kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка «Полезные свойства овощей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширить знания обучающихся об овощах, их истории возникновения и полезных свойствах, а также об использовании. Значение овощей в жизни человека.

Оборудование: презентация, карта мира, почва, семена, перчатки, горшочки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.


«польза%20овощей.doc_0»











Методическая разработка

«Полезные свойства овощей»



подготовила

учитель начальных классов

Овсянникова Ю.В.















Курск – 2019г.


Цель: расширить знания обучающихся об овощах, их истории возникновения и полезных свойствах, а также об использовании. Значение овощей в жизни человека.

Оборудование: презентация, карта мира, почва, семена, перчатки, горшочки.


Ход занятия.

Педагог:

Добрый день, ребята! Сегодня я приглашаю вас познакомиться какими полезными свойствами обладают овощи. Овощи играют важную роль в питании человека. Они содержат углеводы, минеральные соли, органические кислоты и витамины, обладают прекрасным вкусом и ароматом. Кроме того, овощи повышают аппетит и способствуют лучшему усвоению других пищевых продуктов. Преобладающей составной частью овощей является вода.

Воды в овощах содержится от 70 до 95%. Высокая влажность является одной из причин быстрой порчи при хранении в неблагоприятных условиях.

Углеводы овощей представлены сахарами, крахмалом и клетчаткой. Сладкий вкус многим овощам придают сахароза, глюкоза и фруктоза.

Крахмал в большом количестве находится в клубнях картофеля (до 25%). Он также входит в состав зеленого горошка. Остальные овощи содержат крахмал только в недозрелом виде и очень мало.

Белки находятся в овощах в сравнительно небольшом количестве. Больше белков содержат бобовые культуры, орехи, капустные и шпинатные овощи.

Жира в овощах почти нет (нс менее 0,5%). Только ядра орехов содержат до 60% жира. Выращиванием овощей занимались еще древние люди. Человек их выращивал веками.







Ребята, овощи – родник здоровья и долголетия. Значение их в питании человека огромно.

Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки.

Нарядилася Алена В сарафанчик свой зеленый, Завила оборки густо. Узнаешь ее ? Капуста.

История возникновения. Капуста известна людям с незапамятных времён. Ещё первобытный человек использовал её как продукт питания. Конечно, это была дикая капуста с высоким стеблем и небольшим количеством прямых, ещё не завившихся в кочан листьев. Дикая капуста и сейчас растёт на берегах Средиземного моря. А выращивать для употребления в пищу капусту начали за пять тысяч лет до нашей эры. Слово «капуста» произошло от древнего римского «капутум», что в переводе означает «голова». Сейчас существует много сортов капусты как съедобная, так и декоративная.

Полезные свойства. Больше всего полезных веществ содержится в кочерыжке. А вот каротин – витамин роста – находится во внешних зеленоватых листьях. Кроме того, в капусте есть вода, в которой помимо витаминов, растворены ещё многие питательные вещества. Она очень полезна для пищеварения. В течение всей зимы в квашеной капусте сохраняются нужные человеку витамины. Считалось, что капуста помогает при заболеваниях печени и желудка, заживляет раны, нарывы, улучшает зрение. Великий математик, философ и талантливый врач Пифагор так писал о ней: «Капуста представляет собой овощ, который поддерживает постоянно бодрость и веселое спокойное настроение духа».

Использование. Все виды капусты употребляют в сыром виде, варят, тушат, а также квасят, маринуют, сушат, замораживают. Отварную капусту египтяне подавали в конце обеда, как сладкое блюдо.



Кто, покинув огород,

Возит сказочный народ?

Да, совсем привыкла

Быть каретой … (Тыква)


Тыква.

История возникновения. Мякоть тыквы богата витаминами (Е, А, С, D, F, PP, T, группа В), микро- и макроэлементами (магний, калий, железо, кальций), белками, клетчаткой и сахаром.

Тыквенные семечки богаты растительными маслами, более 50%, и белками. Их используют при лечении заболеваний печени, как противогельминтное средство и, за счет большого содержания цинка, при угревой сыпи на лице и теле, жирности волос и перхоти.

Свежевыжатый тыквенный сок кроме богатого набора витаминов и минералов, является хорошим антиоксидантом. При угрозе заболевания гриппом и простуде 200 мл сока необходимо пить каждое утро для повышения иммунитета. В Древнем Риме из тыквы изготавливали различные сосуды, для чего овощ выращивали в специальных деревянных формах. В Китае из тыквы делали праздничные чаши. Сортов тыкв очень много - это и декоративные, и те, которые мы с вами употребляем в пищу.

