Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Этика на дороге"»
М униципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом детства и юношества «Факел» г. Томска
методическая разработка занятия
в рамках общеразвивающей
общеобразовательной программы
«Безопасность дорожного движения»
для детей 7-11 лет
Разработчик:
Ёлкина Елена Фёдоровна,
педагог первой
квалификационной категории
Томск - 2020
Вашему вниманию нами предлагается одна из методических разработок – «Этика на дороге».
Тип урока – изучение нового материала. Учебный материал рассчитан для детей младшего школьного возраста 7 - 11 лет. Количество учащихся в группе - 10 – 12 человек
Цель: изучение учащимися этических норм поведения между участниками дорожного движения.
Предметные задачи занятия:
познакомить учащихся с основными правилами этики на дороге, которыми должны руководствоваться участники дорожного движения;
разъяснить учащимся нормы поведения во взаимоотношениях с другими людьми на дороге.
Метапредметные задачи занятия:
Развивать навыки определения опасных дорожных зон и ситуаций.
Развивать у учащихся навыки самостоятельного наблюдения и внимания на дороге.
Личностные задачи занятия:
Воспитывать уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения.
В работе мы использовали групповую форму (малые группы), педагог опирался на следующие методы: метод наблюдения и метод контроля. Педагогический процесс осуществлялся на основании игровой и здоровье сберегающей технологий. Каждый этап занятия предполагает смену деятельности.
Технологическая карта помогает педагогу осуществлять контроль каждого этапа занятия, а также контроль степени освоения нового материала обучающимися, их деятельность на каждом этапе. Кроме того, преподаватель осуществляет контроль своей деятельности и временные рамки блоков занятия (Приложение - 1).
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМА ИХ КОНТРОЛЯ
Предметные
результаты
Метапредметные
результаты
Личностные результаты
Формы контроля
Знание основных правил дорожного движения на дороге
Навыки самостоятельного наблюдения и внимания на дороге.
Навыки уважительного отношения ко всем участникам дорожного движения
Устный опрос, тестирование
Знание основных правил этического отношения ко всем участникам дорожного движения
Умение определять опасные дорожные зон и ситуации
Умение применять знания правил дорожного движения на улице
Тестирование, учебное задание, деловая игра
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
Для успешного проведения занятия, прежде всего необходимо наличие просторного и светлого кабинета, а также:
Таблица – 1. Материалы и оборудование
№ п/п
Наименование оборудования
Кол. -во (шт.)
1
Ученические столы
6
2
Ученические стулья
12
3
Мультимедиа проектор
1
4
Флешь - карта
1
5
Слайд программа
1
6
Экран
1
7
Указка
1
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент – 5 мин.
Теоретическая часть (объяснение нового материала) -10 мин.
Практическое задание – 15 мин.
Подведение итогов – 5 мин.
Рефлексия - 5 мин.
ХОД ЗАНЯТИЯ - 40 минут
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП – 5 минут
Здравствуйте, ребята! Тема нашего занятия – «Этика на дороге». Цель занятия – изучение этических норм поведения между участниками дорожного движения. Культура поведения на дороге в равной степени относится ко всем участникам дорожного движения, пешеходам, пассажирам, водителям. Согласно статистическим данных число несчастных случаев на дорогах с каждым годом не уменьшается, а растет. Серьезные дорожно-транспортные происшествия можно в значительной мере предсказать и предотвратить, если дети умеют правильно вести себя на улице.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ – 10 минут
П едагог читает стихотворение:
По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак:
Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила.
Водитель и пешеход!
Правила дорожного движения содержат основные нормативы для всех участников дорожного движения. Они рассматривают основные стандартные ситуации на дороге, но не все случаи жизни. Особенно это касается культуры поведения дорожного движения, от которой зависит безопасность. Этика- это нормы поведения во взаимоотношениях с другими людьми, основанными на их взаимном уважении. Культура поведения на дороге относится ко всем участникам дорожного движения - к водителям и пешеходам и пассажирам. (а вы пешеходы и пассажиры). Только в обстановке взаимоуважения можно добиться уменьшения количества дорожно- транспортных происшествий.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ – 15 минут
Педагог обращается к детям:
Назовите какими основными правилами поведения и правилами дорожного движения должны руководствоваться участники дорожного движения. (
Показать картинки с разными дорожными ситуациями, обсудить картинки, прокомментировать. Сделать выводы по ситуациям на картинках.
Педагог обращается к детям: я хочу предложить вам рассмотреть разные дорожные ситуации.
Ситуация №1
Как только выпал первый снег, все ребята помчались во двор. Все рады первому снегу. А Федя взял санки и побежал к горке, горка совсем рядом - у дороги. Влез Федя на горку, сел на санки и – помчался вниз! Но, вдруг, неожиданно, из-за поворота выскочила машина…
Вопросы по ситуации:
Как вы думаете, что могло случиться?
Думает ли Федя о своей безопасности и безопасности других?
Где можно кататься на санках, лыжах, коньках.
Ситуация №2
Шел Петя как-то с ребятами по тихой улице. Машин на ней мало, перекресток без светофора. Подошли к перекрестку и только собрались переходить улицу, как Петя сказал: «Подождите, пропустите машину». И действительно, поворачивает автомобиль. Удивились ребята, спрашивают: «Как ты догадался?»
Вопросы по ситуации:
Как автомобили могут «разговаривать» с пешеходами?
Думает ли Петя о своей безопасности и безопасности других?
Есть ли взаимопонимание между участниками дорожного движения?
Ситуация №3
Вася с друзьями играл в футбол. Место для игры выбрали недалеко от дороги. Вася так увлекся игрой, что не заметил, как с мячом оказался вне поля на дороге. Удар! И мяч полетел, только не в ворота, а прямо на дорогу.Мальчик бросился за ним.
Вопросы по ситуации:
Что может случиться с Васей?
Думает ли Вася о своей безопасности и безопасности других?
Есть ли взаимопонимание между участниками дорожного движения?
Сделать вывод по ситуациям…
Сказать: уважаемые участники дорожного движения, будьте взаимовежливы и предупредительны.
Педагог обращается к детям:
- Сделайте выводы, как должны участники дорожного движения поступать на дороге, на улице.
- Будьте вежливыми и предупредительными, обращайте внимание на ситуации, которые встречаются на дороге.
- Будьте аккуратны и предусмотрительны, аккуратность – точное выполнение ПДД. Предусмотрительность родная сестра аккуратности. Старайтесь предусмотреть, как сложится дорожная ситуация через 5-6сек.
- Сохраняйте спокойствие и не отвечайте грубостью на чужие ошибки.
- Помните о том, дорога не терпит резких маневров, это всегда неожиданно для других участников дорожного движения.
- Не мешайте двигаться другим.
Викторина «Разрешается- запрещается»
Условие викторины -дети отвечают на вопросы, но говорят только разрешается или запрещается.
1.Переходить проезжую часть дороги в установленном месте, там, где «пешеходный переход».
2.Играть на проезжей части дороги.
3.Играть с мячом на детской площадке.
4.Цепляться за проезжающие машины на велосипеде.
5.Переходить проезжую часть дороги на запрещающий сигнал светофора.
6.Перебегать проезжую часть дороги перед близко идущим транспортом.
7.Знать и изучать правила дорожного движения (разрешается).
Подвести итог викторины
Задать вопросы:
1.Влияет ли поведение участников дорожного движения на ситуацию на дороге?
2.Важное ли значение имеет взаимопонимание между участниками дорожного движения?
3.Важно-ли знать и изучать правила дорожного движения?
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ – 5 минут
Правила дорожного движения -- это правила поведения участников дорожного движения. Практически все пункты Правил дорожного движения предусматривают уважительное отношение ко всем без исключения участникам дорожного движения: пешеходам, пассажирам, велосипедистам, водителям других транспортных средств.Но, вместе с тем, у всех есть общее правило -- быть взаимно предупредительными. Что это значит? Если каждый будет выполнять предписанные правила и, тем самым, не мешать другим участникам движения, то это и означает взаимную предупредительность.
Если участники дорожного движения водитель, пешеход и пассажир станут относиться друг к другу как добрые друзья, будут проявлять максимум внимания, дисциплины, то транспортных происшествий станет меньше, а здоровых и жизнерадостных людей станет больше.
V. РЕФЛЕКСИЯ – 5 минут
Педагог предлагает учащимся озвучить, что для каждого из них было наиболее интересным в рамках темы. И дать оценку своей деятельностиво время занятия (самооценка).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дмитрук, В. П. Правила дорожного движения для школьников / В.П. Дмитрук. – Ростов-на-Дону: Феникс, Серия «Здравствуй, школа!», 2005. - 83с.
2. Коган, М.С. Правила дорожные знать каждому положено! Познавательные игры с дошколятами и школьниками/М.С. Коган. – Новосибирск: Сибирское Университетское Издательство, 2007. - 44с.
3. Кучмина, Н. П., Приходько А.Н. Правила дорожного движения для школьников: Методические рекомендации педагогам образовательных учреждений /Н. П. Кучмина, А. Н. Приходько. – Томск: ТОИПКРО, 2011. – 12с.
4.Лабенский, В. Н. Школа светофорных наук. Образовательная программа дополнительного образования детей для детей и подростков от 6 до 16 лет /В. Н. Лабенский. – Томск: Издательство Научно – технической литературы, 2008. – 37с.
5. Шорыгина, Т. А. Безопасные сказки. Беседы с детьми о безопасном поведении дома и на улице. /Т.А. Шорыгина. – М: ТЦ Сфера, 2014. – 64с.
ПРИЛОЖЕНИЕ- 1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Этап занятия
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Организационный
момент
Проверка присутствующих.
Проверяет готовность учащихся к уроку
Подготовка рабочего места и школьных принадлежностей
Объявление темы занятия
Объявление цели и задач
Знакомит учащихся с темой урока, целью и задачами урока
Слушают тему урока, цель и задачи урока
Задачи: Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала
Стимулирует высказывания детей по теме занятия. Анализирует высказывания детей.
Участвуют в беседе, отвечают на поставленные вопросы
Творческая и практическая деятельность
Организует ответы детей на представленные вопросы.
Организует проведение отгадывания загадок, вопросов.
Организует игру «Разрешается - запрещается», «Исправь ошибку»
Организует просмотр и обсуждение рисунков по дорожным ситуациям и ПДД.
Высказывают свои мнения, отвечают на вопросы
Участвуют в отгадывании загадок, вопросов.
Участвуют в игре.
Рассматривают карточки, отвечают на вопросы, рассуждают
Итог занятия. Рефлексия
Организует совместную работу по определению вывода урока
Участвуют в работе по определению вывода
ПРИЛОЖЕНИЕ - 2
СЛОВАРИК ТЕРМИНОВ
Термины
Значение
«Дорожно-транспортное происшествие»
Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.
«Пешеход»
Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу.
«Пешеходный переход»
Участок проезжей части, обозначенный знаками «Пешеходный переход» и соответствующей разметкой и выделенной для движения пешеходов через дорогу.
«Перекресток»
Место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне.
«Проезжая часть дороги»
Элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
«Тротуар»
Элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов.
«Участник дорожного движения»
Лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
«Этика»
Нормы поведения человека во взаимоотношениях с другими людьми, основанные на их взаимном уважении.
ПРИЛОЖЕНИЕ – 3
В Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018–2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 января 2018 г. № 1-р, отмечается, что «дорожно-транспортные происшествия наносят экономике России и обществу в целом колоссальный социальный, материальный и демографический ущерб. Целями Стратегии являются повышение безопасности дорожного движения, а также стремление к нулевой смертности в дорожно-транспортных происшествиях к 2030 году.
В перечне направлений реализации Стратегии определены такие как: изменение поведения участников дорожного движения с целью безусловного соблюдения норм и ПДД; повышение защищенности от дорожно-транспортных происшествий и их последствий наиболее уязвимых участников дорожного движения, прежде всего детей и пешеходов.
Правила дорожного движения содержат основной нормативный акт для всех участников дорожного движения. Они рассматривают основные стандартные ситуации на дорогах, но не все случаи жизни. Особенно это касается культуры поведения дорожного движения, от которой зависит и безопасность, и комфортабельность любой поездки. Культура поведения на дороге в равной степени относится ко всем участникам дорожного движения, в том числе и к пешеходам. Серьезные дорожно-транспортные происшествия можно в значительной мере предсказать и предотвратить. Обучение детей правилам дорожного движения следует рассматривать как обязательный компонент обучения детей, особенно, в дни каникул.
В реальных условиях существующего уклада школьной жизни (который влияет на организацию и содержание урочной, внеурочной и внешкольной деятельности школьников) недостаточно сформированы представления о способах образования детей в области дорожного движения, так и об условиях формирования культуры поведения школьников на дороге. В условиях дополнительного образования существуют, широкие возможности для решения данной педагогической проблемы. Отсутствие типовых программ по правилам дорожного движения в ООУ способствовали разработке дополнительной общеразвивающей программы по ПДД.
В нашем учреждении ведется серьезная работа по организации образования детей в области дорожного движения. С 2009 года в МБОУ ДО ДДиЮ «Факел» реализуется программа «Азбука безопасности дорожного движения». Программа реализуется в общеобразовательных школах в рамках сетевого взаимодействия. К программе прилагаются методические разработки занятий, которые проводятся в форме тематических бесед, игрой деятельности, конкурсов и викторин.