kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока литературного чтения с использованием ИКТ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: изучение нового материала

Цель: Создать условия для глубокого целостного восприятия и осмысления учениками поэтического текста.

Задачи урока: 

  • совершенствовать умения  учащимися анализировать лирическое стихотворение;
  • продолжать совершенствовать учащимися навык сознательного, правильного, выразительного чтения;
  • обогащать учащимися словарный запас; 
  • развивать у учащихся умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному;
  •  закреплять знания учащихся о средствах художественной выразительности;
  • воспитывать любовь учащихся к родной природе и бережное отношение к ней;
  • совершенствовать умение учащихся работать в паре, в группе ;
  • развивать  мыслительные операции учащихся, делать умозаключения;
  • Учить строить монологические высказывания;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературного чтения с использованием ИКТ»

Учитель: Плутова Н.Н..

Дата:11.02.2016.

План-конспект урока

по литературному чтению

с применением ИКТ в 4 классе. 

Тема: И. А. Бунин «Листопад».

Используемые технологии:

Тип урока: изучение нового материала

Цель: Создать условия для глубокого целостного восприятия и осмысления учениками поэтического текста.

Задачи урока: 

  • совершенствовать умения  учащимися анализировать лирическое стихотворение;

  • продолжать совершенствовать учащимися навык сознательного, правильного, выразительного чтения;

  • обогащать учащимися словарный запас; 

  • развивать у учащихся умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному;

  •  закреплять знания учащихся о средствах художественной выразительности;

  • воспитывать любовь учащихся к родной природе и бережное отношение к ней;

  • совершенствовать умение учащихся работать в паре, в группе ;

  • развивать  мыслительные операции учащихся, делать умозаключения;

  • Учить строить монологические высказывания;

Формы работы, используемые на уроке: 

 индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.

Материальное обеспечение (оборудование):

учебник «Литературное чтение». 4 кл., автор. Л. А. Ефросинина;

презентация по теме И. А. Бунин «Листопад»;

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Планируемые результаты обучения: предметные: расширять информационное поле о средствах выразительности в поэзии; совершенствовать умения выразительного чтения.

Метапредметные: регулятивные: использовать полученные умения в учебной деятельности при решении практических и творческих задач; осваивать способы решения задач проблемно-поискового характера; владеть операциями сравнения, анализа, обобщения; устанавливать аналогии.

Коммуникативные: овладевать коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при фронтальной работе и работе в парах.

Личностные: формировать эстетические потребности, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость; мотивацию бережного отношения к духовным ценностям.

Методы: фронтальный диалог, работа с учебником, работа в группах, метод демонстраций, проблемно-поисковый, исследовательский(лингвистический эксперимент, деятельностный метод практических графических и устных упражнений.

Технологии: технология обучения в сотрудничестве, технология проблемного обучения, игровая технология.

Основные понятия: просвет, вдова, терем, лазурь, просветы, пёстрый, завороженный, охватная (рифма)


Ресурсы: презентация, слайды к уроку, портрет писателя, карточки строф из текста стихотворения,тексты стихотворения для работы в парах, компьютер, проектор.



























Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Эмоциональный настрой (учитель устанавливает связь с классом)

Ребята, меня зовут Нина Николаевна! Сегодня я пришла к вам в гости и хочу с вами вместе поработать на уроке литературного чтения .

На нём мы будем размышлять,

На вопросы отвечать

Выразительно читать!

Настраиваются на урок.

Положительное отношение к процессу учения

Актуализация знаний. Самоопределение  к деятельности.

- Я вижу по вашему настроению, что вы готовы к работе!

Вы уже на протяжении нескольких уроков читаете и учите стихи. Сегодня мы познакомимся с новым поэтом и его произведением. А свою работу построим в виде мини – проекта. Он будет содержать следующие этапы:

- знакомство с биографией поэта;

- с его произведением;

-выполним небольшую творческую работу.

Таким образом, в итоге у нас с вами, должен получится мини-проект.

Ребята, а какие цели мы можем поставить перед собой на данном уроке







На доске вы видите портрет Ивана Алексеевича Бунина

- Ребята вашего класса познакомят нас с его творчеством. А всем остальным нужно слушать внимательно.

Воспринимают информацию















Продолжать учиться сотрудничать, договариваться. Продолжать формировать навык выразительного чтения. Узнать биографию автора. Познакомиться с новым произведением.


Смотрят на доску

Регулятивные действия: целеполагание, планирование.

 Знакомство с биографией писателя.

Выступление учащихся (сопровождается слайдами презентации).

1 ребёнок

-Мы   расскажем о поэте, чьё стихотворение мы будем читать сегодня.

Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже. Отец Бунина жил широко, беззаботно, и разорившись, семья Буниных переехала в имение Орловской губернии неподалёку от города Елец. Бунин детство провёл в этом месте, среди природной красоты полей. Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Первые стихи Бунина написаны в семилетнем возрасте.

2ребёнок                                                - В 10 лет его зачислили в Елецкую мужскую гимназию. Однако он не закончил её, вернувшись домой, потому что за обучение платить было нечем. Дальнейшее образование в биографии Ивана Бунина было получено благодаря старшему брату Юлию. Первое стихотворение было напечатано, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет.                                                

3 ребёнок

Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Ранние его стихи посвящены картинам средней полосы России. Целую поэму, отрывок из которой мы будем читать, посвятил Бунин осенней природе. Эта поэма является драгоценным вкладом в литературу, которая в 1903 году принесла Бунину Пушкинскую премию Петербургской академии наук и всеобщую славу. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.                                            4ребёнок                                              - Литературная судьба складывалась удачно. Он много писал, и его произведения сразу же получили известность. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В 1933 году он первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже.

В Ельце в 1988 г. открыт дом-музей И .А. Бунина.

Ребята ,молодцы!

- Учащиеся слушают выступление своих одноклассников

Коммуникативные УУД: владение монологической формы речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

умение доносить свою позицию до других.

умение слушать и понимать речь других;







Сообщение темы и цели урока.

А с каким произведением будем знакомиться , вы должны догадаться сами. Подсказка на экране

РЕБУС

Молодцы, ребята! Название этого произведения «Листопад»




Отгадывают ребус.


Познавательные УУД: преобразование модели; умение делать умозаключение






Подготовка к восприятию (словарная работа)

Ребята , а что такое листопад?




Ребята, в стихотворении вам встретятся слова, давайте разберём их значение.(На экране спроектированы слова, ).

Завороженный – очарованный, околдованный.

Завороженный - от слова ворожить

( колдовать)

- Подберите синонимы к словам:

Золотой – желтый, изумительный;

Терем - в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома.

Лиловый - светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки

Багряный - чистый, яркий алый цвет

Лазурьодин из оттенков голубого цвета,  цвет неба в ясный день.

Вдова - одинокая женщина, у которой умер муж.

- Подберите антонимы к слову замирает – возрождается, оживает.


Высказывают свои предположения, что такое листопад.


3 человека работают со словарем, а все остальные предполагают значение этих слов





Познавательные УУД: умение делать умозаключение




Умение работать со словарем, находить нужную информацию

Первичное восприятие текста и выявление впечатлений


















Физкультминутка











Работа над произведением




























Обобщение деятельности учащихся. Работа в группах

Я предлагаю вам послушать это стихотворение.







– Что вам понравилось в этом стихотворении?

- Какое время года описывает поэт? Докажите.

- Какие чувства вызвало стихотворение? 

 

- Какой вы увидели Бунинскую осень?






Я называю дерево, если оно есть в стихотворении, то поднимаем руки и колышем вверху, если нет, то покачиваем головой отрицание.

Берёзы, осины, ёлочки, клёны, дуб, рябины, сосна.






Для меня листопад – это память о деревне, когда я с дедушкой и бабушкой ходила в лес , где я собирала осенний букет.

 А что для вас слово листопад?


-Прочитайте стихотворение и попробуйте определить, а что значит для автора листопад?

Чтение стихотворения







И что же листопад для Бунина?


А сейчас мы поработаем в группах . Работая в группах вам нужно найти ответы на вопросы и определить кто от группы будет отвечать на эти вопросы


Что напомнил осенний лес

И. А. Бунину? 

- Найдите в тексте сравнения, которые помогают нарисовать образ леса – терема.



- Ребята, что помогает нам в стихотворении увидеть и ощутить сказочный мир осени?






— Какие эпитеты использует автор? – Найдите и прочитайте их.









-Какие краски использует Бунин?


- Почему лес сравнивается со стеной?


- Что Бунину напоминает оконца?



- А почему оконца, а не окна?


- Бунин не только краски использует при описании осени, он обращается к нашей памяти запахов.

– Почему слово Осень написано с большой буквы?

– Какой поэтический прием использует автор?

– С кем сравнивает он осень?

- Кто такая вдова и почему она тихая?

- С чем сравнивается поляна?

- А что там?

-С чем сравнивается паутина?

- А когда бывает много паутины? –


Кто есть во дворе на поляне?

- Какое сравнение для него придумал Иван Алексеевич?

-Есть ли ветер?

-А как понять слова «мертвое молчанье»? Что это за языковой прием?

- Можно ли услышать тишину?


- Какую же мысль хочет донести до нас поэт?


Дети слушают стихотворение в сопровождении музыки и слайдов.

Слушают стихотворение, обращают внимание на краски, которые использует поэт. Высказывают своё впечатление: понравилось ли стихотворение, отвечают на вопросы учителя



- Печаль, восхищение, радость.

- Яркая, праздничная, красивая





Под руководством учителя выполняют зарядку для правильной осанки.











Ответы детей








Самостоятельное чтение




Ответы детей


Работа в группах






Лес – терем расписной.


Лес стоит стеной.

Елочки темнеют – как вышки.

Синеют просветы в небо, что оконца.

Пустая поляна – широкий двор.

Паутина – как сеть из серебра.

Мотылек – точно белый лепесток.



Эпитеты

«Весёлой стеной», «Воздушной паутины ткани»,

«Сеть из серебра», «мёртвое молчанье»,

«лес заворожённый», «Терем расписной», «сонная поляна»..


Лиловая, желтая, багряная, лазурь, золотой

Деревья стоят плотно друг к другу.


Просветы в небо между листвой


Маленькие








Олицетворение


С вдовой – женщиной

Она уже успокоилась, все позади

Со двором

Паутина


В дни теплых дней бабьего лета

Мотылёк

Белый лепесток



Метафора





Поэт пытается подчеркнуть ценность, неповторимость каждого дня. Именно сегодня надо успеть увидеть самое ценное, насладиться красотой сегодняшнего дня, завтра она может быть уже другой. Каждый день нужно уметь замечать прекрасные мгновения жизни и ценить их. 


Познавательные УУД

Умение воспринимать информацию                          

Высказывать предположения, делать выводы по тексту.

Умение делать умозаключение

Коммуникативные УУД: умение слушать и воспринимать речь других.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли












Координирование своих мыслей и действий.

Забота о своём здоровье













Умение делать умозаключение


Познавательное УУД: умение работать с текстом, умение анализировать текст










Коммуникативные действия: умение сотрудничать(умение слушать и вступать в диалог, умение учитывать позицию других людей, владение диалогической формы речи)



Познавательные УУД

Умение делать выводы по тексту, умозаключение


Ребята , а сейчас в заключении мы составим синквейн.

Что такое синквейн я расскажу вам на примере слова осень!


Осень

Красочная, радостная.

Удивляет, восхищает, опадает.

Унылая пора, очей очарованье

Время года


Осень

Златолистая, колосистая.

Опадает, созревает, поливает.

Приносящая дары.

Время года.


У вас на парте памятка!


Попробуйте составить в паре синквейн со словом листопад.


Объединитесь в группы, прочитайте в группе свои синквейны и выберите лучший, который зачитаете от всей группы.


Пробуют в парах составить синквейн

а) 1строка – подлежащие (тема)

б) 2 строка — 2 прилагательных (раскрывает тему)

в) 3 строка- 3 глагола (действия, отношение к теме)

г) 4 строка – фраза (предложение, ваше отношение)

д) 5 строка — вывод (слово – резюме, ассоциация с первым словом)

Проверка задания (чтение синквейнов)



Познавательные УУД:

Умение воспринимать информацию, слушать и понимать речь других, умение строить логическую цепь рассуждений; умение делать умозаключение.


Коммуникативные УУД

Умение доносить свою позицию до других, умение работать в паре и в группе; учиться выполнять различные роли в группе


Регулятивные УУД

Умение давать оценку деятельности на уроке одноклассникам;

Умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.



Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог.

- Активно работая на уроке каждый, из вас внёс вклад в достижение поставленных задач - научиться видеть красоту природы, узнать об отношении автора стихотворения к родной природе, определить авторскую идею.

– Оцените себя, выбирая начало фразы на доске.

Сегодня я узнал… 
Было интересно… 
Было трудно… 
Я выполнял задания… 
Я понял, что… 
Теперь я могу… 
Я почувствовал, что… 
Я приобрел… 
Я научился… 

Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных задач и высказывается одним предложением.

(ответы детей)



Личностные УУД : самооценка собственной учебной деятельности, своих достижений.

Домашнее задание

А теперь давайте подумаем, каким может быть ваше домашнее задание?

- Прочитайте выразительно стихотворение И. А. Бунина  «Листопад» -это на оценку 3.

- Выучите наизусть стихотворение – на оценку 5.

- Выберите понравившиеся фрагменты стихотворения и проиллюстрируйте их,  сопроводите свой рисунок  текстом наизусть – на оценку 5.

Познавательные УУД: умение воспринимать информацию

Рефлексия

Мне бы хотелось увидеть ваше отношение к сегодняшнему уроку.

Дерево настроения.


Спасибо за урок!

Дети наклеивают листочки на дерево в зависимости от цвета: - зеленый цвет (все отлично, все получилось);

- желтый цвет (встретил некоторые трудности);

- красный цвет (не удалось справиться с большинством заданий)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока литературного чтения с использованием ИКТ

Автор: Плутова Нина Николаевна

Дата: 18.11.2016

Номер свидетельства: 360108

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Учебно-методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. "
    ["seo_title"] => string(80) "uchiebno-mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-4-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "109471"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404640383"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Методическая разработка на тему "Крещение Руси""
    ["seo_title"] => string(56) "mietodichieskaia-razrabotka-na-tiemu-krieshchieniie-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "281262"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453485690"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Методический проект учителя. "
    ["seo_title"] => string(34) "mietodichieskii-proiekt-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "193786"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427697150"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Условия эффективного использования модели обучения «1 ученик: 1 компьютер» на уроках  на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(126) "usloviia-effiektivnogho-ispol-zovaniia-modieli-obuchieniia-1-uchienik-1-komp-iutier-na-urokakh-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "159536"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421920475"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства