Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока окружающего мира по теме «Организм человека»»
Организм человека.
Цель:дать представление об организме человека.
Планируемые результаты:учащиеся научатся объяснять, что такое органы и системы органов человека, устанавливать связь между их строением и работой.
Оборудование:демонстрационная таблица «Внутренние органы человека»; весы напольные; градусники; распечатки с изображением контура тела человека и его внутренних органов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Самоопределение к деятельности.
— Назовите признаки живой природы. (Дыхание, питание, развитие, размножение, смерть.)
— Докажите, что человек — это часть живой природы.
Сегодня мы начнем изучать новый раздел «Мы и наше здоровье». Этот раздел посвящен изучению человека, особенностей строения его тела, работы органов, охраны здоровья.
— Вы хотите быть сильными, бодрыми и энергичными? Хотите, чтобы глаза были блестящими, ясными, кожа — чистой, голос — звонким, походка — уверенной?
Так и будет, если вы научитесь жить в ладу со своим организмом.
— Что такое организм человека? (Ответы учеников.)
Это вы узнаете сегодня на уроке.
III. Работа по теме урока
Беседа
Организм человека.
В словаре Ожегова дано определение: «Организм - живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающей его от неживой материи».
Организм человека — это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.
— Какие органы есть в человеческом организме? (Ответы учеников.)
Каждый орган имеет определенное строение и выполняет свою работу. Все органы здорового человека работают в организме согласованно, слаженно. Органы, выполняющие общую работу, образуют систему органов. У человека выделяют следующие системы органов.
(Учитель записывает на доске.)
• Нервная система.
• Кровеносная система.
• Пищеварительная система.
• Дыхательная система.
(Учитель вывешивает демонстрационную таблицу «Внутренние органы человека». Ученики рассматривают ее, находят отдельные органы, запоминают их расположение.)
Строение тела человека изучает наука анатомия человека, а работу его органов — физиология человека. Наука о сохранении и укреплении здоровья называется гигиеной.
(Учитель записывает термины на доске.)
— Как вы думаете, всегда ли люди знали, как устроено тело человека, как работают органы, почему люди болеют? (Ответы учеников.)
Церковь запрещала анатомировать умерших. Некоторые ученые-медики тайно вырывали трупы умерших на кладбище и, прячась от свидетелей, вскрывали их в подвалах заброшенных домов. Постепенно накапливались знания. Основываясь на них, врачи стали оказывать помощь больным, производить операции.
(Один из учеников готовит устное сообщение об ученом-физиологе И.П. Павлове и выступает. (См. дополнительный материал к уроку 27.))
— Организм человека — это сложная система. А как узнать, нормально он работает или нет? болен или здоров человек?
2. Работа по учебнику
— Прочитайте в учебнике текст на с. 122—123.
— Что такое система органов? (Органы, выполняющие общую работу.)
— Назовите системы органов. (Пищеварительная, кровеносная, нервная, дыхательная.)
— Что обеспечивает пищеварительная система? (Переваривание пищи.)
— Какие органы входят в пищеварительную систему? (Желудок, кишечник, печень.)
— Что обеспечивает кровеносная система? (Движение крови в организме.)
— Из каких органов она состоит? (Из сердца и кровеносных сосудов.)
— Чем занимается нервная система? (Управляет деятельностью всего организма.)
— Из каких органов она состоит? (Из головного и спинного мозга, нервов.)
— Какой орган входит в дыхательную систему? (Легкие.)
— Как называется наука, которая изучает строение тела человека? (Анатомия человека.)
— Как называется наука, которая изучает работу органов человека? (Физиология человека.)
(В ходе беседы учитель делает на доске следующие записи.)
• Нервная система: головной и спинной мозг, нервы.
(После выполнения задания проводится самопроверка по рисунку в учебнике на с. 123.)
№2 (с. 57).
— Прочитайте задание.
— Что такое система органов?
— Заполните таблицу самостоятельно.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
2. Практическая работа
Цель:определить, гармонично ли развивается организм и соответствует ли ваш вес вашему росту.
Ход работы
1. Измерь свой рост.
2. Встань на весы и посмотри, сколько килограммов ты весишь.
3. Раздели число килограммов веса на число дециметров рост. Если результат получится больше трех и меньше четырех — значит ты весишь как раз столько, сколько нужно.
Если меньше трех — ты весишь маловато.
Если же результат окажется больше четырех — тоже нехорошо: у тебя стал накапливаться лишний, ненужный тебе вес. Надо побольше бегать, играть в подвижные игры, работать на воздухе
— А какую температуру имеет тело человека? (Ученики измеряют свою температуру.)
— Как вы думаете, зависит ли температура тела от температуры окружающего воздуха в жаркий или морозный день?
С помощью нервной системы мозг постоянно регулирует температуру тела, она все время сохраняется равной +36,6 °С. При такой температуре лучше всего работает весь организм человека.
VI. Рефлексия.
1. Работа в группах
(Учитель раздает детям распечатки с изображением контура тела человека и его внутренних органов.)
На основе схемы учебника изготовьте модель «Внутреннее строение тела человека». С помощью модели проверьте друг друга: хорошо ли вы знаете, как устроено наше тело. Если потребуется, исправьте ошибки, перемещая детали модели. Не забывайте, что на схеме человек изображен зеркально: например, желудок изображен справа, а в теле человека он находится слева. Чтобы не ошибиться, надо мысленно повернуться в ту же сторону, куда обращено лицо человека на рисунке. (Учащиеся выполняют задание.)
— Представьте свою модель классу. Оцените результаты работы групп.
2. Беседа
— Науки об организме человека — анатомия, физиология гигиена — не могут существовать друг без друга. Почему? (Не зная строения своего тела и того, как работают его органы, человек не сможет сохранить и укрепить свое здоровье.)
VII. Подведение итогов урока.
— Что такое организм человека?
— Из каких частей он состоит?
Итак, организм человека состоит из органов, которые работают согласованно, слаженно. Органы, выполняющие общую работу, образуют системы органов.
Домашнее задание.
1. Учебник: прочитать текст на с. 122—124, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 124.
2. Рабочая тетрадь: № 3 (с. 58).
Дополнительный материал
Иван Петрович Павлов (1849-1936)
Ни один физиолог мира не был так знаменит, как русский академик Иван Петрович Павлов — создатель учения о высшей нервной деятельности животных и человека.
Павлов родился в старинном городе Рязани, в семье священника.
В Рязани Иван Павлов учился в духовной семинарии. Не его влекла физиология, и он ушел из семинарии, уехал в Петербург и поступил в университет. После его окончания он стал учиться в Медико-хирургической академии и работать в лаборатории физиологии. Еще будучи студентом университета, за свои научные исследовании! Павлов получил золотую медаль. В академии его наградили второй золотой медалью.
В 1890 г. Павлов стал профессором. Потом десятки лет работал в лабораториях и на кафедре академии. Вначале он занимался преимущественно изучением сердца и кровеносных сосудов.
Наряду с работой в области физиологии сердечнососудистой системы Павлов занимался изучением процессов пищеварения. Им были проделаны многочисленные опыты.
В 1897 г. он опубликовал знаменитый труд «Лекции о работе главных пищеварительных желез», ставший главным руководством физиологов всего мира. За это ему в 1904 г. была присуждена Нобелевская премия.
Павлов был великим сыном своего народа. Любовь к России пронизывала все его мысли, чувства и действия. «Что ни делаю, — писал он, — постоянно думаю, что служу этим, сколько позволяют мне мои силы, прежде всего моему отечеству, нашей русской науке...»