Методическая разработка урока по письму и развитию речи по теме «Правописание безударных гласных»
Методическая разработка урока по письму и развитию речи по теме «Правописание безударных гласных»
Дети с нарушениями развития интеллекта имеют проблемы в развитии и обучении: пассивное восприятие информации, низкий уровень работоспособности и концентрации внимания. При решении этих проблем использовался на уроке метод наглядного моделирования: составление и использование алгоритма написания безударных гласных, подбор слов к различным схемам. Учитывая быструю истощаемость обучающихся выполнение заданий проводилось с опорой на зрительные (чистописание, словарная работа, народная примета) и слуховые анализаторы (игра «Да, нет», работа с сигнальными карточками, игра «Хлопки»). Использовалось на уроке несколько динамических пауз с коррекционной направленностью (зарядка для глаз, артикуляционная и пальчиковая гимнастики). На уроке осуществлялся индивидуальный и дифференцированный подход. С помощью этих упражнений увеличивается уровень работоспособности, поддерживается интерес в течение урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Урок по письму и развитию речи по теме «Правописание безударных гласных»
4 класс
Цель: формировать умение пользоваться алгоритмом применения правила написания безударных гласных; тренировать в подборе проверочных слов;
- коррекция и развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности путем выполнения различных упражнений;
- воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к природе.
Оборудование: индивидуальные карточки, разноцветные кружки, картинка «Лес в разные времена года», сигнальные карточки с безударными гласными, алгоритм написания безударной гласной.
Ход урока
Организационный момент.
Тренинг – настрой.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
II Артикуляционная гимнастика.
- Ну, а сначала мы сделаем арт. гимнастику.
1. «Часики» - язычок двигается в правый и левый уголки губ. Руки на локтях. Пальчики здороваются со своим большим братом.
2. «Качели» - язычок поднимается к верхним зубам и опускается к нижним губам. Пальчики здороваются со своими братьями на другой руке.
3. «Маляры» - язычком водим, как малярной щеткой, по небу. «Дует ветерок и дерево качается» - пальцы в кулаке. Кулачком делаем вращательные движения, руки прямые на локтях.
4. «Лошадки» - цокаем, щелкаем язычком. «Ручеек» - кисти в замке. Делаем волнообразные движения вверх и вниз.
III Разминка «Да» или «Нет».
- Слушаем внимательно и отвечаем на вопросы словами «Да» или «Нет».
- Сегодня 24 ноября? (Да)
- Время года зима? (Нет)
-День недели среда? (Нет)
-Сейчас урок письма. (Да)
- На уроке пишем аккуратно. (Да)
IV Чистописание
-Обратите внимание, какая пословица здесь написана
АКкуРАтноСТЬ чеЛОвека КРАсит
- Какого человека называют аккуратным? (У него вещи в порядке, сам чист, старается писать в тетрадях)
-Теперь аккуратно и красиво запишите число, «классная работа».
-Угадайте гласные буквы, написанные на карточке. (а, о, и, е, я)
-Что это за буквы? «Опасные»
В этих буквах чаще всего допускаем ошибки.
- Напишем гласные буквы, которые вызывают у нас сомненье при письме ( о а е и я ) по образцу в тетрадях.
-Вспомним правило о написании безударных гласных (безударные гласные надо писать так, как они пишутся под ударением).
V Сообщение темы урока
Мы будем на уроке тренироваться в подборе проверочных слов для написания безударной гласной.
VI Словарная работа.
- Соедините слоги так, чтобы получились слова. ( Дети на партах соединяют слоги в слова)
фаб ма ка лет де
рег би бед рев ня
га ри зин о бе
Индивидуальная работа 1 (* - начало слова )
*фаб *ма ка лет *де
рег *би бед рев ня
га ри зин *о *бе
Индивидуальная работа 2 (чтение слов по стрелкам )
*фаб *ма ка лет *де
рег *би бед рев ня
га ри зин *о *бе
Фабрика, магазин, билет, обед, берег, деревня (комментировано у доски)
-Назовите слова на знакомые тебе правила (орешки, рук, враг, друг, спустилась, узнать)
- 2 ученика по карточкам:
Найди лишнее слово:
Лень, лентяй, лента.
Гусь, гусята, гусеница.
Нос, носовой, носильщик.
Поставь ударение в словах и подчеркни из каждого ряда проверочные слова:
Носы- носовой, нос.
Меха- мех, меховой.
Трава- травы, травяной.
Физминутка
Мы, ребята, потрудились,
На уроке мы учились.
Не пора ли нам размяться
И немного посмеяться?
Превратимся в зайчиков!
Приседайте, мальчики!
Приседайте, девочки,
Девочки – припевочки.
Потрясем теперь руками:
Наши пальчики устали,
И наклоны нам полезны –
Физкультуре будем верны.
Мы немножко отдохнули,
Очень глубоко вздохнули,
Косточки свои размяли
И учиться снова стали.
VIII Закрепление пройденного материала
Вспомним алгоритм написания безударной гласной
Безударный хитрый гласный
Слышим мы его прекрасно
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука.
- Какое правило надо знать при письме слов с безударными гласными?
(Безударную гласную надо писать так, как она пишется под ударением)
- Что нужно сделать в первую очередь?
- Что потом?
- Что еще вы сделаете?
1 Прочитай слово
2 Поставь ударение
3 Обозначь безударную гласную
4 Безударную гласную проверяй ударением
5 Изменяй слово так:
Один –много много- один
Плечо-плечи леса-лес
Запомните эти ступеньки, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной .
-Этот алгоритм поможет нам при выполнении упражнения 15.
2 Работа по учебнику стр 88 упр 15
-Отгадай, кто это или что это , найди отгадки. Игра «Филворд»
1.Зверь рыжего цвета с пушистым хвостом.
2.Инструмент, которым пилят.
3.Плод ржи или пшеницы.
4.Капли воды на траве утром.
5.Время года, которое наступает после осени.
1 кмрепошлиса лиса- лисы
2 рокспилаеум пила- пилы
3 колосисвыфл колос-колосья
4 днросазвнкху роса-росы
5 нвкузиманецф зима- зиму
Индивидуальная работа 1 (*- начало слова)
1 кмрепош*лиса
2 рокс*пилаеум
3 *колосисвыфл
4 дн*росазвнкху
5 нвку*зиманецф
Индивидуальная работа 2 (отгадки подчеркнуты)
1 кмрепош*лиса
2 рокс*пилаеум
3 *колосисвыфл
4 дн*росазвнкху
5 нвку*зиманецф
3 Зарядка для глаз
- Долго тянется урок –
Много вы писали.
- Не поможет тут звонок,
Раз глаза устали.
«Горизонт».
1-4 – Чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом) линию горизонта слева направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.
5-8 – повторить линию горизонта справа – налево.
«Лодочка»
1-4 – Чертим лодочку (дуга – книзу), глаза повторяют движение.
5-8 – повторить движение счета 1-4 в другую сторону.
«Радуга»
1-4 – (дуга кверху)
5-8 в другую сторону.
«Солнышко»
1-8 – чертим солнышко.
«Пловец»
1-4 – правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца.
5-8 – медленно приблизить кончик пальца к носу.
«Яркое солнышко»
1-8 – зажмуриться.
Слушаем звуки леса.
Какие звуки вы услышали? (пение птиц, шум деревьев, журчание ручья) Звуки чего? ( леса) Красив лес в разные времена года. Любите природу, и она подарит вам радость. Лес чудесными красками радует глаза, шум деревьев успокаивает нервы, воздух леса очистит дыхание. Но чтобы лес всегда дарил радость, нужно его беречь и знать правила поведения в лесу.
4 Работа по учебнику упр. 17 стр. 88
Ты пришел в лес.
Не трогай в л…су (…) ни ветки, ни тр…вы (…). Не разоряй муравьиные д…ма (…). Не хватаешь же ты со ст…ны (…) музея разные чудесные вещи. Ведь они – для всех людей. И лес - для всех людей на З…мле (…).
- Объясните, как надо вести себя в лесу. (Не трогать в лесу ни травки, ни веточки, не разорять муравьиные дома)
-Выборочное письмо. Работа с сигнальными карточками.
зиму, указывают, Большие (Большие муравьиные кучи осенью указывают на суровую зиму)
-Индивидуальная работа
2 4 6 3 7 8 5 1
муравьиные, осенью, на, кучи, суровую, зиму, указывают, Большие
- Письмо по памяти.
Индивидуальная работа : списать.
IX Домашнее задание
Стр. 90 упр. 21
-Прочитай сочетания слов.
Уснувшие деревья, жёлтые листья, кукование кукушки, высокий сугроб, снежные шапки, свежая лыжня, чёрные проталинки, следы на снегу, птенцы клеста, сказочный покой.
-Выпиши сочетания слов к теме «Зима в лесу».
- Игра «Хлопки» (Уснувшие деревья, высокий сугроб, снежные шапки, свежая лыжня, следы на снегу, птенцы клеста, сказочный покой.)
- Сообщение о птенцах клеста.
(Весной и летом у пернатых много забот. Они вьют гнезда и выкармливают птенцов. Только клесты без забот прыгают по деревьям. Но вот начались морозы. А в гнезде у клестов голенькие птенчики. Мать не слетает с гнезда, греет птенцов. Почему клесты выводят птенцов осенью и зимой? Пища клестов — это еловые шишки. Именно зимой созревают семена в шишках, которыми и питаются клесты. Это их самая любимая пища. Птенцы в теплом гнезде, построенной самкой, совсем не замерзают. Кроме того, их спасает теплое оперение мамы.)
X Итог.
-Какие гласные в корне требуют проверки? (а,о,и.е,я)
- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной? (Безударную гласную надо писать так, как она пишется под ударением)
-Оцените свою работу на уроке и покажите карточку нужного цвета.
Красный – работал в полную силу, без ошибок.
Зелёный – работал хорошо.
Синий – мог работать лучше, надо постараться у меня ещё есть ошибки.
Список используемой литературы:
1 Воронкова, В.В. Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Подготовительный, 1-4 классы / В.В Воронкова .- М.: Просвещение, 2008г.-192с.