Методическая разработка урока по теме "Русские былины"
Методическая разработка урока по теме "Русские былины"
Конспект урока литературного чтения по теме "Русские былины. Обобщение". На данном уроке в занимательной форме обучающиеся закрепляют и обобщают изученный материал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Русские былины"»
Тема: Обобщение по теме «Русские былины»
Задачи: обобщить знания по теме, продолжить обучение анализу произведений, расширять умения характеризовать поступки героев, сопоставлять и делать выводы; развивать коммуникативные, информационные компетентности, навыки работы в группах и парах; воспитывать патриотизм, любовь к Родине, доброжелательность, желание познать свою историю.
- Кто из вас, ребята, догадался, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
4. Проверка домашнего задания: чтение наизусть отрывка из былины про Илью Муромца.
(У доски рассказывают Пономарева Настя, Утюшев Дамир, Болдырева Алена. Далее идет работа в парах: дети по-очереди рассказывают отрывок друг другу, учитель, проходя по классу, прислушивается к рассказам).
5. Повторение понятий «былина», «богатыри», (используется презентация). Беседа о русских богатырях, обобщение.
- Каких богатырей вы знаете? (Беседа по картине В. Васнецова «Богатыри» - презентация)
- Что вы можете рассказать о характерах и поступках Ильи Муромца (Добрыни Никитича, Алеши Поповича)?
- Что объединяло всех богатырей? Сделайте вывод.
- А вот как представили русских богатырей наши ребята (обращается внимание на выставкудетских рисунков).
(Подготовленные ученики рассказывают о былинных героях, показывают их портреты).
6. Обобщающие вопросы на тему, как и кем исполнялись былины.
- Ребята, а кто исполнял былины? С кем вы можете сравнить этих странников? (С народными казахскими акынами). Как относились люди к этим исполнителям? (Любили, уважали, всячески привечали и не хотели отпускать). Почему?
- Под звучание какого инструмента они исполнялись?
- Сейчас вы услышите, как звучат гусли. (Проигрывается мелодия - фонограмма).
Рассказ учителя о гуслях с использованием презентации.
7. Работа в группах.
Задания для первой группы:
Вспомните имена русских богатырей, о которых мы читали в учебнике и в дополнительной литературе, расскажите, с кем они сражались. Найдите и прочитайте отрывок, описывающий Добрыню Никитича (с. 35)
Задания для второй группы:
Дайте объяснение словам, которые часто встречаются в былинах и былинных сказах: кольчуга, шелом, шелепуга подорожная, стольный град, палица, красное крыльцо, золотыми крестами поменялися, друг с другом побраталися.
Назовите отрицательных персонажей былин.
Задание для третьей группы:
На какие две группы вы можете разделить этих богатырей: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко. Почему?
Какой литературный прием использовали авторы былин? Приведите примеры.
8. Викторина – закрепление. (Презентация).
9. Рефлексия.
- Чему и кому мы посвятили свой урок?
- Какова идея былин? Чему они нас учат?
Завершающее слово учителя о любви к Родине, готовности к ее защите, любви к народу и самоотверженности.
10. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение отрывка из любой понравившейся былины (дополнительное чтение).