- объяснят значение понятий «кремль», «храм», «собор», «царь», «шапка Мономаха», «реформа»;
- познакомятся с государями Москвы, история правления которых связана с памятниками Москвы;
- опираясь на текст учебника, объяснят, почему они получили такие исторические прозвища;
- назовут соборы Московского кремля и их назначение.
- самостоятельно определят главный вопрос урока, цели и задачи изучения данной темы;
- будут развивать навыки работы в парах, заполняя схемы «Соборы Московского Кремля».
- получат возможность высказывать собственное мнение, учитывать мнения одноклассников;
- получат возможность взаимодействовать с целью решения учебной задачи.
- опираясь на текст учебника, иллюстративный и раздаточный материал, назовут события той исторической эпохи;
- получат возможность добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, раздаточный материал, иллюстрации, а также свой жизненный опыт и информацию, полученные на уроке;
- получат возможность развивать умение ставить проблему (формулировать главный вопрос урока), выдвигать предположения, делать выводы о том, какую роль сыграли правители Москвы в истории нашего государства, а также о том, что от характера власти, методов её осуществления зависит соблюдение прав и свобод личности, общественная справедливость;
- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- давать самооценку своей деятельности на уроке.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемые результаты |
Мотивация. Основной вопрос урока |
Музыкальное сопровождение и иллюстрации на слайде с изображением Соборов Московского Кремля: Однажды знакомые нам герои Анюта и Илюша услышали песню, слова которой их заворожили. Они решили посетить место, о котором в ней пелось. Давайте и мы прослушаем эту песню и узнаем, где же они побывали. Перед вами текст песни. В ходе прослушивания, подчеркните слова, которые содержат подсказку: Город чудный, город древний, Ты вместил в свои концы И посады и деревни, И палаты и дворцы! Исполинскою рукою Ты, как хартия, развит, И над малою рекою Стал велик и знаменит! Опоясан лентой пашен, Весь пестреешь ты в садах; Сколько храмов, сколько башен На семи твоих холмах! Кто, силач, возьмет в охапку Холм Кремля-богатыря? Кто собьет златую шапку У Ивана-звонаря?.. Кто Царь-колокол подымет? Кто Царь-пушку повернет? Шляпы кто, гордец, не снимет У святых в Кремле ворот?! Процветай же славой вечной, Город храмов и палат! Град срединный, град сердечный, Коренной России град! Город чудный, город древний! | Ученики слушают музыкальный фрагмент и просматривают иллюстрации на слайде. Из услышанного делают вывод, о каком городе поется в песне и каковы его достопримечательности | Умение работать с информацией на слайде, представленной в музыкальном фрагменте, в тексте песни, выдвигать предположения, делать выводы. |
Учитель после прослушивания задает вопросы: - О каком же славном городе, «коренном граде России», поется в песне? Как вы догадались? Какие слова песни вам это подсказали? | Ответы учеников: - В песне поется о Москве, так как упоминается о Кремле… - Город называют великим и знаменитым … - Упоминается слово «Кремль» … - Царь- колокол и Царь-пушка должны быть в главном городе страны … - В этом городе много храмов … - Его называют «коренным градом России, т.е. главным, значит это Москва | |
Обратимся к тексту учебника и проверим наши предположения. Откройте с. 58, прочитаем текст в начале параграфа и узнаем, что удивило Илюшу в разговоре с папой, какой вопрос у него возник. - Как Илюша понял выражение «Кремль – сердце Москвы – сердце России»? Какие сомнения у него возникли? - Какой же возникает вопрос? Что нам необходимо выяснить, чтобы развеять сомнения Илюши и разрешить противоречие? | Ученики читают текст и отвечают на вопросы к нему: Илюша сравнил Кремль с сердцем. Сердце перекачивает кровь, которая разносит по организму человека все необходимые для жизни вещества. Значит, через Кремль провозят все товары, которые нужны людям в нашей стране? - Нужно выяснить, почему Кремль называют сердцем России? | Умение анализировать информацию, формулировать главный вопрос урока |
