Русский язык 2 класс
Учитель: Абдуллаева Аида Ташмахаметовна
Тема: Мягкий знак после шипящих у существительных мужского и женского рода
Цели: достичь понимания значения мягкого знака у существительных,
оканчивающихся на шипящий звук;
научить детей применять изученное правило в словах на данную
орфограмму;
способствовать развитию орфографической зоркости, мышления,
речи;
воспитывать культуру общения, умение работать самостоятельно.
Оборудование: сигнальные карточки, картинки с отгадками, схема алгоритма, листы с текстом.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
Повторение.
Сем..я, кон.., ден..ки, друз..я, мурав..и, тетрад…
Назовите слова, где мягкий знак обозначает мягкость согласного. Какую роль выполняет мягкий знак в остальных словах?
Запишите слова в два столбика.
Выделите орфограммы.
Подготовка к восприятию нового материала.
Загадки.
а) его бьют, а он не плачет, веселее только скачет. (мяч)
б) Я в дверях, я в замке, я и в нотной строке, я и гайку отвинчу, могу и загадку разгадать (ключ)
в) Зубки острые точу, сделать щель в полу хочу(мышь)
г) Из какой муки злаковой культуры выпекают черный хлеб? (рожь)
д) Назовите антоним слова «правда» (ложь)
е) Назовите синоним слова «друг» (товарищ)
ж) Назовите одним словом родство девочки по отношению к матери (дочь)
з) как называется непромокаемая верхняя одежда? (плащ)
2) Учитель вывешивает слова- отгадки с картинками.
Что общего у этих слов? На какие грамматические группы вы могли бы поделить эти слова?
Все слова имена существительные;
Имеют нулевое окончание;
Оканчиваются на шипящий звук;
Являются одушевленными и неодушевленными;
Имеют разный род.
Изучение нового материала.
На какие две группы можно разделить их по написанию?
Запишите слова в столбики по этому признаку:
Мяч мышь
Ключ дочь
Товарищ рожь
Плащ ложь
Как вы думаете, почему в первом столбике существительные пишутся без мягкого знака, а во втором с мягким знаком?
( в случае затруднения задается вопрос: Какой признак объединяет слова в столбиках?)
В первом столбике существительные мужского рода, а во втором- женского; все существительные оканчиваются на шипящий согласный.
Какой же вывод можно сделать?
Какую еще роль может выполнять мягкий знак? Показывает на род существительного.
Так какое же новое правило принесли нам шипящие буквы?
( Чтение правила).
Что нужно сделать, чтобы правильно написать существительные с шипящими согласными в конце слова?
Алгоритм:
Найти слово
Определить род
Если ж р- ь, если муж р- ь не пишется
Игра на внимание.
Учитель называет слова: печь, ночь, еж, стриж, матч, тушь, дичь, овощ, речь, вещь, луч, сторож, камыш, кирпич, брошь, мяч, калач, гараж, скрипач, морж, ковш, гуашь, молодежь.
(Дети показывает карточки с мягким знаком в тех случаях, в которых пишется мягкий знак).
Работа с текстом (коллективная работа):
А) прочитай текст;
Б) Найти в тексте слова, оканчивающиеся на шипящую фонему и выписать их в 3 столбика:
Записать слова в столбик, в которых можно объяснить, почему не пишется Ь
Записать слова, в которых можно объяснить, почему пишется ь
Записать слова, в которых невозможно объяснить эту орфограмму.
Самостоятельная работа.
Списывание текста с доски с пропущенными буквами:
Утром молодеж… отправилась в зимний лес. Вокруг тиш… , удивительная красота. Вдруг донесся жуткий плач… . Ребята метнулись в лесную глуш…. С гибкой березы слетел сыч… Вот кто нарушил покой леса.
Проверка самостоятельной работы.
Момент контроля.
Поднимите руку те, кто справился с заданием без ошибок? Что вам помогло?
У кого были допущены ошибки? Какие слова вызвали затруднения? Почему?
) Рефлексия.
Закончите предложение:
Домашнее задание
Записать 12 слов с шипящими на конце.