Методическая разработка урока по русскому языку «Заглавная буква в словах»
Методическая разработка урока по русскому языку «Заглавная буква в словах»
Тип урока: урок «открытия нового знания» Форма урока: урок Цель: формировать знания о правилах написания имён, отчеств, фамилий людей, кличек животных, персонажей сказок названий городов, рек, деревень, улиц; учить использовать полученные знания на практике; содействовать развитию речи учащихся, умению сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям, вызвать интерес к изучению названий населённых пунктов своей страны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по русскому языку «Заглавная буква в словах»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10 имени А. С. Пушкина муниципального образования Тимашевский район
1 класс
Тема «Заглавная буква в словах»
Разработала и провела
учитель начальных классов
Ермилова Т.С.
Конспект урока русского языка
в 1 классе
по теме: «Заглавная буква в словах»
(по курсу В.П. Конакиной, В. Г. Горецкого)
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Форма урока: урок
Цель:
формировать знания о правилах написания имён, отчеств, фамилий людей, кличек животных, персонажей сказок названий городов, рек, деревень, улиц; учить использовать полученные знания на практике;
содействовать развитию речи учащихся, умению сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы
способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям, вызвать интерес к изучению названий населённых пунктов своей страны.
Ход урока:
1 Организационный момент:
- Сегодня замечательное утро. Какое у Вас настроение, ребята? (Ответы детей)
(Дети показывают смайлики, выражающие настроение)
-У кого из Вас настроение грустное, посмотрите в окно. Солнышко ласково светит нам.
- Давайте поделимся своей улыбкой и хорошим настроением друг с другом, с солнышком и начнем урок.
Слайд 1.
2 Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
- Ребята, что вы любите делать в свободное время, на перемене? Конечно, играть. Давайте поиграем. Игра называется «Как меня зовут сейчас. Как меня будут звать».
Меня в детстве звали Лара, а сейчас как зовут? А Вас как зовут? Повернитесь и назовите друг другу все ваши имена. (Парная работа).
Правда, имена у всех красивые? Давайте попробуем записать имена.
( Личностные: учатся взаимодействовать с учителем и со сверстниками.)
- Но прежде чем начать письмо, надо подготовить к работе наши пальчики.
СЛАЙД 2: пальчиковая гимнастика
СЛАЙД 3: игра.
- Кто готов написать на доске имя своего лучшего друга?
(3 человека записывают имена). Я тоже запишу рядом имя своей подруги. (Анализируем записанное).
3. Актуализация и пробное учебное действие.
- Так почему же я написала имя с большой буквы, а кто-то из вас с маленькой? Кто прав? Ответить на этот вопрос поможет наш урок.
(Личностные: понимают, что могут допустить ошибки; способны понять причину своего неуспеха.)
(Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.)
(Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.)
4. Выявление места и причины затруднения.
- Почему у вас возникли трудности? (Не знаете точно, как правильно писать.)
- Давайте посмотрим, на какой вопрос каждый из вас должен дать ответ в ходе урока. СЛАЙД 4
«Какие слова пишутся с заглавной буквы?»
5. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? А зачем нужно это знать? (Формулируют тему, цель).
СЛАЙД 5: тема, цель, задачи.
- Встречали ли вы ещё слова, которые пишутся с заглавной буквы? (Ответы детей).
- Давайте посмотрим анимацию и попробуем ответить на вопрос, какие же слова в русском языке пишутся с большой буквы. ( ЭОР к теме: «Заглавная буква в словах», сюжет «анимация» ).
Вопросы после просмотра частей:
-Какие буквы выделены? Что они обозначают?
-А что обозначают буквы, выделенные на конверте? Как вы поняли?
-Так как же пишутся фамилии, имена и отчества?
-Почему некоторые буквы в словах выделены? Что обозначают эти слова?
- Попробуйте сделать вывод. Какие же слова пишутся с заглавной буквы?
Слайд 6
В русском языке с заглавной буквы пишутся имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия географических объектов и др....
Проверим наш вывод по упр. 1 с. 122. работаем в группах по 3 человека. Каждая группа делает вывод о своих словах.
-Так что же нужно сделать, чтобы правильно написать слова?
-Как определить, какую букву выбрать?
Запишите по одному словосочетанию из любой группы слов.
Электронная физминутка для глаз.
- А теперь давайте обратим внимание на слово Москва, записанное на с. 123. Какое это слово? (Словарное)
ЭОР: Работа со словарным словом: прослушивание информации о слове Москва.
- Кто может сказать, как пишется это слово? Почему нужно запомнить его правописание? Запишите слово в тетрадь.
Слайд 7
Город чудный, город древний
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных…
Это - матушка - Москва.
-Давайте составим предложение со словом Москва.
-Ребята, а вы знаете, что названия городов, деревень, посёлков появились не просто так?
Группа ребят из 3 человек работает с материалами странички для любознательных.
Остальные ребята выполняют задание в рабочей тетради упр. 76. Взаимопроверка, выявление причин затруднения.
- Послушаем сообщения о названиях городов. Ребята сами выбирают, кто о каком городе рассказывает.
- Рома, как ты понял, почему именно так названы города?
Познавательные:
(общеучебные : осознанно строят речевое высказывание в устной форме о том, какие слова пишутся с большой буквы)
(логические: осуществляют поиск необходимой информации )
(коммуникативные: участвуют в диалоге, отвечают на поставленные вопросы, слушают и понимают речь других, оформляют свои мысли в устной речи)
(регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, определяют план выполнения заданий.)
6. Реализация построенного проекта.
- А теперь давайте вспомним игру в начале урока. Почему меня раньше называли Лара, а теперь называют Лариса? Это разные имена?
- О том, как называются эти имена, узнаем из текста учебника с. 123.
Имена людей бывают полными и сокращёнными.
Работа в парах: упр. 2
- Как будем выполнять задание? (Ответы, уточнения).
Слайд 8
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
-А теперь каждый из вас попробует сам найти полные и сокращённые имена и написать своё полное и сокращённое имя.
Физминутка:
На зарядку солнышко
Поднимает нас.
Поднимаем руки мы
По команде « раз»!
А над нами весело
Шелестит листва
Опускаем руки мы
По команде « два»!
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Выполняем упр. 75 из РТ
Проверка с помощью ЭОР: «упражнение из рабочей тетради». Самопроверка.
-Кто допустил ошибку. Как думаете, почему?
Назовите правильные ответы.
9. Включение в систему знаний и повторение.
-Почему одних людей называют по имени, а других по имени отчеству? Как лучше, правильнее?
- Давайте прочтём заметку, с. 124.
Да действительно, ребята, называя собеседника по имени и отчеству, мы показываем своё уважительное к нему отношение.
- И последнее задание на сегодня. Запишем предложение и подчеркнём известные нам орфограммы.
СЛАЙД 9: самопроверка, анализ написанного, обоснование орфограмм.
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
- Вот и подходит к концу наш урок. Давайте посмотрим на записи, сделанные в начале урока. Кто же правильно написал имя друга? Почему?
- Можем ли мы ответить на главный вопрос нашего урока? Давайте продолжим фразу: СЛАЙД 10