Занятие по патриотическому воспитанию
(старшая группа).
«Москва—столица нашего Отечества»
Программные задачи: дать представление о том, что Москва - самый большой город в нашей стране; подвести к пониманию того, что такое главный город, столица; вызвать интерес к самому прекрасному городу нашей страны, чувство восхищения и гордости красотой столицы России - Москвой; познакомить с историческим прошлым Москвы.
Ход занятия
- Ребята, как называется страна, в которой мы живем? (Россия.)
- Страна - это что? (Это леса, моря, горы, реки, поля, города, села,
деревни. Это место, где родились мы и наши родные. Это наша Родина Россия.)
- Какие города России вы знаете? (Воронеж, Липецк, Курск, Орел, Тула и др.)
- Да, много городов в России. А какой главный город в России? (Москва.)
- Найдем Москву на карте и на глобусе. Это самый большой город России. В нем живет более 8 млн. человек. Москве 850 лет, основал ее Юрий Долгорукий. Сейчас мы с вами совершим экскурсию на выставку картин о Москве. Она называется «Я шагаю по Москве». (На стенде развешаны иллюстрации и фотографии о Москве. Кремль, красная площадь. Дом правительства. Храм Христа Спасителя. Останкинский телецентр. Стадион в Лужниках)
- В Москве много заводов и фабрик. Знаменитая фабрика по изготовлению конфет и шоколада «Красный Октябрь». Рассмотрите фотографию, где изображена Кремлевская стена. Обратите внимание на зубцы и башни. Обратите внимание на Спасскую башню, на самые большие часы на ней - по ним мы сверяем наше время.
- В Москве много учебных заведений: университеты, институты, академии, где учатся студенты не только из России, но и со всего мира.
- А сейчас мы с вами под песню «Я шагаю по Москве» сделаем несколько упражнений, отдохнем и продолжим нашу экскурсию в театральную Москву. (Дети шагают, делают несколько упражнений.)
- Ну, вот мы и дошагали до Большого театра, а вот и Малый театр, есть еще и кукольный театр имени СВ. Образцова и т.д.
- В Москве много памятников знаменитым людям, которые жили в этом городе. Это памятники А. С. Пушкину, В. В. Маяковскому, П. И. Чайковскому. В Москве много улиц и площадей. По улицам мчатся автомобили разных марок, автобусы, троллейбусы, трамваи, такси, но самый интересный транспорт в Москве - это метро, подземная железная дорога, имеющая много просторных и светлых станций. На метро можно легко и быстро доехать до любой точки города.
- Ребята, понравилась вам Москва? (Да, Москва большая, красивая и т. д.)
- А хотите узнать историю Москвы? (Да.)
- Когда-то давным-давно наша страна представляла собой
крепость. Эта крепость состояла из больших стен, по углам которых были башни. Башни высокие, а стены крепкие, они защищали город от врагов. Вот первой такой крепостью в нашей стране и была Москва. А называлась она Московским княжеством. Потом строились другие крепости, вырастали другие княжества. И чтобы лучше было защищаться от врагов, эти княжества объединялись вокруг Москвы, вокруг Московского княжества. Таким образом, Москва стала главным городом, столицей России.
И стала она любимым городом россиян. Ее дома, памятники, дворцы строили самые лучшие архитекторы. Ее соборы расписывали самые лучшие художники. В ее музеях и галереях хранятся сокровища русских мастеров.
Со всех стран мира съезжаются в Москву туристы, чтобы полюбоваться этим красивым городом.
Народ издавна пел о Москве песни, слагал былины, сказки, пословицы и поговорки. Ее называли: «дорогая столица», «золотая Москва», «матушка-Москва», «Москва белокаменная», «Москва златоглавая», «сердце нашей Родины».
- Ребята, послушайте в записи песню И. Дунаевского на слова М.Лисянского «Моя Москва»:
Я по свету немало хаживал,
Жил в землянках, в окопах, в тайге ...
- А теперь послушайте поговорки о Москве:
Москвой-столицей народ гордится.
Москва - всем городам мать.
Кто в Москве не бывал - красоты не видал.
Москва, что гранит, - никто не победит.
За Москву-мать не страшно умирать.
- А какая Москва сегодня? В Москве работает наше правительство.
Президент В.В.Путин вместе с Государственной Думой решают важные государственные вопросы, утверждают законы, следят за правопорядком, распределяют бюджет России.
- В Москве много аэропортов, вокзалов. Столица должна быть соединена со всей страной.
- История Москвы, многовековые традиции города отражаются в гербе Москвы. Кто знает, что такое герб? (ответы детей) Герб - это знак. Давайте посмотрим, что обозначает герб Москвы. Этот герб появился очень-очень давно. Как об этом можно догадаться? Да, об этом говорит одежда всадника. Так воины одевались в древние времена. Этот всадник очень похож на богатырей, которых изобразил на своей картине «Три богатыря» В.Васнецов.
- Недаром на гербе изображен воин. Русскому народу часто приходилось бороться с различными врагами. И поэтому, изобразив на своем гербе война, население Москвы как бы хотело сказать всем врагам: «Лучше на нас не нападайте. Мы будем защищать свой город и все равно вас победим».
- А что еще вы видите на гербе? (Змея.)
- Как вы думаете, что она обозначает? (ответы детей)
- Да, так русский народ изобразил врага - страшного и злого.
Русский воин убивает копьем змея, а конь топчет его копытами. Всадник на коне - это не просто воин, это святой Георгий Победоносец. Когда русские воины уходили защищать Москву, народ, оставшийся в городе, собирался в церкви и молился, прося победы для своих воинов. Люди верили, что святой Георгий Победоносец может помочь воинам, и молились ему. У русского народа Георгий Победоносец считается хранителем Москвы, защитником от вражеского нападения. Много интересного может рассказать герб. У каждого народа есть не только герб, но и гимн. Гимн - это торжественная песня, в которой Народ славит свою страну. Часто по телевидению, когда демонстрируют важные события в стране, звучит гимн России. (Воспитатель предлагает детям послушать гимн в записи)