Учитель сообщает: Кремль – это центральная часть всех городов. Со всех сторон кремль был обнесен крепостными стенами с башнями. Кремль строили обычно на самом высоком месте. Найдите в тексте песни подтверждение этому. Учитель обращает внимание на слайд с изображением храмов Москвы. - Предположите, почему Москву называют златоглавой? - Давайте назовем тему нашего урока. - Предположите, что мы узнаем на уроке? Обратите внимание на иллюстрации учебника, надписи к иллюстрациям и слова, выделенные жирным курсивом. | Ученики цитируют: Сколько храмов, сколько башен На семи твоих холмах! - В Москве много соборов с золотыми куполами. - Тема нашего урока: Москва Златоглавая. Предположения учеников: - Мы узнаем о правителях Москвы … - Мы узнаем о событиях, которые происходили в то время… - Мы узнаем о соборах, кто их строил … и т.д. | Умение работать с информацией на слайде, в учебнике, выдвигать предположения, формулировать тему и задачи урока. |
Открытие нового знания |
Учитель сообщает: Перенесемся мысленно в Москву XII века (иллюстрация деревянного кремля), XIV века (белокаменный Кремль при Дмитрии Донском), XVI века (краснокаменный кремль). - Что объединяет эти иллюстрации? - Что менялось на протяжении веков в облике Кремля? По приказу какого же правителя Москвы Кремль приобрел современный вид? Процитируйте из учебника! Учитель сообщает: 19 июля 1485 года началось строительство нового Кремля. Стены кремля были высотой от 8 до 19 метров и толщиной 3-6 метра, протянулись более чем на два километра. Наши друзья вошли в Кремль и оказались на Соборной площади. Предположите, почему её так назвали? Анюта и Илюша после экскурсии, сделали заметки в своем журнале путешествий. Давайте по этим заметкам попробуем определить, о каких же соборах они оставили свои записи. Для этого предлагаю поработать в парах. Перед вами схемы, в которых пропущены названия соборов. Воспользуйтесь текстами на карточках и отгадайте, о каком соборе идет речь: 1 ряд – изучает текст «Колокольня Ивана Великого»; 2 ряд – изучает текст «Успенский собор»; 2 ряд - изучает текст «Архангельский собор». | Ответы учеников: На этих иллюстрациях изображен Кремль. Сначала Кремль был деревянный, затем белокаменный, а потом был построен из красного кирпича. Ученики находят в тексте на с. 58, цитируют: «В конце XV века государь всея Руси Иван III захотел, чтобы его столица была самым красивым и неприступным городом». Ответы учеников: На этой площади находились соборы (храмы – места для богослужений) Ученики изучают тексты, заполняют схемы. называют главные постройки Соборной площади (учитель сопровождает ответы учеников показом соборов на слайде) | Умение извлекать из текста необходимую информацию, анализировать иллюстративный материал, делать выводы, работать в парах. |
Учитель предлагает прочитать текст первой группе и назвать постройку. | Ученики читают текст про колокольню Иван Великий. | |
Звучит колокольный звон. Учитель спрашивает: - Как вы думаете, почему так весело звонят колокола? Верно. Родился наследник государя, внук Ивана III - Иван IV (показ на слайде) Звучит колокольный звон. Учитель сообщает: - Прошло 17 лет, и вновь звонят колокола, Что же произошло? Обратите внимание на иллюстрацию в учебнике на с.59., опишите её. - Где происходило это событие? В каком соборе венчали первых русских царей? Учитель спрашивает учеников со второго ряда: - Расскажите, что вы узнали об Успенском соборе? Учитель сообщает: - Иван IV стал первым правителем на Руси, которого венчали