kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имен существительных.

Задачи:

1.     Предметные:

- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся; 

   - совершенствовать умение распознавать существительные по родам;

2. Мета предметные:

         а) познавательные УУД:

-развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся.

        б) коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах, группах;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

           в) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу;

3. Личностные:

- формирование умения адекватно оценивать свою работу;

- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих »

Тема урока: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. 3 класс.

Цель: познакомить с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имен существительных.

Задачи:

1.     Предметные:

- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся; 

   - совершенствовать умение распознавать существительные по родам;

2. Мета предметные:

         а) познавательные УУД:

-развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся.

        б) коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах, группах;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

           в) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу;

3. Личностные:

- формирование умения адекватно оценивать свою работу;

- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы работы обучающихся: фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Ход урока.

Организационный момент.



На уроке я сижу,

Не кричу и не стучу.

Руку тихо поднимаю,

Если спросят, отвечаю.

1.Орфографическая минутка.

 Прочитайте текст.

И потекли сосульки, затрещал лед, расползлись снега. Грачи прилетели- весну принесли. (Н. Сладков).

-Определите тему текста. Докажите.

- Какие мысли и чувства возникли у вас, когда читали текст?

- Запишите, обозначив орфограммы.

- Найдите и назовите имена существительные, которые встречаются в тексте. Докажите.

2. Морфологический разбор.

-Выполните морфологический разбор слова грачи.

Грачи (кто?) - сущ., н.ф.-грач, м.р., И.п., мн.ч..

3. Постановка проблемной ситуации.

- Запишите это слово, употребив его в единственном числе.

- Как запишите? Какой звук слышится на конце слова?

- Дайте характеристику звука ч (согласный, мягкий, глухой).

- Как обозначается мягкость согласного звука на конце?  (при помощи ь и гласных е, ё, ю, я, и).

- Так как же будем писать слово грач?

4. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня я помогу вам выяснить, у каких имен существительных на конце слова после шипящего пишется мягкий знак, а у каких нет.

5. Сформулируйте тему урока.

- Какую цель перед собой поставим?

Для реализации своих целей начнем работать.



- Прочитайте слова:

              Грач, дочь, ночь, карандаш, нож, молодежь.

- Какое задание вы можете предложить исходя из темы и целей урока?

- Верно, запишите, распределив слова в два столбика.



Грач, карандаш, нож.

Дочь, ночь, молодежь.



-Исследуйте слова первого столбика. Что можете о них сказать? (сущ., м.р., ед. ч.)

-Какие существительные относятся к мужскому роду?

- Исследуйте слова второго столбика. Что можете о них сказать? (сущ., ж. р), ед. ч)

- Какие существительные относятся к женскому роду?

- Сравните ваши исследования. Что заметили?

- Сформулируйте правило написания мягкого знака на конце существительных после шипящего.

- Проверьте.

Правильно ли вы сформулировали правило по учебнику- стр.31.

- Поработайте парами. Расскажите друг другу о том, что выяснили.

- У каких существительных на конце после шипящих пишется мягкий знак?

- Что нужно знать для того, чтобы правильно написать такие существительные?

6. Работа по теме урока.

Работа по учебнику.

Упр. 51 стр.31.

- Прочитайте слова. На какие согласные звуки они заканчиваются? (На шипящие)

-Найдите имена существительные мужского рода и запишите в первый столбик.

Найдите имена существительные женского рода и запишите во второй столбик.

-Сравните существительные с шипящим на конце женского и мужского рода.

-На конце существительных какого рода после букв, обозначающих шипящие звуки, пишется мягкий знак?

-На что указывает мягкий знак на конце существительных после букв, обозначающих шипящие звуки?

-Что можно сказать о существительных мужского рода с шипящим на конце?

-Приведите примеры.

-Закройте учебник и расскажите правило соседу по парте



7.Первичное закрепление изученного материала.



а) с комментированием: стр. 32 упр. 53

б) игра «да», «нет» - устно (если «да» - хлопок в ладоши, если «нет» - молчание.

      Ключ, борщ, дичь, сторож, молодежь, мяч, глушь, луч.



8. Самостоятельная работа по вариантам.

А теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить задание по вариантам.

- Прочитайте текст, который записан на доске:

    У дедушки был замечательный каранда…Он нарисовал лунную но…, и солнечный лу…, золотую ро…и нежный белый ланды…

- Назовите слова с интересующей нас орфограммой.

- Выпишите существительные:

1-й вариант: мужского рода;

2-й вариант: женского рода, вставив орфограмму (по одному ученику работают у доски).

8. Взаимопроверка.

- Проверить правильность выполнения этого задания вы сможете, обменявшись тетрадями и сверив записи в тетради и на доске.

- Что вы можете сказать о выполнении задания ребятами у доски?

- А кто из вас выполнил задание без ошибок?

9. Рефлексия.

-Спишите, вставьте пропущенные буквы. Объясните написание слов с орфограммами.

Хорошая реч…лучше меда. Умный товарищ…- половина дороги.

-Объясните смысл пословиц.



Продолжи предложение:

На конце существительных _________________ рода после шипящих ______________мягкий знак.

А на конце существительных ________________ рода мягкий знак не пишется.



10. Домашнее задание.

В качестве домашнего предлагаю вам уровневые задания:

1-й уровень: стр. 32 упр.56, спишите, вставляя пропущенные буквы.

2-й уровень: стр.32 упр.54, спишите, заменяя обозначения звуков в словах буквами.

3-й уровень: стр. 32 упр.55, подберите к каждому имени существительному антоним, запишите слова парами.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

Автор: Гридина Галина Алексеевна

Дата: 29.09.2015

Номер свидетельства: 234712

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока на тему: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_na_tiemu_miaghkii_znak_na_kontsie_imion_sushchiestvitiel_nykh_po"
    ["file_id"] => string(6) "425581"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1502980113"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "конспект урока  "Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих" "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-miaghkii-znak-na-kontsie-imion-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "214857"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432492902"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Урок русского языка в 3 классе по теме «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogo_iazyka_v_3_klasse_po_teme_miagkii_znak_na_kontse_imion_sushchestvi"
    ["file_id"] => string(6) "486020"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1542370729"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Технологическая карта урока русского языка  (3 класс) по теме : "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" 3 "
    ["seo_title"] => string(144) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-miaghkii-znak-na-kontsie-imion-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh-3"
    ["file_id"] => string(6) "223896"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438204142"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "конспект урока по русскому языку.Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих "
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-miaghkii-znak-na-kontsie-imion-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "220529"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434685709"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства