Методическая разработка урока окружающий мир в 1 «а» классе по теме «Разнообразие растений и животных»
Методическая разработка урока окружающий мир в 1 «а» классе по теме «Разнообразие растений и животных»
Тема урока: «Разнообразие растений и животных»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: развитие мотивации учебной деятельности на основе освоения навыков самостоятельной работы и умения работать в коллективе.
Предметные задачи урока: обобщить знания учащихся о живой природе, о её разнообразии и изменчивости; Уточнить зависимость живой природы от условий окружающей среды; Способствовать расширению кругозора детей; дифференцировать понятие «живая природа» от понятия «растения» и «животные»; способствовать развитию наблюдательности, умению делать выводы.
Метапредметные задачи урока:
Познавательная: ориентироваться на страницах учебника, понимать приведенные в нем знаки, в соответствии с вопросом строить ответ в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, производить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
Регулятивная: формировать у учащихся умения: принимать и сохранять учебную задачу, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
Коммуникативная: понимать, что у людей могут быть зазличные точки зрения, в том числе и несовпадающие с его собственной, строить понятные для партнера высказывания;
Личностная: создать условия для формирования интересак учебной деятельности и к учебному материалу; воспитывать бережное отношение к природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока окружающий мир в 1 «а» классе по теме «Разнообразие растений и животных»»
Методическая разработка урока окружающий мир в 1 «а» классе по теме «Разнообразие растений и животных»
Тема урока: «Разнообразие растений и животных»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: развитие мотивации учебной деятельности на основе освоения навыков самостоятельной работы и умения работать в коллективе.
Предметные задачи урока: обобщить знания учащихся о живой природе, о её разнообразии и изменчивости; Уточнить зависимость живой природы от условий окружающей среды; Способствовать расширению кругозора детей; дифференцировать понятие «живая природа» от понятия «растения» и «животные»; способствовать развитию наблюдательности, умению делать выводы.
Метапредметные задачи урока:
Познавательная: ориентироваться на страницах учебника, понимать приведенные в нем знаки, в соответствии с вопросом строить ответ в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, производить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
Регулятивная: формировать у учащихся умения: принимать и сохранять учебную задачу, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
Коммуникативная: понимать, что у людей могут быть зазличные точки зрения, в том числе и несовпадающие с его собственной, строить понятные для партнера высказывания;
Личностная: создать условия для формирования интересак учебной деятельности и к учебному материалу; воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитательные:
Воспитание познавательного интереса.
Воспитание умения общаться:
учитель – ученик
ученик - ученик
Подготовительная работа:
доклады для учащихся о животных и растениях:
Куропатка
Медведь
Олень
Омуль
Соболь
Лиса
Используемое программное обеспечение:
- учебник по предмету «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова (1 класс, система Л.В. Занкова); карточки, презентации с объектами живой природы)
Ход урока
Организационный этап.
Учитель:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Начинаем мы опять
Думать, рассуждать, смекать!
Наделяева Полина:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2. Актуализация знаний.
- Давайте не терять время. Сегодня нас ждёт много загадок и сюрпризов.
Он фонтан устроить может,
Хобот тут ему поможет.
Как гора огромный он!
Догадались? Это … (слон)
Он большой и неуклюжий,
Для него и море –лужа.
На носу огромный рог.
Кто же это ? … (носорог)
Кто по пальме ловко скачет?
Кто кокосы в листьях прячет?
Кто нам кинул два банана?
Догадались? (обезьяна)
Он, как кошка полосатый ,
Весь пушистый и усатый.
Только вместо разных игр
Вам клыки покажет …(тигр)
Мы аквариум купили,
Новосёлов жить пустили.
Скажешь без ошибки,
Кто живёт там ? (рыбки)
Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка,
Ядовитый …(мухомор)
Колкую, зелёную
Срубили топором.
Колкая зелёная
К нам приходит в дом. (Ёлка)
Стоят в лугах сестрички –
Золотой глазок,
Белые реснички. (ромашка)
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (берёза)
Я шарик пушистый,
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок,
Остался стебелёк. (одуванчик)
-Как, одним словом назвать отгадки?
Живая природа (на доске).
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- По каким признакам вы определили живую природу?
Дети: Это всё дышит, питается, размножается, растёт.
- А какие условия необходимы на Земле для жизни?
Дети: воздух, свет, солнечное тепло и вода.
- Вы совершенно правы, от этого ещё зависит и многообразие растений и животных, населяющих нашу планету. С самого детства мы умеем отличать растения от животных. А чем же они отличаются?
Дети: Они разные. У них разный внешний вид. Растения не двигаются, только раскачиваются, а животные ходят.
- На какие царства делится живая природа?
Дети: животные, растения, грибы, бактерии (на доске )
Работа в парах.
Распределите карточки на две группы.
Дети: животные и растения
- О каких царствах мы сегодня поговорим?
Дети: Животные и растения
4. Формирование новых понятий и способов деятельности. Осознание нового материала.
- Где обитают животные?
Дети: в воде, на земле, в земле, в воздухе (на доске)
- Какие животные там обитают?
- Вспомните, на какие группы мы с вами разделили животных?
Приведите примеры к каждой группе
-А как вы думаете, есть ли такое большое количество животных, как растений?
Д: Да
5. Первичная проверка понимания.
Работа в группах.
