kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по письму и развитию речи по теме «Правописание безударных гласных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети с нарушениями развития интеллекта имеют проблемы в развитии и обучении: пассивное восприятие информации, низкий уровень работоспособности и концентрации внимания. При решении этих проблем использовался на уроке метод наглядного моделирования: составление и использование алгоритма написания безударных гласных, подбор слов к различным схемам. Учитывая быструю истощаемость обучающихся выполнение заданий проводилось с опорой на зрительные (чистописание, словарная работа, народная примета) и слуховые анализаторы (игра «Да, нет», работа с сигнальными карточками, игра «Хлопки»). Использовалось на уроке несколько динамических пауз с коррекционной направленностью (зарядка для глаз, артикуляционная и пальчиковая гимнастики). На уроке осуществлялся индивидуальный и дифференцированный подход. С помощью этих упражнений увеличивается уровень работоспособности, поддерживается интерес в течение урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по письму и развитию речи по теме «Правописание безударных гласных» »

Рябых Лариса Васильевна


учитель начальных классов


ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат »



Урок по письму и развитию речи по теме «Правописание безударных гласных»


4 класс
















Цель: формировать умение пользоваться алгоритмом применения правила написания безударных гласных; тренировать в подборе проверочных слов;

- коррекция и развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности путем выполнения различных упражнений;

- воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к природе.


Оборудование: индивидуальные карточки, разноцветные кружки, картинка «Лес в разные времена года», сигнальные карточки с безударными гласными, алгоритм написания безударной гласной.


Ход урока


  1. Организационный момент.

Тренинг – настрой.


Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.


II Артикуляционная гимнастика.

- Ну, а сначала мы сделаем арт. гимнастику.

1. «Часики» - язычок двигается в правый и левый уголки губ. Руки на локтях. Пальчики здороваются со своим большим братом.

2. «Качели» - язычок поднимается к верхним зубам и опускается к нижним губам. Пальчики здороваются со своими братьями на другой руке.

3. «Маляры» - язычком водим, как малярной щеткой, по небу. «Дует ветерок и дерево качается» - пальцы в кулаке. Кулачком делаем вращательные движения, руки прямые на локтях.

4. «Лошадки» - цокаем, щелкаем язычком. «Ручеек» - кисти в замке. Делаем волнообразные движения вверх и вниз.


III Разминка «Да» или «Нет».

- Слушаем внимательно и отвечаем на вопросы словами «Да» или «Нет».

- Сегодня 24 ноября? (Да)

- Время года зима? (Нет)

-День недели среда? (Нет)

-Сейчас урок письма. (Да)

- На уроке пишем аккуратно. (Да)


IV Чистописание


-Обратите внимание, какая пословица здесь написана


АКкуРАтноСТЬ чеЛОвека КРАсит

- Какого человека называют аккуратным? (У него вещи в порядке, сам чист, старается писать в тетрадях)

-Теперь аккуратно и красиво запишите число, «классная работа».

-Угадайте гласные буквы, написанные на карточке. (а, о, и, е, я)


-Что это за буквы? «Опасные»

В этих буквах чаще всего допускаем ошибки.

- Напишем гласные буквы, которые вызывают у нас сомненье при письме ( о а е и я ) по образцу в тетрадях.

-Вспомним правило о написании безударных гласных (безударные гласные надо писать так, как они пишутся под ударением).


V Сообщение темы урока

Мы будем на уроке тренироваться в подборе проверочных слов для написания безударной гласной.


VI Словарная работа.


- Соедините слоги так, чтобы получились слова. ( Дети на партах соединяют слоги в слова)

фаб ма ка лет де

рег би бед рев ня

га ри зин о бе


Индивидуальная работа 1 (* - начало слова )

*фаб *ма ка лет *де

рег *би бед рев ня

га ри зин *о *бе


Индивидуальная работа 2 (чтение слов по стрелкам )

*фаб *ма ка лет *де

рег *би бед рев ня

га ри зин *о *бе



Фабрика, магазин, билет, обед, берег, деревня (комментировано у доски)

- Поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную.

- Подбор слов к схемам

׳ ׳ ׳ ׳

   


VII Проверка домашнего задания


- Упр. 10

Белка спустилась ко мне по сосне,

ела орешки из рук.

Как же сумела узнать она,

что я не враг ей , а друг?

-Назовите слова на знакомые тебе правила (орешки, рук, враг, друг, спустилась, узнать)


- 2 ученика по карточкам:

Найди лишнее слово:

Лень, лентяй, лента.

Гусь, гусята, гусеница.

Нос, носовой, носильщик.

Поставь ударение в словах и подчеркни из каждого ряда проверочные слова:

Носы- носовой, нос.

Меха- мех, меховой.

Трава- травы, травяной.


Физминутка


Мы, ребята, потрудились,

На уроке мы учились.

Не пора ли нам размяться

И немного посмеяться?

Превратимся в зайчиков!

Приседайте, мальчики!

Приседайте, девочки,

Девочки – припевочки.

Потрясем теперь руками:

Наши пальчики устали,

И наклоны нам полезны –

Физкультуре будем верны.

Мы немножко отдохнули,

Очень глубоко вздохнули,

Косточки свои размяли

И учиться снова стали.


VIII Закрепление пройденного материала


  1. Вспомним алгоритм написания безударной гласной


Безударный хитрый гласный

Слышим мы его прекрасно

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука.

- Какое правило надо знать при письме слов с безударными гласными?

(Безударную гласную надо писать так, как она пишется под ударением)

- Что нужно сделать в первую очередь?

- Что потом?

- Что еще вы сделаете?


1 Прочитай слово


2 Поставь ударение


3 Обозначь безударную гласную


4 Безударную гласную проверяй ударением


5 Изменяй слово так:

Один –много много- один

Плечо-плечи леса-лес

Запомните эти ступеньки, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной .

-Этот алгоритм поможет нам при выполнении упражнения 15.


2 Работа по учебнику стр 88 упр 15


-Отгадай, кто это или что это , найди отгадки. Игра «Филворд»


1.Зверь рыжего цвета с пушистым хвостом.

2.Инструмент, которым пилят.

3.Плод ржи или пшеницы.

4.Капли воды на траве утром.

5.Время года, которое наступает после осени.


1 кмрепошлиса лиса- лисы

2 рокспилаеум пила- пилы

3 колосисвыфл колос-колосья

4 днросазвнкху роса-росы

5 нвкузиманецф зима- зиму


Индивидуальная работа 1 (*- начало слова)

1 кмрепош*лиса

2 рокс*пилаеум

3 *колосисвыфл

4 дн*росазвнкху

5 нвку*зиманецф

Индивидуальная работа 2 (отгадки подчеркнуты)

1 кмрепош*лиса

2 рокс*пилаеум

3 *колосисвыфл

4 дн*росазвнкху

5 нвку*зиманецф


3 Зарядка для глаз

- Долго тянется урок –

Много вы писали.

- Не поможет тут звонок,

Раз глаза устали.

  1. «Горизонт».

1-4 – Чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом) линию горизонта слева направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.

5-8 – повторить линию горизонта справа – налево.

  1. «Лодочка»

1-4 – Чертим лодочку (дуга – книзу), глаза повторяют движение.

5-8 – повторить движение счета 1-4 в другую сторону.

  1. «Радуга»

1-4 – (дуга кверху)

5-8 в другую сторону.

  1. «Солнышко»

1-8 – чертим солнышко.

  1. «Пловец»

1-4 – правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца.

5-8 – медленно приблизить кончик пальца к носу.

  1. «Яркое солнышко»

1-8 – зажмуриться.


Слушаем звуки леса.


Какие звуки вы услышали? (пение птиц, шум деревьев, журчание ручья) Звуки чего? ( леса) Красив лес в разные времена года. Любите природу, и она подарит вам радость. Лес чудесными красками радует глаза, шум деревьев успокаивает нервы, воздух леса очистит дыхание. Но чтобы лес всегда дарил радость, нужно его беречь и знать правила поведения в лесу.


4 Работа по учебнику упр. 17 стр. 88

Ты пришел в лес.

Не трогай в л…су (…) ни ветки, ни тр…вы (…). Не разоряй муравьиные д…ма (…). Не хватаешь же ты со ст…ны (…) музея разные чудесные вещи. Ведь они – для всех людей. И лес - для всех людей на З…мле (…).

- Объясните, как надо вести себя в лесу. (Не трогать в лесу ни травки, ни веточки, не разорять муравьиные дома)


-Выборочное письмо. Работа с сигнальными карточками.


-Вставь пропущенные безударные гласные. В скобках напиши проверочные слова, используя алгоритм написания безударной гласной.

В л-су(лес), ни тр-вы(травы), д-ма(дом), со ст-ны(стены), на З-мле (Земли).


5 Составление предложения.


Лес не только дарит радость, но в лесу можно узнать какая будет зима.


-Составь предложение: муравьиные, осенью, на, кучи, суровую,

зиму, указывают, Большие (Большие муравьиные кучи осенью указывают на суровую зиму)

-Индивидуальная работа

2 4 6 3 7 8 5 1

муравьиные, осенью, на, кучи, суровую, зиму, указывают, Большие


- Письмо по памяти.

Индивидуальная работа : списать.


IX Домашнее задание


Стр. 90 упр. 21

-Прочитай сочетания слов.

Уснувшие деревья, жёлтые листья, кукование кукушки, высокий сугроб, снежные шапки, свежая лыжня, чёрные проталинки, следы на снегу, птенцы клеста, сказочный покой.


-Выпиши сочетания слов к теме «Зима в лесу».

- Игра «Хлопки» (Уснувшие деревья, высокий сугроб, снежные шапки, свежая лыжня, следы на снегу, птенцы клеста, сказочный покой.)


- Сообщение о птенцах клеста.


(Весной и летом у пернатых много забот. Они вьют гнезда и выкармливают птенцов. Только клесты без забот прыгают по деревьям. Но вот начались морозы. А в гнезде у клестов голенькие птенчики. Мать не слетает с гнезда, греет птенцов. Почему клесты выводят птенцов осенью и зимой? Пища клестов — это еловые шишки. Именно зимой созревают семена в шишках, которыми и питаются клесты. Это их самая любимая пища. Птенцы в теплом гнезде, построенной самкой, совсем не замерзают. Кроме того, их спасает теплое оперение мамы.)


X Итог.

-Какие гласные в корне требуют проверки? (а,о,и.е,я)

- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной? (Безударную гласную надо писать так, как она пишется под ударением)

-Кто запомнил алгоритм правильного написания безударной гласной ?

1 Прочитай слово


2 Поставь ударение


3 Обозначь безударную гласную


4 Безударную гласную проверяй ударением


5 Изменяй слово так:

Один –много много- один

Плечо-плечи леса-лес


XI Оценка.

-Оцените свою работу на уроке и покажите карточку нужного цвета.

Красный – работал в полную силу, без ошибок.

Зелёный – работал хорошо.

Синий – мог работать лучше, надо постараться у меня ещё есть ошибки.

Список используемой литературы:

1 Воронкова, В.В. Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Подготовительный, 1-4 классы / В.В Воронкова .- М.: Просвещение, 2008г.-192с.

2 Лёвина, С.А., Тукачёва, С.И. Физкультминутки /авт.-сост. С.А.Лёвина, С.И.Тукачёва.- Волгоград: Учитель, 2005.- 68 с.

3 Нищева, Н.В. Занимаемся вместе. Средняя логопедическая группа. Домашняя тетрадь. /Н.В. Нищева.- Санкт-Петербург. «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2006г.-40с.

4 Ушакова, О.Д. Загадки и пословицы о природе и погоде: Справочник школьника. /О.Д.Ушакова - СПб.:Издательский Дом «Литера»,2007.-96с.













































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Рябых Лариса Васильевна

Дата: 09.10.2015

Номер свидетельства: 237959

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Методическая разработка на тему: "Обучаясь грамотному письму". "
    ["seo_title"] => string(65) "mietodichieskaia-razrabotka-na-tiemu-obuchaias-ghramotnomu-pis-mu"
    ["file_id"] => string(6) "149732"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420294844"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Технологическая карта урока по русскому языку "Что такое корень?" "
    ["seo_title"] => string(71) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-russkomu-iazyku-chto-takoie-korien"
    ["file_id"] => string(6) "205228"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429840121"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Система работы по развитию орфографической зоркости как средство предупреждения ошибок "
    ["seo_title"] => string(98) "sistiema-raboty-po-razvitiiu-orfoghrafichieskoi-zorkosti-kak-sriedstvo-priedupriezhdieniia-oshibok"
    ["file_id"] => string(6) "243836"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445828403"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства