацией на слайде, в учебнике, выдвигать предположения, формулировать тему и задачи урока.

Открытие нового знания

Учитель сообщает:

Перенесемся мысленно в Москву XII века (иллюстрация деревянного кремля), XIV века (белокаменный Кремль при Дмитрии Донском), XVI века (краснокаменный кремль).

- Что объединяет эти иллюстрации?

- Что менялось на протяжении веков в облике Кремля?



По приказу какого же правителя Москвы Кремль приобрел современный вид? Процитируйте из учебника!



Учитель сообщает:

19 июля 1485 года началось строительство нового Кремля. Стены кремля были высотой от 8 до 19 метров и толщиной 3-6 метра, протянулись более чем на два километра.

Наши друзья вошли в Кремль и оказались на Соборной площади. Предположите, почему её так назвали?

Анюта и Илюша после экскурсии, сделали заметки в своем журнале путешествий. Давайте по этим заметкам попробуем определить, о каких же соборах они оставили свои записи. Для этого предлагаю поработать в парах. Перед вами схемы, в которых пропущены названия соборов. Воспользуйтесь текстами на карточках и отгадайте, о каком соборе идет речь:

1 ряд – изучает текст «Колокольня Ивана Великого»;

2 ряд – изучает текст «Успенский собор»;

2 ряд - изучает текст «Архангельский собор».





Ответы учеников:

На этих иллюстрациях изображен Кремль.

Сначала Кремль был деревянный, затем белокаменный, а потом был построен из красного кирпича.

Ученики находят в тексте на с. 58, цитируют:

«В конце XV века государь всея Руси Иван III захотел, чтобы его столица была самым красивым и неприступным городом».





Ответы учеников: На этой площади находились соборы (храмы – места для богослужений)






Ученики изучают тексты, заполняют схемы.

называют главные постройки Соборной площади (учитель сопровождает ответы учеников показом соборов на слайде)

Умение извлекать из текста необходимую информацию, анализировать иллюстративный материал, делать выводы, работать в парах.


Учитель предлагает прочитать текст первой группе и назвать постройку.

Ученики читают текст про колокольню Иван Великий.


Звучит колокольный звон.

Учитель спрашивает:

- Как вы думаете, почему так весело звонят колокола?

Верно. Родился наследник государя, внук Ивана III - Иван IV (показ на слайде)

Звучит колокольный звон.

Учитель сообщает:

- Прошло 17 лет, и вновь звонят колокола, Что же произошло? Обратите внимание на иллюстрацию в учебнике на с.59., опишите её.



- Где происходило это событие? В каком соборе венчали первых русских царей?


Учитель спрашивает учеников со второго ряда:

- Расскажите, что вы узнали об Успенском соборе?


Учитель сообщает:

- Иван IV стал первым правителем на Руси, которого венчали на царство. А символом царской власти была шапка Мономаха. Теперь любой русский человек, князь или простолюдин, подчинялся его воле. Народ верил в доброго царя.

- Как называют в сказках доброго царя?

Но в историю Иван IV вошел как Иван Грозный. Предположите, почему?




Оправдано ли это историческое прозвище. Ведь человека судят по его делам.

На доске перед вами две карточки с надписями «добрые дела» и «грозный царь». По желанию предлагаю вам выйти к доске, выбрать карточку, на которой будут записаны дела Ивана IV, зачитать её и распределить в ту или иную группу.








Ученики предполагают:

- Случилось какое-нибудь важное событие.





Ученики описывают иллюстрацию: Мы видим, что на троне сидит молодой царь, Ему на голову одевают шапку Мономаха – царский венец. Такой обряд называется венчание на царство.


- Это происходило в Успенском соборе – главном соборе Москвы.


Ученики, опираясь на текст карточки рассказывают об Успенском соборе.







Доброго царя в сказках называют «царь-батюшка», защитник.

Ученики предполагают:

- у него был грозный вид…

- он был жестокий …

- он делал страшные дела … и т.п.



Ученики распределяют карточки:

1.Казнил бояр, выступавших против царской воли.

2.Строил новые города.

3. Создал стрелецкое войско для защиты страны.

4.Обвинил в заговоре против себя жителей Новгорода и устроил погром и насилие.

5.Не пощадил своего сына, нанеся ему смертельный удар.

6. Построил собор Василия Блаженного (табличка должна быть зачитана последней)

Умение извлекать из текста необходимую информацию, отвечать на вопросы, выдвигать предположения.

Представляют результаты своей работы в парах.

Учитель сопровождает показ на слайде словами:

В честь победы над Казанью

Двум умелым мастерам

Царь велел построить храм.

И воздвигли люди эти

Небывалый в целом свете,

Пестрый, сказочный собор,

Что стоит и до сих пор.

Представьте себя в роли зодчих. Сложив пазл, вы узнаете имена создателей собора Василия Блаженного.

Учитель обращает внимание ребят на с. 60. Как отблагодарил царь мастеров за их труд? Почему?

- Справедлив ли был к ним царь?

- Может ли подобное произойти в наши дни? Почему?









Ученики складывают пазл и называют имена: Барма и Постник.

Он приказал им выколоть глаза, чтобы они не смогли создать собор краше этого.

Царь был к ним жесток.

В наши дни у каждого человека есть право на жизнь и здоровье. Людей наоборот ценят за их творчество, почитают и прославляют. Судят только преступников.

Умение извлекать из текста, иллюстраций и надписей к ним необходимую информацию, отвечать на вопросы, работать в парах.

Представляют результаты своей работы в парах.

Учитель делает вывод:

Мы увидели, что Иван IV вершил и добрые дела, чем сыграл важную роль в истории нашей страны, но был и жесток. Тяжкие грехи не давали ему покоя.

- Найдите в тексте учебника на с. 60, в каком храме он молился о прощении? Найдите этот собор на с. 61. (учитель показывает его изображение на слайде)





- Он молился в Благовещенском соборе.

Умение извлекать из текста, иллюстраций и надписей к ним необходимую информацию, отвечать на вопросы, работать в парах.

Наше путешествие по соборной площади мы завершим у собора, над разгадыванием которого трудился третий ряд.

- Назовите его и кратко расскажите о нем.

- Объясните, почему наше путешествие мы завершаем у стен этого собора?


Ученики третьего ряда рассказывают об Архангельском соборе.

Когда Иван Грозный умер, его похоронили в этом соборе.

Представляют результаты своей работы в парах.

Звучит тревожный звон колоколов.

Учитель сообщает:

Русский народ прощался с первым русским царем.



Рефлексия

Учитель предлагает подвести итог урока, продолжив предложения

На уроке я узнал(а) …

Меня удивило …

Я хочу узнать больше о …

Мне понравилось …


Предлагаю оценить свою работу на уроке …



Домашнее задание









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Москва златоглавая. Урок по окружающему миру 3 класс

Автор: Горбунова Любовь Юрьевна

Дата: 25.07.2015

Номер свидетельства: 223555


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства