kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока " С чего начинается Родина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка направлена на развитие интереса у детей к познанию и изучению истории родного края; воспитание чувства сотрудничества, дружбы и товарищества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока " С чего начинается Родина"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №4 г.Макеевки»



















ТЕМА: С чего начинается Родина?

Учитель начальных классов: Кирьян Е.Н.

МОУ «Средняя школа№4 г.Макеевки»































Тема: С чего начинается Родина.

Цель: 1. Создать условия для ознакомления учащихся с понятиями: малая Родина, родной дом, родной город, родная школа, Родина.

2. Развивать навыки выразительного чтения, творческое воображение, работы в группах.

Задачи: 1. Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

2. Вызывать интерес к познанию и изучению истории родного края.

3. Развивать умение слушать друг друга, умение кратко излагать свои мысли.

4. Воспитывать чувства сотрудничества, дружбы и товарищества.

Методы обучения: поисковый, исследовательский, творческий, проблемно-словесный, наглядный, практический.

Виды деятельности: устный рассказ, творческие задания, презентация самостоятельных творческих работ, эвристическая беседа, творческая беседа с членами семьи, работа с иллюстративным материалом.



Ход урока

I.Организационный момент

1.Вступительное слово учителя

- Здравствуйте, ребята! Для всех детей Донбасса большой праздник – День Знаний. Я очень рада нашей встрече.

Если вы с утра проснулись

И увидели за окном:

Все нарядные, с цветами,

И веселья полон дом.

Значит, наступила осень,

Начался учебный год.

Промчались летние деньки,

За парты вам пора,

Опять вы все – ученики,

Желаю счастья и добра!

2.Сказка В. А. В. Сухомлинского «Ведь за морем – чужбина»

Звучит музыка. «Родная земля»

(Учитель читает сказку В.А.Сухомлинского "Ведь за морем - чужбина".)

У Хозяина-Хлебороба - большая плодородная нива. Каждый год сеял он на ней пшеницу. Созреет пшеница, скосит ее Хлебороб, и прилетает на жнивье Журавль - колоски собирает. Говорит "спасибо" Журавль Хлеборобу за вкусные пшеничные колоски.

Но вот наступил тяжелый год. Целое лето не было дождя. Едва выбросив колос, засохла пшеница.

Прилетает Журавль к ниве, а Хлебороб сидит над засохшими стеблями.

- Что ж ты теперь будешь делать, Хлебороб? - спрашивает Журавль.

- Буду пахать и пшеницу сеять, - ответил Хлебороб. Журавль не верит. А человек в самом деле ниву пашет, пшеницу сеет.

Прошла зима, наступила весна. Зазеленела нива. И снова случилось у Хлебороба большое горе. Опять за целое лето не упала на землю ни одна капля дождя. Едва выбросив колос, засохла пшеница.

Прилетает Журавль к ниве, а Хлебороб сидит над сухими стеблями. - Что же ты теперь будешь делать, Хлебороб? - спрашивает Журавль, как и в прошлом году.

- Буду пахать ниву и пшеницу сеять, - ответил Хлебороб.

- Зачем ты силы тратишь и зерно губишь? - говорит Журавль.

- Испеките из пшеницы хлеб и ешьте, а то помрете от голода. И идите со мной за море, там и земля плодородная, и засухи нет.

- Не пойдем мы никуда, - сказал Хлебороб.

- Не пойдем мы никуда, - сказали дети.

- Не пойдем мы никуда, - сказала мать.

- Почему не пойдете? Ведь у вас уже два года засуха.

- Ведь за морем - чужбина, - сказал Хлебороб.

- За морем - чужбина, - сказала мать.

  • Не хотим на чужбину! - плача, сказали дети.



-Как вы думаете, о чем мне хотелось бы у вас спросить после чтения сказки?

-Прогнозные вопросы детей.



Почему Хлебороб не захотел на чужбину?

-Журавль звал Хлебороба за море, где тепло и сытно. Каждую осень снова и снова воздух наполнялся криками улетающих птиц. -Какие чувства угадываем в этих криках?

-Почему же грустят птицы?

Предположение детей.

Да, у птиц, как и у человека, есть Родина, с которой очень нелегко расставаться.

Что такое Родина? С чего она начинается?

(На доске открывается тема урока.) Звучит музыка «С чего начинается Родина?»



На 2-ой доске написано: "Когда я слышу слово "Родина", мне представляется...")

-Закройте глаза, подумайте, что вам вспоминается, представляется, когда вы слышите слово "Родина".

Предполагаемые ответы детей:

1.Для меня Родина – это мои мамочка и папа. Их любовь и ласка, теплота, щедрость души.

2.Родина – это мой дом, игрушки, сказки, улица, облака в небе и друзья.

3.Для меня Родина – это уважение к дедушке и бабушке, любовь к родителям, родному дому. Сначала я полюбил свой дом, потом детский садик, школу, учительницу, город и страну.

4.Родина – мой любимый город Макеевка, моя гордость за родных, близких, знакомых и незнакомых людей. Я люблю свою Родину, как живое существо. Это моя душа, самое дорогое, что у меня есть.



3.Чтение детьми стихотворения «Что мы Родиной зовем?».

Что мы Родиной зовём?                           Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой растём,                    Солнце в небе голубом.

И берёзки, вдоль которых                        И душистый, золотистый

Рядом с мамой мы идём.                           Хлеб за праздничным столом.

                                 Что мы Родиной зовём?

                                 Дом, где мы с тобой живём,

                                 И скворцов весенних песни

                                 За распахнутым окном.

4.Работа по теме урока.

Эвристическая беседа. Презентация творческих работ учащихся.

- Почему говорят, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому? (Ответы детей)

- Что вы чувствуете когда возвращаетесь домой?

- Как вы думаете, что радует, а что огорчает ваш дом? (Ответы детей)

5.Презентация творческих работ учащихся. Рисунки на тему «Моя семья»

6.Физкультминутка «Родина моя»

7. Беседа

Учитель: Слово «Родина» произошло от древнего слова «род», которым обозначают группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас - потомок какого-либо старинного древнего рода. Древнейшего бога славян также звали Род. Главный город племени россов назывался Роденъ (Родня). Он был посвящён богу Роду.

8. Конкурс на знание однокоренных слов «Родня». Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».

Родители– отец и мать, у которых рождаются дети.

Родич – родственник, член рода.

Родня – родственники.

Родословная – перечень поколений одного рода.

Народ – нация, жители страны.

Учитель: А мы с вами, что можем назвать малой родиной?

Ученик: Наш родной город -  Макеевка.



II. Исследовательский метод «Тропинками истории»

1 ученик.

- Степь, где появился город, дремала до этого многие века и просыпалась лишь в пору, когда по ней проносились племена и орды гуннов, скифов, половцев, татаро-монголов и других давно исчезнувших народов.





Начинается Родина с памяти.

С почитанья истоков своих

С герба, гимна, нашего знамени,

С уваженья заветов святых.

2 ученик.

Но прошел 16 век, российская императрица Екатерина разогнала Запорожскую сечь, и свободолюбивые казаки стали искать пристанища – за Дунаем, на Кубани и в других необжитых еще краях. Один из казачьих обозов остановился у реки с берегами, поросшими ясенем. Построили здесь казаки первые заимки и назвали новое поселение Ясиновкой. Так появился новый поселок нынешней Макеевки. Потом построили Землянки, а в верстах в 15, казак Мокей с сотоварищами обосновали слободу Макеевку.

О, Макеевка город Донбасса,
Ты достойна великих наград!

Пусть проносятся годы, столетья,
Процветай город славы, мечты,
Мы с тобою душою и сердцем,
Одолеем олимп высоты,
Славься подвиг шахтёров династий,
Металлургов – героев страны,
О, Макеевка – город кудесник,
Мы навеки в тебя влюблены!

3 ученик.

Макеевка – это город, - скажут люди, знающие географию. Макеевка – это Родина, - скажут те, кто родился здесь. Макеевка – это Мужество, Амбициозность, Конкурентность, Единство, Единодушие, Вера, Командность, Активность, - говорим мы, кто живет здесь, учится, работает, воспитывает детей. Кто остался и никуда не уехал, потому что везде хорошо, а дома лучше. Даже когда дома тяжело и небезопасно. Потому что дома, как известно, и стены помогают. Потому что все дороги ведут домой, где бы и сколько ты не был. Потому что твой дом – это твоя крепость и в прямом, и в переносном смысле. Потому что дом – это ты и те люди, которые живут рядом.

Макеевка – наш город терриконов,

Макеевка – прекрасный город мой,

Макеевка – даю тебе я слово,

Я патриот, горжусь всегда тобой!

4 ученик.

Е – единство. Качество, без которого не выстоять ни в труде, ни в войне. Лучшим примером может служить День Победы. Тысячи людей, объединенные не датой – идеей, прошли в колонне на виду у всего мира, чтобы показать свое единство в стремлении жить в мире без насилия, без лицемерия.

В шествии Бессмертного полка – приняли участие более 15000 макеевчан. В нашем городе зародился и взял старт проект «Дорога памяти». Наш город стал примером для других в развитии донорского движения.

5 ученик.

К – конкурентность. Промышленный потенциал города был и остается особой гордостью макеевчан. После длительного простоя запущен Макеевский литейный завод, с полной нагрузкой работают коксохимические заводы «Макеевкокс» и «ЯКХЗ», где работают наши папы и мамы. Хозяйство Макеевки вырастили и собрали хороший урожай зерновых. Будем с хлебом!

6 ученик.

В – вера. – С Богом в душе, - говорят о духовности нашего города. Макеевка один из не многих городов, у которого есть свой святой – Илия Макеевский, защиту которого каждый горожанин испытал на себе.

Вера в Бога, вера в близких, вера в себя, - духовные постулаты макеевчан.

7 ученик.

К – командность. Макеевская команда – это власть, коллективы промышленных предприятий, коммунальные службы, простые жители города. Благодаря командности открыли 2 детских сада – «Сказка» и детский сад №15. Наши макеевские школьники заняли призовые места на историческом форуме «Александровский стяг».

8 ученик.

М – мужество. Конечно, это военные. Наши прадеды в годы Великой Отечественной войны встали на защиту своей Родины. Многие из них награждены орденами и медалями, их имена носят названия улиц и площадей. Никто не забыт и ничто не забыто!

9 ученик.

Макеевка – самобытный город, с особенной историей и удивительными людьми – основана в 1690 году. С историей города неразрывно связано и история районов. На кануне Дня города Кировский район отметил свое 80 –летие.

Макеевка - град знатных металлургов,

Живёт, работает на благо всей страны,

Так пусть всегда слывёт и процветает,

Макеевка – с тобою вечно мы!

10 ученик.

Территория Кировского района 6320 га. Население – около 41 тыс. человек. В историю города и района на всегда вписаны имена наших земляков – кировчан: Алексеева Георгия, Гарматы Владимира, Грибиниченко Владимира, Панченко Бориса. А сколько еще умных и самоотверженных людей знает наша земля.

Макеевка, Макеевка – чудесный город славы,
Ты кузница Донбасса – град знаний и труда,
Макеевка, Макеевка – текут мартенов лавы,
Гордимся мы тобою, с тобою навсегда!



III. «Мозговой штурм»

Как вы считаете, кем нужно работать, чтобы «достигнуть высот»? (дети выдвигают предположения, обсуждают, анализируют и вместе с учителем приходят к выводу, что важен не род деятельности, а способности человека, черты характера)

Какими качествами нужно обладать, чтобы добиться успеха?

Рассказ учителя

Действительно, среди знаменитых людей Макеевки трудолюбивые, настойчивые, смелые, талантливые люди. Одним из них был Александр Ханжонков - родоначальник отечественного кинематографа, один из первых, кто стал не только снимать, но и зарабатывать на кино большие деньги. Сначала он с партнерами занимались прокатом зарубежных фильмов. Потом Ханжонков занялся производством собственных фильмов.

 



Алла Беженова – известная поэтесса. В девятом классе написала первое стихотворение. Поэтесса печаталась в журналах, была лауреатом нескольких литературных премий. Руководила кружком юных поэтов в школе. Имя поэтессы присвоено библиотеке в городе Макеевка.

Геннадий Ветров - артист эстрады, актёрюморист, пародист, певец, клоун, сочинитель стихов и каламбуров, телеведущий.

В школе Гена Ветров был отличником. Учился в музыкальной школе, лепил фигурки из глины. После школы решил стать художником, потом инженером-сантехником, профессиональным артистом.

Мария Ремень — бегунья. С 12 лет начала заниматься бегом в Детско-юношеской спортивной школе. Стала призёром Олимпийских игр, чемпионкой Европы, Заслуженным мастером спорта.

Владимир Талашко - известный актёр. На конкурсе художественной самодеятельности юношу заметил режиссёр театра. Родители были против, считая профессию актёра несерьезной. Тем не менее он работал актером в Донецком театре, потом активно снимался. Сейчас снимается преимущественно в качестве ведущего.

IV. Работа в группах

1. Придумайте ласковое слово для своей малой Родины. Запишите на листочках (на партах у детей лежат вырезанные кленовые листики), зачитайте.

2. Игра «Мои ассоциации»

Я буду называть слово, а каждый из вас скажет, с чем ассоциируется это слово. Например, Родина, Макеевка, Донецк, Кальмиус, ТЮЗ, масленица, дуб, кованные фигуры, мяч.

V. Рефлексия

1. Работа с пословицами. Соедините начало и конец. Зачитайте.

Родной край – … (сердцу рай)

Нет в мире краше … (Родины нашей)

Родина – мать, … (чужбина – мачеха)

Одна у человека мать, … (одна у него и Родина)

Родная земля … (и в горсти мила)

Народы нашей страны … (дружбой сильны)

VI. Подведение итогов урока.

- Сегодня я хочу в память о нашем уроке подарить вам заповеди, которым надо следовать в своей жизни всегда.

1.Каждый человек в ответе за то место, где он родился и живет.

2.Любовь к Родине начинается с любви к своим близким, к своему дому.

3.Стремитесь сохранять и приумножать красоту своей Родины.

4.Будьте патриотами своего Отечества.

- Хочу закончить наш урок словами А. Прокофьева.

Нет на свете Родины милее,

Где других лазурней небеса.

Солнце ярче, звезды всех светлее

Где отрадны рощи и леса!






















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Методическая разработка урока " С чего начинается Родина"

Автор: Кирьян Екатерина Николаевна

Дата: 04.11.2018

Номер свидетельства: 483515

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Методическая разработка урока "Моя малая родина" "
    ["seo_title"] => string(52) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-moia-malaia-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "142826"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418374600"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Методическая разработка урока в 4 классе по основам православной культуры на тему «Подвиг» "
    ["seo_title"] => string(95) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-v-4-klassie-po-osnovam-pravoslavnoi-kul-tury-na-tiemu-podvigh"
    ["file_id"] => string(6) "236433"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444064268"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Методическая разработка по предмету: «Ручная дуговая сварка» Урок- игра «Отличная профессия- Сварщик!»"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_po_priedmietu_ruchnaia_dughovaia_svarka_urok_ighra_o"
    ["file_id"] => string(6) "432143"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1507831342"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Методическая разработка мероприятия "День памяти" "
    ["seo_title"] => string(55) "mietodichieskaia-razrabotka-mieropriiatiia-dien-pamiati"
    ["file_id"] => string(6) "115814"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412141286"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Методическая разработка  урока русского языка "
    ["seo_title"] => string(52) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-1"
    ["file_id"] => string(6) "141340"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418106704"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства