Проблема гражданско-патриотического воспитания сегодня особенно актуальна для нашего общества. Начальной школе отводится основная роль в формировании любви и преданности Отечеству, гордости за его прошлое и настоящее. Сценарий занятия (1-4 класс) состоит из 3 частей и даёт детям первые представления о зарождении Российской государственности, вызывает интерес к знакомству с Родиной, с понятиями «гражданин», «патриот», государственной символикой и правилами маленького россиянина.
Каждую из частей можно использовать отдельно: на уроках «Мужества», классных часах, внеурочных занятиях, а большое количество музыкальных фрагментов и стихов позволяет провести данное занятие в виде праздника
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Наша Родина - Россия". »
Аннотация
Проблема гражданско-патриотического воспитания сегодня особенно актуальна для нашего общества. Начальной школе отводится основная роль в формировании любви и преданности Отечеству, гордости за его прошлое и настоящее. Сценарий занятия (1-4 класс) состоит из 3 частей и даёт детям первые представления о зарождении Российской государственности, вызывает интерес к знакомству с Родиной, с понятиями «гражданин», «патриот», государственной символикой и правилами маленького россиянина.
Каждую из частей можно использовать отдельно: на уроках «Мужества», классных часах, внеурочных занятиях, а большое количество музыкальных фрагментов и стихов позволяет провести данное занятие в виде праздника
Методическая разработка занятия
Наша Родина - Россия
Автор: Проскурякова Лариса Владимировна,
учитель начальных классов
МАОУ «Гимназия № 3»
Фрунзенского района, г. Саратова
2014 г.
«Россия - Родина моя!»
Цель: Создание условий для формирования активной гражданской позиции учащихся. Задачи: 1. Познавательная: Заложить основу по формированию позитивного правосознания младших школьников, культуры проявления гражданской позиции. Знакомство с понятием «патриотизм».
2.Развивающая: Развивать познавательный интерес к истории своей Родины; чувства гордости и уважительного отношения к Родине, а также развитие творческих способностей, мышления, умения общаться, слушать друг друга.
3. Воспитательная: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам государства: дать основные понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба, флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов;
Класс: 1 - 4
Оборудование: 1. Государственная символика, портрет Президента РФ. 3. Мультимедийная презентация, компьютер, колонки
Ход урока:
1. Орг. момент. Приветствие.
2. Актуализация знаний
Слайд 1 (Изображение Московского Кремля)
Звучит бой курантов.
Беседа с учащимися: Ребята, прочитайте тему нашего занятия. «Россия – родина моя»
Учитель:
Историческое значение каждого русского
человека измеряется его заслугами перед Родиной,
а его человеческое достоинство - силой патриотизма. / Н.Г. Чернышевский/
Как вы понимаете эти слова?
Ребята объясняют значение данных слов.
Слайд 2 .(Картины природы)
Звучит запись песни «Родина моя» в исполнении С. Ротару
Вступительное слово учителя.
- О чём эта песня? (О Родине)
- Как вы думаете, что такое Родина? (страна, мой город, природа, люди, живущие рядом с нами)
-Сегодня, наше занятие посвящён0 Родине – России.
-Как ещё можно назвать нашу страну? (Российская Федерация, Отчизна)
3. Наша малая Родина.
-Ребята, а что мы можем назвать малой родиной?
-Наш любимый город Саратов – наша малая родина.(Слайд 3.)
Угадайте, где в нашем городе находится такой памятник?
-Этот памятник находится около входа в парк «Липки.
В память о каком человеке он установлен? (Дети затрудняются ответить на этот вопрос, но после экскурсии по городу, они часто отвечают правильно: Н Г. Чернышевскому.) Почему в центре города стоит памятник этому человеку? (В рассуждениях ребят могут быть такие слова: - «Он сделал много полезного для нашего города»)
4. Патриоты России
Н. Г.Чернышевский написал такие прекрасные слова:
«Патриот — это человек, служащий родине, а родина – это, прежде всего – народ»
Известный русский поэт А. С. Пушкин написал в письме своему другу такие строки:
Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы!
Как вы понимаете эти слова? (Ребята высказывают своё мнение.)
Ребята, скажите, кого можно считать патриотом России?
Дети обобщают понятие и говорят, что патриот России – человек, защищавший свою родину, сделавший много полезного для процветания нашей Отчизны. (Александр Невский, Кутузов, А. С. Пушкин, Пётр Первый…)
Молодцы ребята! Первый памятник, посвященный тысячелетию России, был создан более 200 лет тому назад. На нём отражены самые важные этапы становления России, со дня зарождения Российской государственности прошло уже больше 1150 лет
Рассмотрим памятник:
Слайды с изображением: первого князя Руси - Рюрика, крещения Руси князем киевским Владимиром, героя Куликовской битвы - Дмитрия Донского, начала царской династии России. На памятнике отражены исторические события зарождения российской государственности: Образование российской империи – Петр Первый, просветители Руси, воины – герои, государственные люди, писатели, которые были патриотами России и внесли огромный вклад в историю её формирования.
- Ребята, а сегодня, есть ли в России патриоты?
-Да, это люди, которые заботятся о ней.
-А мы с вами причастны к судьбе России? (Да)
4. Откуда начинается Россия?
Откуда начинается Россия? С Курил? С Камчатки? Или с Командор? О чём грустят глаза её степные Над камышами всех её озёр?
Россия начинается с пристрастья К труду, к терпенью, к доброте. Вот в чём её звезда. Она прекрасна! Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела её большие, Её неповторимая судьба. И если ты причастен с ней, – Россия, Не с гор берёт начало, а с тебя. (В. Боков)
Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережём, И под небом синим-синим Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)
5. Государственные символы России.
Гимн России.
Музыка - Александр Васильевич Александров, слова – Сергей Владимирович Михалков.
Рассказ учителя:
Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню – это гимн России, который исполняется в особых случаях. Гимн – это главная песня нашей страны.
Гимн слушают стоя.
Музыку для гимна России написал Александр Васильевич Александров, слова – Сергей Владимирович Михалков.
Герб России
У России величавый На гербе орёл двуглавый, Чтоб на запад и восток Он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и гордый. Он – России дух свободный. (В. Степанов)
Рассказ учителя:
Герб – это отличительный знак государства, города, рода, Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нём изображено? Золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти.
Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации. Двуглавый орёл символ солнца и небесной силы, бессмертия. На груди орла, расположен герб города Москвы. Георгий Победоносец пронзает копьём дракона, что символизирует победу добра над злом.
Флаг России
Флаг России – триколор, Три полоски ловит взор. И у каждой новый цвет, А у цвета свой секрет.
Снизу красный – самый яркий, Цвет побед в сраженьях жарких, Русской кровью что добыты И народом не забыты.
В середине флага – синий, Словно Волга по равнине… Синеву родимых рек Любит русский человек.
Сверху, словно облака, Цвет снегов и молока. Чистый белый – мира цвет, Говорит он – войнам нет!
(И. Агеева)
Флаг нашей страны, тоже имеет свою историю. Много веков назад вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский волос. Назывался он «стягом». Он должен был собрать, «стянуть» к себе воинов для защиты родной земли. Потом стяги стали делать из ткани. Они были красного цвета и придавали мужество воинам. Потом на полотнищах стали изображать святых – «знамения». Так и появилось слово «знамя». Флаг России– трёхцветный. Цвету придаётся особый смысл.
Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, а красный – огонь и отвагу. День 22 августа отмечается в нашей стране, как День Государственного флага Российской Федерации.
6. Дети Мира, за руки возьмитесь!
Дорогие ребята! Помните, что главное – это мир на планете. Берегите его!
Дети Мира, за руки возьмитесь! Шар земной обнять под силу вам. Войны на Земле остановите! Мир подвластен детским голосам.
Милые мальчишки и девчонки, Научите взрослых мирно жить. Детские, прекрасные ручонки, Постарайтесь Мир наш сохранить.
Дети наши, будьте-ка смелее! Занимайте место у руля! Станете командой вы, взрослея, Нашего Земного корабля.
Поплывёт он по волнам вселенной, Счастьем освещая всё вокруг. Ужас позабудется военный, И уйдут несчастье и испуг.
Поплывёт он по волнам вселенной, Счастьем освещая всё вокруг. Ужас позабудется военный, И уйдут несчастье и испуг.
7.Физ. Минутка . Песня «Дружба».
8. 10 правил юного россиянина
Правило один, конечно, Свою Родину любить, Быть ей преданным навечно, Честь и славу заслужить.
Правило второе важно, Коли первое блюсти: Честь храните, и неважно, Где и как пришлось расти.
Третьим правилом дано нам Гимн Родной Отчизны знать, А, услышав гимна звуки, С гордостью в душе вставать.
Правило четыре дети – Уважать вы все должны И беречь основы эти: Герб и флаг родной страны.
Завещал седьмым из правил Веру в Бога нам солдат. Веры дух чтоб нами правил, Был духовен, стар и млад.
Правило восьмое: бойтесь Беса в душу запустить. За святым крестом укройтесь, Чтоб соблазны победить.
Вот девятое из правил: Коль на Русь кто нападет, Он завет всем нам оставил: Бей врага родной народ!
Правилом десятым, важным, Завещал Руси солдат: Патриотом быть отважным, Помнить павших всех ребят. (А. Гаврюшкин )
9. Рефлексия. Подведение итогов.
Дорогие ребята! Сегодня на нашем уроке вы узнали много интересного. Что особенно понравилось? Давайте проверим ваши знания и умение работать в команде.(3-5 мин.)
1. Соедини половинки пословиц и поговорок.
Родина любимая – что мать родимая.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Жить – Родине служить.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Родина мать, умей за нее постоять.
Человек без Родины – что соловей без песни.
2. Собери флаг России из частей (проверяется направление полос и последовательность цвета)
3. Среди предложенных рисунков найди герб России и герб Саратова
4. Как нужно вести себя во время звучания гимна?
Вывод: Ребята, помните, только уважая старших, своих родителей, близких и друзей, вы сможете стать настоящим гражданином России, патриотом, любящим свой город, свою малую Родину, своё отечество.
Очень много слов на свете, Как снежинок у зимы.
Но возьмем, к примеру, эти: Слово «Я» и слово «Мы».
«Я» на свете одиноко, В «Я» не очень много прока. Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
Слово «Мы» сильней, чем «Я». Мы – семья, и мы – друзья. Мы – народ, и мы – едины. Вместе мы непобедимы! (В. Орлов)