Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности в начальной школе «Родное слово»
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности в начальной школе «Родное слово»
Цель: - прививать любовь к родному языку; к родному слову Задачи: - повышать общую языковую культуру;
- закреплять знания и умения, полученные на уроках; - воспитывать у учащихся бережное отношение к родному слову; - развивать интерес к изучению русского языка; - расширять словарный запас детей.
Оборудование: - высказывания писателей о русском языке
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» Иван Сергеевич Тургенев
.«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой». Лев Николаевич Толстой.
- конверты с заданиями:
-конверт с пословицами к заданию «Собери пословицу»
-конверт с загадками
-конверт с заданием «Собери песню»
Мультимедийное сопровождение.
-песня – караоке «Дорогою добра»
-задание к конкурсу – разминке «Найди спрятанное слово»
Предварительная подготовка:
- костюмы к сценке «У врача», «Встреча Мальвины и Буратино»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности в начальной школе «Родное слово»»
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности в начальной школе « Родное слово»
Цель: - прививать любовь к родному языку; к родному слову Задачи: - повышать общую языковую культуру;
- закреплять знания и умения, полученные на уроках; - воспитывать у учащихся бережное отношение к родному слову; - развивать интерес к изучению русского языка; - расширять словарный запас детей.
Оборудование: - высказывания писателей о русском языке
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» Иван Сергеевич Тургенев
.«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой». Лев Николаевич Толстой.
- конверты с заданиями:
-конверт с пословицами к заданию «Собери пословицу»
-конверт с загадками
-конверт с заданием «Собери песню»
Мультимедийное сопровождение.
-песня – караоке «Дорогою добра»
-задание к конкурсу – разминке «Найди спрятанное слово»
Предварительная подготовка:
- костюмы к сценке «У врача», «Встреча Мальвины и Буратино»
-разучивание стихотворений
Ход занятия.
Учитель. Уважаемые ребята! Велик и могуч наш русский язык. С рождения и до седых волос мы не устаем наслаждаться его красотой. Послушайте высказывания великих людей о русском языке.
Первый ученик:
стихотворение «Выучи русский язык»
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады родник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
второй ученик
Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!
третий ученик
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!
четвертый ученик
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово-
Выучи русский язык!
Учитель. Первый конкурс называется "Найди спрятанное слово". На листочках даны слова. Из каждого слова надо взять только один слог и составить из них новое слово. Задания: а) пластинка, картинка, павлин (плас-ти-лин) б) пастух, плотина, лагерь (пас-ти-ла) в) автомобиль, тормоз (ав-тор) г) молоко, реле, лассо (ко-ле-со) д) мука, рагу, диван (ка-ра-ван) е) соломка, пора, мель (ка-ра-мель) ж) пуговица, молоток, лава (го-лло-ва) з) карта, путина, налёт (кар-ти-на) и) колос, рота, ваза (ко-ро-ва) к) сапоги, парашют, фантазия (са-ра-фан) л) метка, ропот, пора, липа, теннис (мет-ро-по-ли-тен)
Задание "Исправь ошибки"
Все учащиеся получают на листочках текст письма Вани своей сестре Маше. Здравствуй маша! В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша меня будет рыбу ловить рано утром. Хорошо поседеть на берегу судочкой. Я уже обижал лиса.
Задание "Первый каллиграф"
Списать каллиграфически правильно: соблюдая правила написания и соединения букв, пословицы о русском языке. Без русского языка не сколотишь и сапога. Жало остро, а русский язык - острей того. Велик и могуч русский язык. Язык русский — стяг, дружину водит, царствами ворочает. Русский язык сила слабого. Слова русские не говорят, а правду сказывают. Русское слово несется не изнови - исстари. Русский язык и поит и кормит, и спину порет.
Задание Вспомнить и записать 10 птиц, в названиях которых по две буквы О, а в одном из них даже три. -о-о- -о-о-- -о-о-- -о-о--- -о-о--- -о-о----- -о-о----- -о-о------ ---о-о--- ---о-о-о- Ответ: сокол, сорока, ворона, соловей, воробей, коростель, поползень, коноплянка,мухоловка, жаворонок. Задание. Назвать как можно больше слов, в состав которых ходит какое-нибудь число. 1- единица, единство, одинокий, однажды 2- вторник, двойка, двойник, двушка, двойняшки, двойник, двустволка 3- тройка, тройник, трио, трезубец, треножник 4- четверг, четверть, четырехугольник 5- пятница, пятидневка, пятачок, пятилетка, пятиугольник 6- шестигранник, шестиугольник, шестерка, шестилетка, 7- семерка, семигранник, семиструнная (гитара, семицветик 8- осьминог, восьмерка 9- "девятый вал", девятилетний, девятиэтажный 10- десятина, десятка
Задание. Составить слова из слогов. ЛЫ ЧА ПРУ МА НА ША КРЫ ЖИ ШИ ЧАЙ ША НИК ЧА РО КА ВЕЛЬ ВСТРЕ
Задание. Назови одним словом: 1) Глухой шум от трения. (Шорох) 2) Место соединения разных кусков. (Шов) 3) Сделанный из холста. (Холщовый). 4) Детеныш овцы. (Ягненок). 5) Мастер по изготовлению ременной упряжи. (Шорник). 6) Стержень для чистки ствола оружия. (Шомпол). 7) Ощущение жжения в пищеводе. (Изжога). 8) Колючий кустарник с кисло-сладкими ягодами. (Крыжовник). 9) Водитель автомобиля. (Шофер). 11) Мощеная щебнем или асфальтированная дорога. (Шоссе). 12) Презрительное название ненасытного человека. (Обжора). 13) Цирковой артист. (Жонглер). 14) Наездник на скачках, бегах. (Жокей).
Задание Конкурс "Половинки". Дана первая часть пословицы. Ученики должны назвать (записать, найти) вторую часть. Делу время - потехе час. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Жизнь дана на добрые дела. Семь раз отмерь, один отрежь. Любишь кататься, люби и саночки возить. Не спеши языком, спеши делом. Пишут не пером, а умом. Ученье - путь к уменью. Возьми книгу в руки - не будет скуки. Не знать - не страшно, страшно - не узнать. Маленькое дело лучше большого безделья.
Загадки со словами антонимами
. Давайте отгадаем загадки. Отвечайте хором.
Я антоним к слову зной, я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада, и зовут меня…. (прохлада)
Я антоним к слову смех, не от радости, утех,
Я бываю поневоле от несчастья и от боли,
От обиды, неудач. Догадались? Это… (плач)
Я антоним слова лето, в шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама, потому что я … (зима)
Я антоним шума, стука, без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна, называюсь … (тишина)
Загадки со словами синонимами
Я то же, что и ураган, но только гость восточных стран.
На море я гроза для шхун, а называюсь я ….(тайфун)
Простое слово промежуток: в театре несколько минуток,
Пока начнётся новый акт, мы называем всё … (антракт)
На время что - то прекратив, мы называем … (перерыв)
В борьбе, в труде устали слишком - дают уставшим …(передышку)
Бывает, мы неправильно произносим слова, неправильно ставим ударение. Со стороны речь говорящего кажется невыразительной, грубой. Понятно, что говорящий не следит за своей речью, не обладает культурой речи. Давайте послушаем диалоги:
«В кабинете врача» и «Телефонный разговор»
^ Первая сценка «В кабинете у врача»
Доктор: Проходите, молодой человек, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь?
Вася: Салют!
Доктор: На что жалуетесь?
Вася: Прихворнул я, что-то горло дерёт, башка болит.
Доктор: Температуру измеряли?
Вася: Да я градусник вчера кокнул!
Докто: А как лечились вчера?
Вася: Дрыхнул весь день, аж надоело.
Доктор: Да … Тяжёлый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас очень болен язык. Его срочно нужно лечить.
Вед. Старайтесь не допускать такие ошибки в своей речи. Пусть ваша речь будет культурной, выразительной, понятной.
Слово-это не пустяк.
В каждом слове свой костяк
Говорите и любите это чудо
В школе учат понимать,
Что словом нужно выражать
Доброту, тепло, любовь, заботу к людям
Не стесняйтесь говорить
И «спасибо», и «прости»,
И «люблю», «целую», «верю», «уважаю».
Постарайтесь не грубить,
Записать на листочке как можно больше вежливых и добрых слов
А теперь все вместе под караоке споем песню «Дорогою добра»