- Сейчас мы узнаем с вами еще о некоторых видах животных. Для этого мы разделимся на группы по 4 человека.
Задача - прочитать, подумать к какой группе вы бы отнесли это животное и зависит ли его внешний вид от условий среды обитания. Затем представитель от группы выскажет мнение группы всему классу.
Время выполнение работы: 5 минут.
(Учащимся раздаются иллюстрация и характеристика о животном: куропатке, медведе, олени, омуле, соболе и лисе.
- Ребята, закончили работу. Посмотрите на меня. На какие вопросы вы искали ответы?
- К какой группе мы бы отнесли наше животное, и зависит ли его внешний вид от условий среды обитания.
- Пожалуйста, представитель первой группы выходи к доске. А остальные слушают внимательно, после сообщения я задам вам вопросы.
(Выступление представителя группы)
- О каком животном нам рассказала первая группа?
- О куропатке.
- Итак, к какой группе мы отнесем это животное?
- К группе птицы.
- Почему?
- Зависит ли внешний вид куропатки от условий обитания?
- О каком животном нам рассказала вторая группа?
- О медведе.
- Итак, к какой группе мы отнесем это животное?
- К группе млекопитающие.
- Почему?
- Зависит ли внешний вид медведя от условий обитания?
- О каком животном нам рассказала третья группа?
- О олене .
- Итак, к какой группе мы отнесем это животное?
- К группе млекопитающие
- Почему?
- Зависит ли внешний вид медведя от условий обитания?
- О каком животном нам рассказала четвертая группа?
- О омуле..
- Итак, к какой группе мы отнесем это животное?
- К группе рыбы.
- Почему?
- Зависит ли внешний вид омуля от условий обитания?
- О каком животном нам рассказала первая группа?
- О соболе.
- Итак, к какой группе мы отнесем это животное?
- К группе млекопитающие.
- Почему?
- Зависит ли внешний вид соболя от условий обитания?
- О каком животном нам рассказала шестая группа?
- О лисе.
- Итак, к какой группе мы отнесем это животное?
- К группе млекопитающие.
- Почему?
- Зависит ли внешний вид лисы от условий обитания?
- Вывод: Ребята, мы с вами познакомились лишь с некоторыми видами животных, на самом деле мир животных очень разнообразен, каждое животное по-своему интересно. Узнали, что внешний вид животных, так же как и растений, зависит от условий обитания.
- Соотнесите эти иллюстрации и группами растений, которые мы выделили.
- К какой группе относится бамбук?
- К деревьям, к травянистым растениям.
- Почему вы так решили? Докажите?
- Так. У нас возникли разногласия по поводу отнесения бамбука к той или иной группе. Может быть мы только это растение не знаем куда отнести. Давайте посмотрим дальше. (карликовая береза)
- Мы опять не знаем к какой группе отнести карликовую березу. Ведь мы выделили с вами признаки, по которым то или иное растение относится к определенной группе. Может быть мы забыли про какие-то признаки? Может мы не знаем признаков именно этих растений?
- Давайте в этом разберемся.
- Ребята на нашей планете очень много растений различных видов, о которых мы еще не знаем.
Работа в парах.
Задача – рассмотрите внимательно иллюстрации и подумайте, в каких условиях это растение может произрастать и докажите почему вы так решили.
На каждую парту раздается конверт с иллюстрациями (секвойя, карликовая береза, саксаул).
(выполнение задания детьми)
- Ребята, вспомните, какое у вас было задание?
(учитель вывешивает иллюстрации на доску)
- Ребята, кто-нибудь узнал эти растения?(если нет- учитель называет)
- Итак, как вы думаете, где может произрастать секвойя?
- Как думает ваша пара, Аня ?
- Почему вы так решили? (и так с 3-4 парами)
- Что помогло это узнать?
- Вот мы и выяснили, что внешний вид зависит от условий его произрастания.
- А вот сейчас ребята, ваши товарищи расскажут нам об этих растениях.
Слушайте внимательно, затем я задам вам вопросы. И подумайте, к какой группе растений их можно отнести.
- Алина расскажет нам о бамбуке.
- К какой же группе растений мы можем отнести бамбук?
- Кто запомнил интересные сведения о бамбуке?
( так о каждом растении)
- Ребята, мы познакомились только с малой частью растений. На нашей планете их более 250 тыс. видов. Существуют совсем маленькие и самые большие, и каждый интересен по-своему. Внешний вид зависит от условий его произрастания.
-Ребята, а к какой природе: живой или неживой относятся растения?
- К живой природе
- Ребята, а о грибах и бактериях вы узнаете во втором классе.
8. Закрепление изученного материала.
- Ребята, давайте вспомним, над какой темой мы с вами работали сегодня на уроке?
- С какими видами растений мы познакомились? Что нового вы о них узнали?
- С какими животными мы познакомились сегодня на уроке? Что нового вы о них узнали?
- Какой вывод мы можем сделать?
- Посмотрите на доску, назовите, что на ней изображено? ( на доске иллюстрация животного или растения)
- По каким признакам вы его узнали.
Обобщение: Сегодня на уроке мы с вами познакомились с разнообразием растений и животных, узнали новые виды, интересные сведения о них.
9. Обобщение и систематизация знаний.
Работа с учебником. (с.24, 25)
- Откройте учебник на с.24-25. Рассмотрите картинку в учебнике, каких животных вы видите?