на царство. А символом царской власти была шапка Мономаха. Теперь любой русский человек, князь или простолюдин, подчинялся его воле. Народ верил в доброго царя. - Как называют в сказках доброго царя? Но в историю Иван IV вошел как Иван Грозный. Предположите, почему? Оправдано ли это историческое прозвище. Ведь человека судят по его делам. На доске перед вами две карточки с надписями «добрые дела» и «грозный царь». По желанию предлагаю вам выйти к доске, выбрать карточку, на которой будут записаны дела Ивана IV, зачитать её и распределить в ту или иную группу. | Ученики предполагают: - Случилось какое-нибудь важное событие. Ученики описывают иллюстрацию: Мы видим, что на троне сидит молодой царь, Ему на голову одевают шапку Мономаха – царский венец. Такой обряд называется венчание на царство. - Это происходило в Успенском соборе – главном соборе Москвы. Ученики, опираясь на текст карточки рассказывают об Успенском соборе. Доброго царя в сказках называют «царь-батюшка», защитник. Ученики предполагают: - у него был грозный вид… - он был жестокий … - он делал страшные дела … и т.п. Ученики распределяют карточки: 1.Казнил бояр, выступавших против царской воли. 2.Строил новые города. 3. Создал стрелецкое войско для защиты страны. 4.Обвинил в заговоре против себя жителей Новгорода и устроил погром и насилие. 5.Не пощадил своего сына, нанеся ему смертельный удар. 6. Построил собор Василия Блаженного (табличка должна быть зачитана последней) | Умение извлекать из текста необходимую информацию, отвечать на вопросы, выдвигать предположения. Представляют результаты своей работы в парах. |
Учитель сопровождает показ на слайде словами: В честь победы над Казанью Двум умелым мастерам Царь велел построить храм. И воздвигли люди эти Небывалый в целом свете, Пестрый, сказочный собор, Что стоит и до сих пор. Представьте себя в роли зодчих. Сложив пазл, вы узнаете имена создателей собора Василия Блаженного. Учитель обращает внимание ребят на с. 60. Как отблагодарил царь мастеров за их труд? Почему? - Справедлив ли был к ним царь? - Может ли подобное произойти в наши дни? Почему? | Ученики складывают пазл и называют имена: Барма и Постник. Он приказал им выколоть глаза, чтобы они не смогли создать собор краше этого. Царь был к ним жесток. В наши дни у каждого человека есть право на жизнь и здоровье. Людей наоборот ценят за их творчество, почитают и прославляют. Судят только преступников. | Умение извлекать из текста, иллюстраций и надписей к ним необходимую информацию, отвечать на вопросы, работать в парах. Представляют результаты своей работы в парах. |
Учитель делает вывод: Мы увидели, что Иван IV вершил и добрые дела, чем сыграл важную роль в истории нашей страны, но был и жесток. Тяжкие грехи не давали ему покоя. - Найдите в тексте учебника на с. 60, в каком храме он молился о прощении? Найдите этот собор на с. 61. (учитель показывает его изображение на слайде) | - Он молился в Благовещенском соборе. | Умение извлекать из текста, иллюстраций и надписей к ним необходимую информацию, отвечать на вопросы, работать в парах. |
Наше путешествие по соборной площади мы завершим у собора, над разгадыванием которого трудился третий ряд. - Назовите его и кратко расскажите о нем. - Объясните, почему наше путешествие мы завершаем у стен этого собора? | Ученики третьего ряда рассказывают об Архангельском соборе. Когда Иван Грозный умер, его похоронили в этом соборе. | Представляют результаты своей работы в парах. |
Звучит тревожный звон колоколов. Учитель сообщает: Русский народ прощался с первым русским царем. | | |
Рефлексия |
Учитель предлагает подвести итог урока, продолжив предложения | На уроке я узнал(а) … Меня удивило … Я хочу узнать больше о … Мне понравилось … | |
Предлагаю оценить свою работу на уроке … | | |
Домашнее задание |
| | |