kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика "взаимопередачи тем" на уроках

Нажмите, чтобы узнать подробности

По новым ФГОС учитель должен научить детей приемам самостоятельного познания и практической деятельности. Учитель побуждает ребят проводить исследования, самостоятельно мыслить и анализировать, используя разнообразные образовательные технологии и методы обучения, и стратегия взаимопередача тем — одна из наиболее удачных.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методика "взаимопередачи тем" на уроках»

Григорьева Ольга Михайловна /учитель начальных классов/ МБОУ «СОШ №3 с УИОП»г.Котовска


Работа с учебником – как способ формирования УУД.


Моя задача– включить в активную работу по своему предмету каждого ребенка, чтобы каждому было интересно, чтобы каждый за 45 минут урока прожил маленькую жизнь сопряжения с другими, а не просто считал минуты до звонка. Поэтому я стараюсь предоставить каждому ученику возможность испытать свои силы в разнообразной по форме, содержанию и направленности, совместной деятельности с учетом его индивидуальности и выбора, используя при этом различные современные образовательные технологии.

К сожалению у учителей не всегда имеется возможность выхода в интернет, катастрофически не хватает времени на подготовку дома, тогда главным помощником становится учебник.


Работа с учебником именно на уроке, под руководством учителя, позволяет использовать его не только как источник информации, но и как средство для формирования учебных навыков. Таких, как умение самостоятельно получать знания, находить и выделять главное, систематизировать и фиксировать мысли в виде планов, конспектов, схем, таблиц и опорных конспектов, которые облегчают формирование приемов сравнения и обобщения.



Я предлагаю от дохнуть и посмотреть отрывок из мультфильма.



ПРОСМОТР фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков»

Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о замечательном сокровище, бывает, что не всегда ценим и бережём её. А как же наши дети относятся к книге и учебной в частности?

Ответ может быть однозначен: приблизительно так, как главный герой мультфильма «В стране невыученных уроков» Витя Перестукин. Хотя мультфильму много лет, но и сегодня вопросы обучения и воспитания, которые поднимаются создателями мультфильма очень актуальны и даже предлагаются пути решения проблемы.

Оставим героев мультфильма и определим цель и задачи нашей встречи.

Цель: ознакомить учителей с различными приемами активизации познавательной деятельности учащихся на уроке.

Задачи:

Показать применение методик ТРИЗ

Выявить новые (забытые) методы работы с учебниками

Познакомить с методикой «взаимопередачи тем»

Подвести итоги мастер класса



В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Здесь роль школьного учебника просто незаменима.


Чтобы сократить время изучения уже знакомых тем, систематизировать полученные знания я применяю методику «Взаимопередачи тем»




Поскольку учащиеся упорно не хотят и не умеют работать с учебником, данная методика учит работать в команде, где основным источником знаний служит учебник. Добыв информацию именно из него (без помощи учителя) ученики мало того что должны изложить материал, но и научить других детей.


По мнению известных педагогов Д. Д. Зуевой, М. Н. Скаткиной, И. Д. Зверевой и других, учебник – это самоучитель, основной источник знаний, выполняющий многие функции: информационную, систематизирующую, закрепления и самоконтроля, самообразования, интегрирующую, мотивационную и т. д.

«Первая задача при чтении – это уяснить себе и усвоить отчёт, прочитанный материал. Вторая задача – продумать прочитанное. Третья – сделать из прочитанного необходимые для памяти выписки. И, наконец, четвёртая задача – это дать себе отчёт, чему новому научила прочитанная книга…». Сформулированные Н. К. Крупской правила не утратили своего значения и в наши дни.

Структура работы по методике «Взаимопередачи тем»

Ученик самостоятельно изучает теоретический материал (для гуманитарных наук — объемом примерно 3-5 листов; для точных наук — 1-3 листа). Затем он должен объяснить ее другим учащимся. Те, в свою очередь, передадут ему свои знания. Все изученные темы будут сдаваться учителю, чтобы минимизировать возможные ошибки и пробелы в обучении.



Итак мы сейчас с вами представим себя учениками и в группах изучим заранее подготовленный материал по теме мастер класса. Благодаря этой методике не только я смогу передать вам свой опыт, но и вы научите друг друга продуктивной работе с учебником. Все полученные знания мы занесем с вами в таблицу.


Работа в группах


Представление знаний



Финальная таблица

Номер группы

Этап

Формы работы

Приём

1

Работа до чтения текста

Автор, название, эпиграф. Прогноз.

«Банк идей (гипотез)»

2

Работа во время чтения текста

Установка. Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы. Диалог с текстом. Внимание к слову. Главная мысль. Понимание. Рефлексия.

Чтение с символами + - ? !

3

Работа после чтения текста

Виды информации (в художественном тексте). Использование. Переработка информации.


Составление схем, таблиц, вопросов




Зачетная карточка


Знакомство с материалом (изучение литературы)

Передача знаний (отчет группы по форме)

Применение полученного опыта (составление таблицы)

1 группа




2 группа




3 группа






"Читать - это еще ничего не значит: что читать и как понимать читаемое - вот в чем главное дело".

(К. Ушинский.)

Итак, мы с вами сейчас в течение 10 минут апробировали прием «взаимопередачи тем», каждый из вас принимал активное участие и составил для себя краткий конспект-таблицу.


Данный прием активизирует работу учащихся, так как:

  • Учащиеся вырабатывают стратегию самостоятельного получения знаний.

  • Начинают чувствовать ответственность за своих товарищей.

  • Учатся слушать, понимать и оценивать.

  • Ученики участвуют в коллективном обсуждении проблем.

  • Учатся выстраивать продуктивные отношения и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Этот навык полезен не только на уроках, но и в жизненных ситуациях.

По новым ФГОС учитель должен научить детей приемам самостоятельного познания и практической деятельности. Учитель побуждает ребят проводить исследования, самостоятельно мыслить и анализировать, используя разнообразные образовательные технологии и методы обучения, и стратегия взаимопередача тем — одна из наиболее удачных.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методика "взаимопередачи тем" на уроках

Автор: Григорьева Ольга Михайловна

Дата: 18.01.2017

Номер свидетельства: 380991

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока английского языка по теме: "Пословицы в английском языке". "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-anghliiskogho-iazyka-po-tiemie-poslovitsy-v-anghliiskom-iazykie"
    ["file_id"] => string(6) "230328"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442082054"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "доклад "Формирование умений самоконтроля и самооценки у учащихся начальных классов на коллективных учебных занятиях (КУЗ) "
    ["seo_title"] => string(139) "doklad-formirovaniie-umienii-samokontrolia-i-samootsienki-u-uchashchikhsia-nachal-nykh-klassov-na-kolliektivnykh-uchiebnykh-zaniatiiakh-kuz"
    ["file_id"] => string(6) "144329"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418698140"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Системно - деятельностный подход в обучении иностранному языку"
    ["seo_title"] => string(61) "sistiemnodieiatielnostnyipodkhodvobuchieniiinostrannomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "272660"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452018349"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Урок по теме "Обобщение свойств основных классов неорганических соединений в свете теории ЭДС" "
    ["seo_title"] => string(110) "urok-po-tiemie-obobshchieniie-svoistv-osnovnykh-klassov-nieorghanichieskikh-soiedinienii-v-svietie-tieorii-eds"
    ["file_id"] => string(6) "113362"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410008057"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства