Методическая разработка проектного обучения в начальной школе
Методическая разработка проектного обучения в начальной школе
Методическая разработка проектного обучения
Одной из инновационных педагогических технологий для повышения эффективности обучения и воспитания младших школьников является технология проектного обучения или педагогическое проектирование.
Педагогическое проектирование есть совместная деятельность учителя и ученика по предварительной разработке, направленной на освоение учебным материалом, соответственно с целью и задачами урока. Основу составляет перевод теоретических идей в практику жизни, способных быть реализованными.
В проектном обучении основную функцию направляющую выполняет учитель. Оформляется вся проектная деятельность в понятийно-описательной форме устного или письменного текста.
Проектное обучение, что бы это не было, в том числе урок, осуществляется в три последовательных этапа:
-моделирование,
-проектирование,
-конструирование
Эти этапы хорошо просматриваются в данной методической разработке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка проектного обучения в начальной школе»
Методическая разработка проектного обучения
Одной из инновационных педагогических технологий для повышения эффективности обучения и воспитания младших школьников является технология проектного обучения или педагогическое проектирование.
Педагогическое проектирование есть совместная деятельность учителя и ученика по предварительной разработке, направленной на освоение учебным материалом, соответственно с целью и задачами урока. Основу составляет перевод теоретических идей в практику жизни, способных быть реализованными.
В проектном обучении основную функцию направляющую выполняет учитель. Оформляется вся проектная деятельность в понятийно-описательной форме устного или письменного текста.
Проектное обучение, что бы это не было, в том числе урок, осуществляется в три последовательных этапа:
-моделирование,
-проектирование,
-конструирование
Эти этапы хорошо просматриваются в данной методической разработке.
Этапы проекта по охране окружающей среды рассчитаны на четыре урока:
Этап 1(1 урок)
а) «Погружение» в проблему. На этом этапе учащиеся знакомятся с одной из глобальных экологических проблем - загрязнением атмосферы угарным газом. Возросшее количество автомобилей на улицах города привело к увеличению заболеваний у людей. Ребятам зачитывается письмо от ТЭСИ с просьбой провести оценку выбросов автотранспорта. Распределяются задания между всеми учениками класса.
Моделирование урока - это процесс определения основных параметров, что включает в себя: выбор концепции или технологической идеи, определяющее мировоззренческое поле урока, его цель, вид и тип, данный этап мысленный, устный.
Проектирование урока - следующая ступень разработки. Этот этап состоит из регулятивных аспектов, с помощью которых будет достигаться поставленная цель. Это компоненты педагогического процесса: задачи, принципы, содержание, методы, формы учебной деятельности. На этом этапе создается педагогическая структура, каждый компонент которой как бы материализует модель как исходный образ урока.
Цель урока уточняется, разбивается на задачи, принципы «переводятся» в правила своей реализации, содержание формируется как учебный материал.
Методы отбираются на основании массы факторов: цели, уровня развития детей, на основании той идеи, которая заложена в модели урока.
Средства обучения отбираются аналогичным образом.
На этом же этапе разработки урока осуществляется подбор материала, который будет превращаться в технологию.
Конструирование урока-конечный этап проектирования, его основная роль –создание технологии обучения учащихся как процесс освоения ими учебного материала. Система взаимодействия учителя и учащихся направленная на овладение ими учебным материалом согласно поставленной цели и есть технология урока. Проектирование состоит именно в разработке конкретной технологии как технологии конкретной формы организации обучения. Проектировочный подход упорядочивает разрозненные действия, приводит их в систему. Показывает зависимость дуг от друга, как процесс перевода теории в практику школьной жизни.
Педагогическое проектирование урока имеет свои ограничители в виде принципов проектирования, хотя это ступенчатый процесс, но имеет целостную картину, слагающую из принципов:
-системного единства всех этапов и форм проектирования;
-доступности проектирования и проектов.
Эти пять принципов касаются самой технологии проектирования урока, но его конкретного содержания.
Этапы проектирования урока представляют собой определенный набор действий. Так, на этапе моделирования урока учитель выполняет действия:
-вычленение объекта проектирования;
-анализ объекта и разделение его на составные части;
-выбор формы проектирования;
-определение цели изучения материала как цели урока;
-формулировка темы урока как обобщенного свернутого его содержания;
-определение исходных педагогических идей;
-определение пространственного и временного обеспечения урока;
-определение материально-технического обеспечения урока;
-определения вида урока;
-определения типа урока.
Все это начальный и подготовительный этап к самому конструированию.
Второй этап проектирования - создание проекта урока, представляет собой целостный педагогический процесс освоения материала в соответствии с поставленной целью. Как только разработали цели и задачи, переходим к принципам проведения урока. Всем известны принципы научности, доступности, системности, наглядности ,опоры на личный опыт учащихся и другие.
Третий этап - непосредственно самого конструирования урока, его методической структуры и последовательности действий его участников.
Выбор формы конструирования урока зависит от типа и вида урока, от назначения этого материала.
Вот краткая характеристика некоторых из них.
План урока - краткое, пунктирное обозначение основных элементов методической структуры урока, системный перечень действий учителя и ученика. План имеет функцию опорного напоминания последовательности событий урока, ни учебного материала, ни методы работы с ним отсутствуют.
Сценарий урока - форма описания разыгрывания темы с элементами импровизации, игры, сложного взаимодействия между собой.
Методическая разработка урока - это не только его конспект или сценарий, но и описание процесса их подготовки и источников информации, раскрытие оснований при постановке целей и задач, выборе методов и средств.
Конспект урока - это тоже план, но снабженный конкретными вопросами к учащимся, иногда конспективным изложением содержания, определениями, схемами и указанием методов, приемов и средств, используемых при работе с ними, содержание и технология обучения здесь раскрываются в двух разделах-деятельность учителя и деятельность учащихся.
Внутренняя структура проектных документов довольна разнообразна.
Каждый проект имеет «шапку», называется иногда «паспортом урока» .Сюда заносятся общие данные о предмете, классе, учителе, теме урока, виде, типе.
б) Подготовить фотографии выявляющие проблему загрязнения атмосферы и провести тематический монтаж в защиту окружающей среды.
(см. Приложение 5)
Этап 2.Урок 2. Подсчитать количество машин, проезжающих в час по ул. Гагарина и ул. Советская, разделив их на следующие типы: легковые; грузовые; автобусы, работающие на газе. Подсчет вести два раза за день: с 10 до 11 часов (время затишья) и с 17 до 18 (час пик). (Видеоролик: движение автотранспорта по улице Гагарина, улице Советской. Дети ведут подсчет автотранспорта, проезжающего в час пик и время затишья).
(Видеоролик прилагается)
Этап 3.Урок 3. Сбор данных. Учащиеся ведут подсчет различных видов автотранспорта, проезжающих по вышеуказанным улицам в указанное время. Предварительная обработка данных. На этом этапе учащиеся просчитывают среднее количество машин разных типов, проходящих за один час по ул. Гагарина, ул. Советская, в рабочем листе выполняются задания №1, №2,№3.
(Видеоролик прилагается)
Этап 4. Урок 4. Заключительный этап расследования проводится в форме межпредметного урока-расследования (биология-математика), в ходе которого учащиеся завершают выполнение заданий в рабочем листе, формулируют выводы, заполняют экспертную справку по результатам исследований (см. Приложение1-4) . Все ученики класса делятся на рабочие группы. В течение урока, между группами, происходит соревнование за право подписи экспертной справки: за каждый правильный ответ на вопрос учителя, правильно отгаданное слово кроссворда группа получает цветной жетон-«ум». Группа, набравшая большее количество « умов», получает право подписи экспертной справки.
Используется презентация «Воздух нашего города» с темой урока и фотографии выявляющие проблему загрязнения атмосферы.
Моделирование урока - это процесс определения основных параметров, что включает в себя: выбор концепции или технологической идеи, определяющее мировоззренческое поле урока, его цель, вид и тип, данный этап мысленный, устный.
Проектирование урока - следующая ступень разработки. Этот этап состоит из регулятивных аспектов, с помощью которых будет достигаться поставленная цель. Это компоненты педагогического процесса: задачи, принципы, содержание, методы, формы учебной деятельности. На этом этапе создается педагогическая структура, каждый компонент которой как бы материализует модель как исходный образ урока.
Цель урока уточняется, разбивается на задачи, принципы «переводятся» в правила своей реализации, содержание формируется как учебный материал.
Методы отбираются на основании массы факторов: цели, уровня развития детей, на основании той идеи, которая заложена в модели урока.
Средства обучения отбираются аналогичным образом.
На этом же этапе разработки урока осуществляется подбор материала, который будет превращаться в технологию.
Конструирование урока-конечный этап проектирования, его основная роль –создание технологии обучения учащихся как процесс освоения ими учебного материала. Система взаимодействия учителя и учащихся направленная на овладение ими учебным материалом согласно поставленной цели и есть технология урока. Проектирование состоит именно в разработке конкретной технологии как технологии конкретной формы организации обучения. Проектировочный подход упорядочивает разрозненные действия, приводит их в систему. Показывает зависимость дуг от друга, как процесс перевода теории в практику школьной жизни.
Педагогическое проектирование урока имеет свои ограничители в виде принципов проектирования, хотя это ступенчатый процесс, но имеет целостную картину, слагающую из принципов:
-системного единства всех этапов и форм проектирования;
-доступности проектирования и проектов.
Эти пять принципов касаются самой технологии проектирования урока, но его конкретного содержания.
Этапы проектирования урока представляют собой определенный набор действий. Так, на этапе моделирования урока учитель выполняет действия:
-вычленение объекта проектирования;
-анализ объекта и разделение его на составные части;
-выбор формы проектирования;
-определение цели изучения материала как цели урока;
-формулировка темы урока как обобщенного свернутого его содержания;
-определение исходных педагогических идей;
-определение пространственного и временного обеспечения урока;
-определение материально-технического обеспечения урока;
-определения вида урока;
-определения типа урока.
Все это начальный и подготовительный этап к самому конструированию.
Второй этап проектирования - создание проекта урока, представляет собой целостный педагогический процесс освоения материала в соответствии с поставленной целью. Как только разработали цели и задачи, переходим к принципам проведения урока. Всем известны принципы научности, доступности, системности, наглядности ,опоры на личный опыт учащихся и другие.
Третий этап - непосредственно самого конструирования урока, его методической структуры и последовательности действий его участников.
Выбор формы конструирования урока зависит от типа и вида урока, от назначения этого материала.
Вот краткая характеристика некоторых из них.
План урока - краткое, пунктирное обозначение основных элементов методической структуры урока, системный перечень действий учителя и ученика. План имеет функцию опорного напоминания последовательности событий урока, ни учебного материала, ни методы работы с ним отсутствуют.
Сценарий урока - форма описания разыгрывания темы с элементами импровизации, игры, сложного взаимодействия между собой.
Методическая разработка урока - это не только его конспект или сценарий, но и описание процесса их подготовки и источников информации, раскрытие оснований при постановке целей и задач, выборе методов и средств.
Конспект урока - это тоже план, но снабженный конкретными вопросами к учащимся, иногда конспективным изложением содержания, определениями, схемами и указанием методов, приемов и средств, используемых при работе с ними, содержание и технология обучения здесь раскрываются в двух разделах-деятельность учителя и деятельность учащихся.
Внутренняя структура проектных документов довольна разнообразна.
Каждый проект имеет «шапку», называется иногда «паспортом урока» .Сюда заносятся общие данные о предмете, классе, учителе, теме урока, виде, типе.
Разработала: учитель начальных классов Миллер Наталья Ивановна
Класс:3
Тема урока: «Воздух нашего города»
Тип урока: нестандартный (межпредметный)
Форма урока: экологическое расследование
Цель: формирование экологического сознания и здоровьесберегающих знаний у школьников.
Задачи:
Привлечь учеников к исследовательской деятельности, проявить заботу о чистоте воздуха, практически применяя свои знания.
Изучить влияние транспортных нагрузок на город, их воздействие на организм человека, его здоровье, самостоятельно выявить способы улучшения воздушной среды.
Реализация межпредметных экологических связей. Закрепление навыков действий с дробными выражениями, применение этих действий при решении практических задач.
Оборудование: 1)видеосюжет: движение автотранспорта по ул. Советская, ул. Гагарина, ТСО (на диске).
2)тематические плакаты и рисунки, выполненные ребятами.
3)аудиозапись симфонии №40 В.А.Моцарта в исполнении инструментального ансамбля П.Мориа.
4) Диаграмма «Газовый состав воздуха»
5)Комплект кроссвордов по числу групп
6)Комплект рабочих листов по числу учеников класса
7)Жетоны -«умы» для организации соревнования.
8)Экспертная справка ТЭСИ
9)Презентация «Воздух нашего города» с темой урока и фотографии выявляющие проблему загрязнения атмосферы .