Данная разработка направлена на развитие духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения, формирование у школьников таких качеств, как милосердие, сострадание, любовь, доброта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Милосердие и сострадание»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа №2 им. И.Г. Петровского города Севска Брянской области
242440, г. Севск, ул. Ф.Энгельса, д.2 тел. (48356) 9-16-81
«Милосердие и сострадание»
За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения
Возраст детей: 9 – 11 лет
Срок реализации: 1 занятие
Автор: Яковлева Елена Владимировна,
учитель начальных классов
г. Севск
Центральный федеральный округ
2018 год
Цель:
-способствовать укреплению ценностного отношения к окружающему миру;
- развивать такое личностное качество как милосердие;
- воспитывать стремление быть милосердными.
Формируемые УУД:
Личностные:
- развивать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
- формировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни;
- воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни;
- формировать положительное отношение к нравственным поступкам;
- формировать навыки милосердия, ответственности, доброжелательности, уважения к другому человеку, адекватной самооценки;
- воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям.
Предметные:
сформировать представление об "особом ребенке";
познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов;
формировать знания о понятиях милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, милостыня, сестра милосердия, добро как основополагающее в этике;
формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта.
Метапредметные:
- развивать познавательный интерес к предмету;
- развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;
- развивать творческие способности; Основные понятия: милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, милостыня, сестра милосердия, сердоболие.
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, вырезанные сердечки (по количеству детей).
Ход мероприятия:
Психологический настрой.
На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить
Но искорку счастья луча золотистого
Ты сможешь, ты в силах друзьям подарить!
Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все собрались вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.
Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
И вот на такой позитивной ноте мы и начнем наше внеклассное мероприятие.
Мотивационный этап.
Послушайте стихотворение. Подумайте, о каком качестве идёт речь?
Слово это серьезное, главное, важное,
То, что значит оно, очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка, тепло и любовь.
В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь.
И оно поважней, чем лица красота.
Догадались, что это? Сердец доброта!
- О каком качестве человека говорится?
Да, ребята, в этом стихотворении говорится о человеке с добрым сердцем, милым сердцем, которое милует, любит и жалеет. А какое сложное слова можно образовать от слов МИЛОЕ СЕРДЦЕ?
Определение темы занятия Сегодня мы поговорим с вами о качестве, без которого человек не может называться человеком. Это – милосердие (Слайд 2) (см. приложение 6)
А эпиграфом к нашему мероприятию станут слова известного американского оратора Р. Ингерсолла
«Руки, помогающие тем, кто в нужде, более святы, чем уста, возносящие молитву». (Слайд 3)
Я хотела бы, чтобы каждый из вас к окончанию нашего занятия определился с ответом на вопрос «Необходимо ли милосердие в наше время?»
Актуализация знаний. Определение понятия « милосердие»
Итак, что же такое милосердие? Как вы понимаете значение этого слова? (Учащиеся высказывают различные мнения). (Доброта, жалость, помощь, прощение)
Скажите, кто может быть милосердным? (Человек).
Встречались ли вам милосердные люди?
Давайте посмотрим, какое определение дается в толковом словаре С.И.Ожегова (Слайд 4)
(Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия)
(Милосердие – это поступок, поступок добрый, во благо, за который не ждут вознаграждения).
Что главное в объяснении значения слова? (Готовность помочь, оказать помощь)
А можете ли вы совершать милосердные поступки? Помогать, прощать, дарить тепло своей души, улыбаться людям?
(Да. Помочь пожилому человеку перейти в опасном месте шумную дорогу, пропустить вперед в очереди женщину с ребенком или инвалида, уступить им место в транспорте. Подать руку прохожему на обледенелом тротуаре, сказать сердечное слово ободрения расстроенному товарищу, заслонить от нападений уличного хулигана девушку, сходить в аптеку за лекарством для приболевшего соседа, разделить чье-то горе и подставить свое плечо в несчастье – нет числа случаям, когда один человек может и должен оказать услугу другому.)
Основная часть. (Слайд 5)
Ребята, слово «милосердие» состоит из двух частей – милость и сердце, то есть можно сказать, что оно означает сделать милость сердцу. Как просто звучит и как порою тяжело бывает нам это сделать.
Милосердие – традиционная черта россиян. Вернёмся на столетие назад. В 19-начале 20 веков огромные средства расходовались на дела милосердия, благотворительность. В то время в России насчитывалось более 3500 тысяч различных благотворительных обществ, попечительств.
В тяжёлые годы войны, в голодной окопной жизни было исключено, чтобы при виде раненого пройти мимо. Помогали, тащили на себе, подвозили. И после войны сохранились самые добрые, самые горячие чувства взаимопомощи, взаимовыручки. Люди делились всем. Тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены.
Но вот беда – всё чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Тысячи брошенных детей при живых родителях, неуважительное отношение к старым, пожилым людям, безжалостное отношение к животным.
Люди боятся помочь друг другу!
Казалось бы, так просто: помочь, простить. Но наша жизнь рисует совсем иные сюжеты. Несправедливость, жестокость, равнодушие.
Набегу в толпе кто-то толкнет кого-то, не заметив, и, в лучшем случае, молча пойдет дальше, а иногда ещё и обвинит другого человека в своей невнимательности, оскорбит, нахамит. Банальное «извините» в таких случаях не применяется, давно забыто. Сейчас просто извиниться перед другим человеком, признать свою вину, стало чем-то постыдным, ужасным. Мы считаем ниже своего достоинства сказать «прости».
Сложилось мнение, что человек, лежащий на улице без сознания — обязательно БОМЖ, пьяный, и трогать его нельзя, нужно показывать на него пальцем и всячески осуждать. А между тем, никому не приходит в голову предположить, что даже если это БОМЖ, то ему тоже нужна помощь. Даже если нет желания подойти и осмотреть, почему бы хотя бы не вызвать скорую помощь?
Мы спокойно можем пройти мимо плачущего ребенка, мимо старика, которому необходима помощь. У многих из нас не вызовет жалость больное животное, раненая птица или сломанная ветка дерева.
Да и сам термин «милосердие» сегодня несколько непопулярен. «Сестра милосердия», «Брат милосердия» в словаре даны как устаревшие сочетания слов.( Слайд 6-8)
(На экране появляются фотографии о равнодушии и жестокости в мире во время рассказа)
А сейчас я хочу, чтобы вы послушали небольшую притчу.
(рассказывают два ученика)
(См. приложение 1)
Согласны ли вы с тем, что нет никого сильнее доброго, милосердного человека?
Чтение и анализ стихотворения «Милосердие»
( инсценирование 2 человека)
Послушайте стихотворение «Милосердие»
(См. приложение 2)
О чем стихотворение? Кто проявил милосердие? Как вы думаете, ребята, а мальчик сам нуждался в милосердии? Что вызвало возмущение ребёнка? Почему? Ребята, как вам кажется, мальчик – это сильная личность?
(Да, преодолевая собственную беду, он оказался милосердным к другому)
Да, проявлять милосердие – большое искусство!
Ребята, как вы думаете, можно ли милосердие в себе воспитать? Как? (Проявляя внимание, заботу к окружающим. Делиться тем, чем можешь поделиться. Оказывать любую помощь и поддержку, которые в наших силах. Нельзя оставаться в стороне, нужно всегда откликаться на чужую беду. Милосердие должно быть деятельным). (Слайд 9)
Работа в группах
А сейчас прочтите высказывания о милосердии известных людей, а затем прокомментируете.
Слайд 10
Мы всей природой пробуждаемся к милосердию, и нет в нашей природе другого столь доброго свойства. Милосердие происходит от любви. Если мы не имеем милосердия и сострадания, мы не имеем ничего (святитель Иоанн Златоуст)
Слайд 11
Милосердие есть пристань для нуждающихся, а пристань принимает всех потерпевших кораблекрушение и спасает от опасностей, злые они или добрые. ( митрополит Филарет)
Слайд 12
Милосердие – это любовь, которая взаимности не требует, возможна ко всем людям, в этом его богатство и сила .( Н. Бердяев)
Физкультминутка.
А сейчас я попрошу вас тихонько встать, встряхнуть с плеч груз обид и тревог, закрыть глаза и представить, что мы стали лёгкими пушинками и летим над миром. Радуемся солнышку и тёплому ветерку, улыбаемся прохожим. А прохожие улыбаются нам в ответ. Настроение замечательное. Но нам пора возвращаться на урок. Немножко отдохнули, тихонечко садимся и продолжаем.
Я предлагаю вам вспомнить сказку Валентина Катаева "Цветик- семицветик".
Блиц-опрос:
Сколько лепестков было у волшебного цветка? (Слайд 13-14)
Кто помнит волшебные слова? (Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Облетев вокруг земли, быть по-моему вели).
Почему мальчик на скамейке отказался бегать с Женей? (Потому что больные ноги, передвигается с помощью костылей, инвалид).
К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди инвалиды или с рождения или в результате перенесенной болезни или травм. (Слайд 15)
Кто же это такие - инвалиды? (Ответы)
А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем городе, в других местах? (Ответы) Да, действительно, они есть.
Бывают ли опасные для здоровья профессии, приводящие к инвалидности? (Ответы детей)
Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту? (Ответы детей)
Некоторые виды профессий связаны с опасностью для здоровья: подводные, химические, связанные с большим напряжением, вибрацией, радиацией и другие. Представители почти всех профессий в большей или меньшей степени подвержены каким-либо опасностям. Все виды большого спорта, балет, цирк тоже очень травмоопасны.
И в жизни, в быту подстерегают нас опасности: электричество, кипяток, большая высота многоэтажек, автомобили. Но люди часто или не задумываются или просто рискуют: перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду, дерутся и много чего другого делают, не берегут самое ценное, что есть у нас - жизнь и здоровье. Кроме этого, в мире происходят катастрофы и аварии: авто- и авиа-катастрофы, пожары, аварии на заводах, землетрясения, ураганы, наводнения и т.п. После военных действий тоже появляются инвалиды вследствие ранений и контузий.
Случается, что человек заболевает. Но не все болезни пока еще подчинились врачам.
А иногда случается и так: малыш рождается уже нездоровым.
Практические упражнения
1. Сейчас мы попробуем представить себя на месте этих людей. Я попрошу по 1 человеку от группы подойти ко мне, закрыть глаза и представить себя в темной незнакомой комнате. А теперь будьте предельно внимательны и осторожны, выполняя мои команды.
Команды: сделать шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, шаг назад, присесть, повернуться влево, шаг назад, еще раз повернуться влево, шаг вправо и вперед, повернуться вокруг себя.
Не открывая глаз, ответьте, пожалуйста, где вы находитесь, куда пришли? А прийти вы должны были туда, откуда начали движение.
Откройте глаза. Получилось ли прийти в нужную точку? Что вы чувствовали, двигаясь с закрытыми глазами? (Варианты ответов могут быть неожиданными: от страха до интереса).
Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения. Существует специальная азбука - азбука Брайля, (Слайд 16) чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться. В основе ее стоит выпуклое шеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные знаки.
А как вы думаете, могут ли слепые люди работать? ( ответы детей)
Есть «Общество слепых», где люди не имея зрения изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели, розетки).
Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намного комфортнее, надежнее? ( ответы детей).
2. А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы "аукаем", чтобы не потерять друг друга, а как они? А они общаются жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Иногда не слышащие люди могут понять и наш язык - по специальной программе. Их обучают считывать слова с губ говорящего собеседника и даже говорить. Я неслышно произнесу вам несколько слов - попробуйте понять меня. А теперь каждый желающий может сказать нам пару фраз. (Дети пробуют говорить неслышно и угадывать сказанное.)
А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда? А тогда необходим контакт "ладонь в ладонь". Тогда пальцы "говорящего" пишут слово из букв в ладошке "слушателя". Буквы эти особенные. Такой набор "букв" называется тактильной азбукой. Попробуйте сами (показываются "буквы" тактильной азбуки).
Сложно? А ведь нужно жить, учиться, работать.
3.Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?
Почувствовать на себе как трудно таким людям сделать, то что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Подойдите ко мне 2 человека. Сейчас, я, одну вашу руку ленточкой привяжу к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя пиджак.
Приглашаются ещё 2 человека. Без помощи рук развяжите шнурки на обуви.
Что испытывали? Что хотелось сделать?
А верите ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях, танцуют, рисуют? И зря не верите.
Сейчас я включу Вам одно прекрасное музыкальное произведение. Если хотите можете закрыть глаза. (прослушивание произведения Людвига Ван Бетховена «К Элизе» ( Слайд 17) (см. приложение 7).
Скажите, какое впечатление произвела на Вас эта музыка?
А знаете ли Вы кто автор данного произведения? (Людвиг Ван Бетховен)
А знаете ли Вы, какая особенность была у этого композитора? (он был глухим)
А теперь взгляните на следующий слайд. Слайд 18
Какое впечатление производят на Вас эти картины?
А вы знаете, кто автор этих картин?
Автором этих картин является Элисон Лаппер. Женщина, у которой от рождения нет рук.
Ребята сегодня мы с вами говорили о людях с ограниченными возможностями, инвалидах, многие из вас ощутили на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить людям инвалидам. А особенно трудно в нашем мире жить «особым детям».
(Читает ученик наизусть)
(См. приложение 3) - Я, думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее, чтобы хоть как-то помочь таким детям. В течение занятия, по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. Хочется добавить, что каждый инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких людей: «Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает – отношение людей к нам.»
- Думаю, многие из вас не станут больше смеяться над такими людьми, а наоборот по возможности предложат им свою помощь. А вот как мы можем помочь им, я хочу услышать от вас. (ответы детей: – сделать вход и выход из магазинов, транспорта, предназначенным, для инвалидных колясок; - помочь перейти дорогу, сходить в магазин, помочь убрать квартиру, уделить внимание.)
У каждого из вас на столе лежат памятки.
(См. приложение 4)
Известный учитель Шалва Александрович Амонашвили сказал:
Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его - Твори добро.
Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его - Твори добро.
Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его - Твори добро.
Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом - Твори добро.
Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения, ибо никто не властен над твоим добром.
Проверочная работа. Работа в парах. Слайд 19-20
А). Из перечисленных на слайде слов выберите те, которые могут рассказать о милосердном человеке. Какие слова вы оставите?
«2018 год в России объявлен Годом волонтера и добровольца. Слайд 21
Вы знаете кто это такие?
В нашем районе существует добровольческая волонтерская организация. В неё входят и ребята нашей школы. В начале года её ряды пополняли новые члены- учащиеся щколы № 2. Слайды 22-25
Теперь организация насчитывает 86 человек. А это значит, что добрых и полезных дел в районе станет ещё больше. И от этого кому-то станет легче.
Изображение милосердия. Слайд 26
Ребята, если бы вас попросили милосердие нарисовать, какое бы изображение вы предложили? (Сердце, руки, ангел, солнышко)
А я представила милосердие в виде голубки и хочу подарить такую голубку каждому из вас.
Пусть этот символ милосердия всегда напоминает вам о том, что в этом мире очень многие люди нуждаются в вашем сострадании, сочувствии, заботе.
Итог занятия.
-Ждешь ли ты похвалы за свои добрые дела?
-Легко ли быть добрым человеком?
- Необходимо ли милосердие в наше время?
Рефлексия. Кто согласен с тем, что «Доброта спасет мир»?
Доброта - вещь удивительная, она, как ни что сближает. Доброта спасает от одиночества и душевных ран. Вас я друзья, не о чем не прошу, просто будьте добры. Если вы хотите сеять добро вокруг себя, тогда возьмите сердечки, которые лежат у вас на столах, и напишите на них, то, что ближе вашей душе, то, что вы хотите сказать и сделать хорошего. Вы можете воспользоваться надписями (Слайд 27) или придумать свой вариант. ( я хочу помочь, я переживаю за, я поддержу в трудную минуту). У кого сердечки будут готовы, прикрепите их на доску. (Звучит песня о доброте – см. приложение 8)
В жизни по-разному можно жить- Можно в беде, а можно - в радости, Вовремя есть ,вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно так: На рассвете встать, И, помышляя о чуде, Рукой обнаженною солнце достать И подарить его людям.