Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности. | - Я вижу по вашему настроению, что вы готовы к работе! Вы уже на протяжении нескольких уроков читаете и учите стихи. Сегодня мы познакомимся с новым поэтом и его произведением. А свою работу построим в виде мини – проекта. Он будет содержать следующие этапы: - знакомство с биографией поэта; - с его произведением; -выполним небольшую творческую работу. Таким образом, в итоге у нас с вами, должен получится мини-проект. Ребята, а какие цели мы можем поставить перед собой на данном уроке На доске вы видите портрет Ивана Алексеевича Бунина - Ребята вашего класса познакомят нас с его творчеством. А всем остальным нужно слушать внимательно. | Воспринимают информацию Продолжать учиться сотрудничать, договариваться. Продолжать формировать навык выразительного чтения. Узнать биографию автора. Познакомиться с новым произведением. Смотрят на доску | Регулятивные действия: целеполагание, планирование. |
Знакомство с биографией писателя. | Выступление учащихся (сопровождается слайдами презентации). 1 ребёнок -Мы расскажем о поэте, чьё стихотворение мы будем читать сегодня. Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже. Отец Бунина жил широко, беззаботно, и разорившись, семья Буниных переехала в имение Орловской губернии неподалёку от города Елец. Бунин детство провёл в этом месте, среди природной красоты полей. Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Первые стихи Бунина написаны в семилетнем возрасте. 2ребёнок - В 10 лет его зачислили в Елецкую мужскую гимназию. Однако он не закончил её, вернувшись домой, потому что за обучение платить было нечем. Дальнейшее образование в биографии Ивана Бунина было получено благодаря старшему брату Юлию. Первое стихотворение было напечатано, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет. 3 ребёнок - Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Ранние его стихи посвящены картинам средней полосы России. Целую поэму, отрывок из которой мы будем читать, посвятил Бунин осенней природе. Эта поэма является драгоценным вкладом в литературу, которая в 1903 году принесла Бунину Пушкинскую премию Петербургской академии наук и всеобщую славу. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. 4ребёнок - Литературная судьба складывалась удачно. Он много писал, и его произведения сразу же получили известность. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В 1933 году он первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже. В Ельце в 1988 г. открыт дом-музей И .А. Бунина. Ребята ,молодцы! | - Учащиеся слушают выступление своих одноклассников | Коммуникативные УУД: владение монологической формы речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; умение доносить свою позицию до других. умение слушать и понимать речь других; |
Подготовка к восприятию (словарная работа) | Ребята , а что такое листопад? Ребята, в стихотворении вам встретятся слова, давайте разберём их значение.(На экране спроектированы слова, ). Завороженный – очарованный, околдованный. Завороженный - от слова ворожить ( колдовать) - Подберите синонимы к словам: Золотой – желтый, изумительный; Терем - в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома. Лиловый - светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки Багряный - чистый, яркий алый цвет Лазурь - один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день. Вдова - одинокая женщина, у которой умер муж. - Подберите антонимы к слову замирает – возрождается, оживает. | Высказывают свои предположения, что такое листопад. 3 человека работают со словарем, а все остальные предполагают значение этих слов | Познавательные УУД: умение делать умозаключение Умение работать со словарем, находить нужную информацию |
Первичное восприятие текста и выявление впечатлений Физкультминутка Работа над произведением Обобщение деятельности учащихся. Работа в группах | Я предлагаю вам послушать это стихотворение. – Что вам понравилось в этом стихотворении? - Какое время года описывает поэт? Докажите. - Какие чувства вызвало стихотворение? - Какой вы увидели Бунинскую осень? Я называю дерево, если оно есть в стихотворении, то поднимаем руки и колышем вверху, если нет, то покачиваем головой отрицание. Берёзы, осины, ёлочки, клёны, дуб, рябины, сосна. Для меня листопад – это память о деревне, когда я с дедушкой и бабушкой ходила в лес , где я собирала осенний букет. А что для вас слово листопад? -Прочитайте стихотворение и попробуйте определить, а что значит для автора листопад? Чтение стихотворения И что же листопад для Бунина? А сейчас мы поработаем в группах . Работая в группах вам нужно найти ответы на вопросы и определить кто от группы будет отвечать на эти вопросы Что напомнил осенний лес И. А. Бунину? - Найдите в тексте сравнения, которые помогают нарисовать образ леса – терема. - Ребята, что помогает нам в стихотворении увидеть и ощутить сказочный мир осени? — Какие эпитеты использует автор? – Найдите и прочитайте их. -Какие краски использует Бунин? - Почему лес сравнивается со стеной? - Что Бунину напоминает оконца? - А почему оконца, а не окна? - Бунин не только краски использует при описании осени, он обращается к нашей памяти запахов. – Почему слово Осень написано с большой буквы? – Какой поэтический прием использует автор? – С кем сравнивает он осень? - Кто такая вдова и почему она тихая? - С чем сравнивается поляна? - А что там? -С чем сравнивается паутина? - А когда бывает много паутины? – Кто есть во дворе на поляне? - Какое сравнение для него придумал Иван Алексеевич? -Есть ли ветер? -А как понять слова «мертвое молчанье»? Что это за языковой прием? - Можно ли услышать тишину? - Какую же мысль хочет донести до нас поэт? | Дети слушают стихотворение в сопровождении музыки и слайдов. Слушают стихотворение, обращают внимание на краски, которые использует поэт. Высказывают своё впечатление: понравилось ли стихотворение, отвечают на вопросы учителя - Печаль, восхищение, радость. - Яркая, праздничная, красивая Под руководством учителя выполняют зарядку для правильной осанки. Ответы детей Самостоятельное чтение Ответы детей Работа в группах Лес – терем расписной. Лес стоит стеной. Елочки темнеют – как вышки. Синеют просветы в небо, что оконца. Пустая поляна – широкий двор. Паутина – как сеть из серебра. Мотылек – точно белый лепесток. Эпитеты «Весёлой стеной», «Воздушной паутины ткани», «Сеть из серебра», «мёртвое молчанье», «лес заворожённый», «Терем расписной», «сонная поляна».. Лиловая, желтая, багряная, лазурь, золотой Деревья стоят плотно друг к другу. Просветы в небо между листвой Маленькие Олицетворение С вдовой – женщиной Она уже успокоилась, все позади Со двором Паутина В дни теплых дней бабьего лета Мотылёк Белый лепесток Метафора Поэт пытается подчеркнуть ценность, неповторимость каждого дня. Именно сегодня надо успеть увидеть самое ценное, насладиться красотой сегодняшнего дня, завтра она может быть уже другой. Каждый день нужно уметь замечать прекрасные мгновения жизни и ценить их. | Познавательные УУД Умение воспринимать информацию Высказывать предположения, делать выводы по тексту. Умение делать умозаключение Коммуникативные УУД: умение слушать и воспринимать речь других. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Координирование своих мыслей и действий. Забота о своём здоровье Умение делать умозаключение Познавательное УУД: умение работать с текстом, умение анализировать текст Коммуникативные действия: умение сотрудничать(умение слушать и вступать в диалог, умение учитывать позицию других людей, владение диалогической формы речи) Познавательные УУД Умение делать выводы по тексту, умозаключение |
| Ребята , а сейчас в заключении мы составим синквейн. Что такое синквейн я расскажу вам на примере слова осень! Осень Красочная, радостная. Удивляет, восхищает, опадает. Унылая пора, очей очарованье Время года Осень Златолистая, колосистая. Опадает, созревает, поливает. Приносящая дары. Время года. У вас на парте памятка! Попробуйте составить в паре синквейн со словом листопад. Объединитесь в группы, прочитайте в группе свои синквейны и выберите лучший, который зачитаете от всей группы. | Пробуют в парах составить синквейн а) 1строка – подлежащие (тема) б) 2 строка — 2 прилагательных (раскрывает тему) в) 3 строка- 3 глагола (действия, отношение к теме) г) 4 строка – фраза (предложение, ваше отношение) д) 5 строка — вывод (слово – резюме, ассоциация с первым словом) Проверка задания (чтение синквейнов) | Познавательные УУД: Умение воспринимать информацию, слушать и понимать речь других, умение строить логическую цепь рассуждений; умение делать умозаключение. Коммуникативные УУД Умение доносить свою позицию до других, умение работать в паре и в группе; учиться выполнять различные роли в группе Регулятивные УУД Умение давать оценку деятельности на уроке одноклассникам; Умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. |