По новым ФГОС учитель должен научить детей приемам самостоятельного познания и практической деятельности. Учитель побуждает ребят проводить исследования, самостоятельно мыслить и анализировать, используя разнообразные образовательные технологии и методы обучения, и стратегия взаимопередача тем — одна из наиболее удачных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методика "взаимопередачи тем" на уроках»
Григорьева Ольга Михайловна /учитель начальных классов/ МБОУ «СОШ №3 с УИОП»г.Котовска
Работа с учебником – как способ формирования УУД.
Моя задача– включить в активную работу по своему предмету каждого ребенка, чтобы каждому было интересно, чтобы каждый за 45 минут урока прожил маленькую жизнь сопряжения с другими, а не просто считал минуты до звонка. Поэтому я стараюсь предоставить каждому ученику возможность испытать свои силы в разнообразной по форме, содержанию и направленности, совместной деятельности с учетом его индивидуальности и выбора, используя при этом различные современные образовательные технологии.
К сожалению у учителей не всегда имеется возможность выхода в интернет, катастрофически не хватает времени на подготовку дома, тогда главным помощником становится учебник.
Работа с учебником именно на уроке, под руководством учителя, позволяет использовать его не только как источник информации, но и как средство для формирования учебных навыков. Таких, как умение самостоятельно получать знания, находить и выделять главное, систематизировать и фиксировать мысли в виде планов, конспектов, схем, таблиц и опорных конспектов, которые облегчают формирование приемов сравнения и обобщения.
Я предлагаю от дохнуть и посмотреть отрывок из мультфильма.
ПРОСМОТР фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков»
Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о замечательном сокровище, бывает, что не всегда ценим и бережём её. А как же наши дети относятся к книге и учебной в частности?
Ответ может быть однозначен: приблизительно так, как главный герой мультфильма «В стране невыученных уроков» Витя Перестукин. Хотя мультфильму много лет, но и сегодня вопросы обучения и воспитания, которые поднимаются создателями мультфильма очень актуальны и даже предлагаются пути решения проблемы.
Оставим героев мультфильма и определим цель и задачи нашей встречи.
Цель: ознакомить учителей с различными приемами активизации познавательной деятельности учащихся на уроке.
Задачи:
Показать применение методик ТРИЗ
Выявить новые (забытые) методы работы с учебниками
Познакомить с методикой «взаимопередачи тем»
Подвести итоги мастер класса
В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Здесь роль школьного учебника просто незаменима.
Чтобы сократить время изучения уже знакомых тем, систематизировать полученные знания я применяю методику «Взаимопередачи тем»
Поскольку учащиеся упорно не хотят и не умеют работать с учебником, данная методика учит работать в команде, где основным источником знаний служит учебник. Добыв информацию именно из него (без помощи учителя) ученики мало того что должны изложить материал, но и научить других детей.
По мнению известных педагогов Д. Д. Зуевой, М. Н. Скаткиной, И. Д. Зверевой и других, учебник – это самоучитель, основной источник знаний, выполняющий многие функции: информационную, систематизирующую, закрепления и самоконтроля, самообразования, интегрирующую, мотивационную и т. д.
«Первая задача при чтении – это уяснить себе и усвоить отчёт, прочитанный материал. Вторая задача – продумать прочитанное. Третья – сделать из прочитанного необходимые для памяти выписки. И, наконец, четвёртая задача – это дать себе отчёт, чему новому научила прочитанная книга…». Сформулированные Н. К. Крупской правила не утратили своего значения и в наши дни.
Структура работы по методике «Взаимопередачи тем»
Ученик самостоятельно изучает теоретический материал (для гуманитарных наук — объемом примерно 3-5 листов; для точных наук — 1-3 листа). Затем он должен объяснить ее другим учащимся. Те, в свою очередь, передадут ему свои знания. Все изученные темы будут сдаваться учителю, чтобы минимизировать возможные ошибки и пробелы в обучении.
Итак мы сейчас с вами представим себя учениками и в группах изучим заранее подготовленный материал по теме мастер класса. Благодаря этой методике не только я смогу передать вам свой опыт, но и вы научите друг друга продуктивной работе с учебником. Все полученные знания мы занесем с вами в таблицу.
Работа в группах
Представление знаний
Финальная таблица
Номер группы
Этап
Формы работы
Приём
1
Работа до чтения текста
Автор, название, эпиграф. Прогноз.
«Банк идей (гипотез)»
2
Работа во время чтения текста
Установка. Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы. Диалог с текстом. Внимание к слову. Главная мысль. Понимание. Рефлексия.
Чтение с символами + - ? !
3
Работа после чтения текста
Виды информации (в художественном тексте). Использование. Переработка информации.
Составление схем, таблиц, вопросов
Зачетная карточка
Знакомство с материалом (изучение литературы)
Передача знаний (отчет группы по форме)
Применение полученного опыта (составление таблицы)
1 группа
2 группа
3 группа
"Читать - это еще ничего не значит: что читать и как понимать читаемое - вот в чем главное дело".
(К. Ушинский.)
Итак, мы с вами сейчас в течение 10 минут апробировали прием «взаимопередачи тем», каждый из вас принимал активное участие и составил для себя краткий конспект-таблицу.
Данный прием активизирует работу учащихся, так как:
Учащиеся вырабатывают стратегию самостоятельного получения знаний.
Начинают чувствовать ответственность за своих товарищей.
Учатся слушать, понимать и оценивать.
Ученики участвуют в коллективном обсуждении проблем.
Учатся выстраивать продуктивные отношения и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Этот навык полезен не только на уроках, но и в жизненных ситуациях.
По новым ФГОС учитель должен научить детей приемам самостоятельного познания и практической деятельности. Учитель побуждает ребят проводить исследования, самостоятельно мыслить и анализировать, используя разнообразные образовательные технологии и методы обучения, и стратегия взаимопередача тем — одна из наиболее удачных.