Использование. Употребляют тыкву в сыром (в салатах), печёном, жаренном, варёном и сушёном виде. Из неё готовят супы, каши, начинки для пирогов, варенье, цукаты, пастилу. Семена прожаривают, как семена подсолнечника.

В Средней Азии из неё делают посуду: бутылки, ведра, ложки. В ней хранят зерно и крупу. В Индии тыкву используют для ловли обезьян. В африканской деревне в выдолбленных тыквах носят воду. В Молдавии в тыквах солят огурцы.

Всех избавит от недуг,

Чуть поплачешь. Это... (Лук)


Лук.

История возникновения. Как лекарственное средство лук используют с самых давних времён. Его уникальные целебные свойства были известны в Древнем Египте, а также во времена Древней Эллады и Римской империи. Вообще, лук насчитывает историю в более чем четыре тысячи лет. Считается, что родина этого овоща – Центральная Азия, нынешняя территория Ирана и Афганистана. Постепенно лук распространился и в ближайшие страны – Индию, Китай, Грецию. В Древней Греции, за несколько столетий до н.э., люди уже выращивали немало сортов лука. Возможно, луковицы продавались или обменивались, так как замечательные вкусовые и лекарственные качества этого растения уже были известны. В Древнем Египте лук носили на груди в качестве талисмана, способного защитить от злого глаза и болезней. Применяя лук как лечебное средство, древние врачи полагали, что нет ни одного заболевания, при котором лук, приготовленный соответствующим способом, не принёс бы больному облечения. Луком не только лечили болезни, но и с его помощью омолаживали организм. В луковицах содержится много полезных веществ, среди которых витамины, каротин и фитонциды (вещества, убивающие вредных микробов). Сухой чешуёй луковиц красят пасхальные яйца. Лук хорошо очищает воду. Если в неё бросить кусочки лука, он избавит её от неприятного запаха.

Древние славяне применяли лук как лекарство при многих болезнях. Это нашло отражение в поговорке: «Лук от семи недуг». Луковым соком, сваренным с сахаром или медом, облегчают кашель. Свежим тертым луком врачуют ушибы. Из лука, сваренного в молоке, делают компрессы при нарывах и фурункулах. Сок лука (2-3 столовые ложки) втирают в корни волос (1-2 раза в неделю) для их укрепления. После этого завязывают голову полотенцем на 1-2 часа, а затем моют шампунем. После данной процедуры волосы становятся мягкими, шелковистыми, приобретают красивый блеск.

На Руси лук известен с Х века. В наше время его выращивают повсюду, как огородную культуру и употребляют в пищу. Сейчас сортов лука насчитывается очень много.

Использование. В пищу используют луковицы и листья репчатого лука. Вкусны и полезны супы, салаты, бульоны, маринады, мясные и рыбные блюда, в которые добавлен лук.


Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали

Не одну нашли, а десять.

Картофель.

История возникновения. Родина картофеля – Южная Америка, где индейцы выращивали его за несколько тысячелетий до н.э. В Европу впервые этот овощ был завезён в 1565 году испанскими моряками. Картофель не сразу пришёлся по вкусу европейцам, т.к. не везде его правильно употребляли в пищу. Высокое содержание минеральных солей и витамина С делает его ценным продуктом. Калий, которого в картофеле тоже очень много, играет важную роль в поддержании нормальной работы сердца. Полезен овощ и для красоты кожи.

Картофель давно используют в народной медицине при лечении некоторых заболеваний. Большинство ценных для здоровья веществ находится в верхнем слое картофеля. Поэтому полезнее всего варить его в мундире, опускать в кипящую воду и накрывать кастрюлю крышкой. Особенно картофель, запеченный вместе с кожурой.

Использование. Картофель называют вторым хлебом, так как по питательности он превосходит все овощи.

Из картофеля готовят множество (около 1000) блюд в домашних условиях и различные изделия, пользующиеся большим спросом. Используется картофель и в промышленном производстве. Из него производится картофельная соломка, чипсы, хрустящий картофель, сухое картофельное пюре, картофельные котлеты, замороженный картофель и др. Клубни и ботва полезный корм для домашних животных. Также из картофеля делают крахмал.Мультфильм.

На июньской грядке

Всё у нас в порядке!

Строем, словно молодцы,

Зеленеют... (Огурцы)

Огурец.

История возникновения. Выращивают уже свыше 5000 лет почти во всех странах, больше всего – в Китае, России, Японии, США, Турции, странах Центральной Европы. Родина огурца считают Индию, где он был распространён очень давно, за 3 тыс. лет до н.э. Из всех овощей огурцы, пожалуй, наименее питательны: в них очень много воды. Зато огурец является источником минеральных веществ. В огурцах содержатся витамины (правда, в небольшом количестве) и много других полезных для здоровья человека веществ.

Люди любят огурцы за их несравненный аромат и вкус, который создают эфирные масла и органические кислоты. Эти вещества возбуждают аппетит, улучшают работу желудка. Есть в огурцах и ферменты – вещества, улучшающие усвоение витаминов. Употребление в пищу плодов огурца способствуют удалению воды из организма и тем самым облегчают работу сердца.

Использование.

В Индонезии готовят блюда из свежих или варёных огуречных листьев. Раньше в России на огуречном рассоле варили мясной суп (так называемую чёрную уху). Летом огурцы ели с квасом и луком (блюдо похожее на окрошку), на зиму – солили. В наше время плоды употребляют в пищу в свежем, солёном и маринованном виде.

Огуречный сок снимает воспаление, смягчает и отбеливает кожу лица. На его основе созданы многие косметические кремы и лосьоны.

Ты салаты, винегреты

Украшаешь алым цветом.

Нету ничего вкусней

И наваристей борщей.


Свёкла.

История возникновения. Свёклу используют и для лечения некоторых заболеваний. Почти все косметологи советуют пить свекольный сок для сохранения свежести и красоты кожи лица. Многие красавицы прошлых лет регулярно употребляли в пищу свёклу и её сок для поддержания стройной фигуры, бодрости духа, жизнерадостности. Свекольный сок способствует оздоровлению крови, улучшает работу сердца, а также обладает другими целебными свойствами.

Сок свёклы закапывают в нос при насморке, им полощут горло при ангине, кусочки сырой свёклы держат во рту для ослабления зубной боли.

Использование. Ещё в древней Руси готовили наш любимый свекольный борщ. Из свёклы готовили холодные закуски, а молодую ботву добавляли в окрошку и супы. И в наше время свёкла находит широкое применение в кулинарии. Из неё готовят самые разнообразные блюда, маринуют, засаливают и даже готовят напитки.

Весной в пищу используют и молодую ботву (в салатах, борщах, овощных супах).

Кормовую свёклу выращивают для корма крупных животных. Свиньи и коровы любят полакомиться и срезанными со столовой свёклы листьями. Из сахарной свёклы производят сахар.


Раскудрявая коса

И блестит на ней роса!

Чья коса лежит на грядке?

Где оранжевые пятки?

В землю спрятала плутовка,

Витаминная... (Морковка)

Морковь.

История возникновения. Морковь – очень полезный продукт питания, так как каротин, которого в ней больше, чем во всех остальных овощах, необходим для роста детей, полезен для нормального зрения, красоты кожи. При недостатке каротина организм быстрее стареет и увядает. Ежедневное употребление свежей тёртой моркови укрепляет организм, повышает его сопротивляемость к инфекциям. По содержанию фитонцидов – веществ, убивающих вредные бактерии, – морковь почти не уступает луку и чесноку.

Морковный сок очень полезен.

Использование.

Морковь используют в пищу в сыром и варёном виде, в виде приправ, также её консервируют и сушат. Овощ добавляют при квашении капусты и для приготовления маринадов.








Физкультминутка:

Мы пойдём в огород, (шагать на месте)

Много там всего растёт: (развести руки в стороны)

Огурцы сорвём мы с грядки, (срывать воображаемые огурцы)

Помидоры с кожей гладкой, (кистями рук обрисовать круглую, шарообразную форму)

Толстая репка (поставить руки на пояс)

Засела в землю крепко. (покачаться из стороны в сторону)

Дёргай, дёргай из земли (изображать как будто дёргаем из земли)

Всё собрали, посмотри. (развести руки в стороны)


Что это за ёлочки,

Нет на них иголочек?

Что за красные шары,

Но не видно мишуры?

Так красиво вдоль забора

Летом спеют... (Помидоры)


Помидор.

История возникновения. Родина томата – Южная Америка, где эту культуру выращивали задолго до появления там европейцев. На языке ацтеков растение называлось «томатль» (отсюда русское и европейское название культуры). В Россию и США был завезён из Европы в XVIII в. Повсюду томат выращивали как декоративное растение: красивые жёлтые и красные плоды на зелёных кустах выглядели очень нарядно. Их сравнивали с яблоками, но в отличии от обычных яблок, французы называли их плодами любви, а итальянцы – золотыми яблоками. От французского «помме» - яблоко – пошло название «помидоры». В Германии выращивали томаты дома, в цветочных горшках, во Франции в беседках, в Англии в оранжереях, а в России – на аптекарских огородах. Употреблять томаты в пищу не решались, так как они считались ядовитыми из-за принадлежности к тому же семейству, что и сильно ядовитая красавка. Позднее было установлено, что незрелые плоды содержат горькие вещества – гликозиды, которые при созревании распадаются.

Одной из первых стран, где стали выращивать томаты для употребления в пищу, оказалась Россия. Произошло это благодаря русскому учёному – агроному А.Т. Болотову, который серьёзно занимался томатом и доказал, что он не только не ядовит, но вкусен и полезен. Благодаря усилиям учёного отношение к томату резко изменилось, и к середине XIX в. его стали выращивать не только в России, но и в других странах. В наше время томаты выращивают на всех континентах. В России томат и сейчас один из самых любимых овощей. Плоды содержат много полезных для организма веществ. Калий, содержащийся в помидорах, полезен для сердца. Он обеспечивает нормальную работу мышц. Томаты содержат различные витамины. Но больше всего в них витамина С. Плоды используют в сыром виде, варят, жарят, а также используют в консервном производстве для засолки, маринования, приготовления томата – пюре, томатной пасты, соусов и др. Для использования овощей зимой, помидоры замораживают. Томатный сок – восстановительное средство. Он очень полезен детям. Употреблять томатный сок лучше без соли и не позднее, чем за 30 минут до еды.


Если красный твой стручок -

Горький, злой ты старичок!

Если ты зелёный малый,

Твоя горечь убежала,

Ты гордишься сочным тельцем,

То зовешься сладким... (Перцем)


Перец.

История возникновения. Сочные, мясистые плоды сладкого перца не только очень вкусные, но и содержат большое количество витамина С (больше, чем любые другие овощи), другие витамины, каротин (особенно много в красных плодах) и другие полезные вещества.

Сухие, молотые плоды применяют в качестве специй при солении огурцов и томатов. Перец используют как средство для укрепления кровеносных сосудов, улучшения пищеварения, повышения аппетита, при упадке сил. Сок перца принимают при лечении некоторых инфекционных заболеваний. Сок прописывают и как средство для укрепления ногтей и волос. Выращиваются как сладкие разновидности и сорта, так и горькие (острые), которые используются в качестве пряности. На юг России перец проник из Ирана и Турции, а на Украину и в Молдову завезён болгарами. Широкое распространение перец получил в России только через полтора века.

Сегодня перец выращивают на больших площадях на Северном Кавказе и Нижнем Поволжье, а в теплицах – на всей территории России.

Использование.

Плоды перца используют в кулинарии и потребляют в свежем виде. Их маринуют, солят, фаршируют, тушат, используют для приготовления соусов, маринадов, перечного сока, как составную часть консервов из различных овощных смесей.


Витамины и минералы фасоли.

Фасоль содержит большое количество крахмала и других углеводов, белков. В состав фасоли входит богатый набор витаминов. Фасоль, как пищевой продукт, универсальна. В фасоли содержатся практически все минералы и вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма. В составе фасоли много железа. Наличие железа способствует образованию эритроцитов, притоку кислорода к клеткам, повышает сопротивляемость организма к инфекциям.


Редька.

Редька — просто незаменимое средство для укрепления здоровья. Корнеплоды ее богаты минеральными веществами, содержат в среднем 13% сухих веществ, около 2% белка, 8,4% углеводов, витамины С, В1, В2, органические кислоты, эфирные масла и глюкозиды. Из-за специфического острого вкуса ее широко используют как компонент во многих блюдах для приготовления салатов. Редька содержит углеводы, ферменты, витамины, эфирные масла. В корнеплодах содержится до 90% воды, сахар, клетчатка, серосодержащие вещества, определяющие ее фитонцидные и бактерицидные свойства, кислоты, соли натрия, калия, кальция, магния, фосфора, железа, аминокислоты и др. Редька, благодаря своему составу, очень полезна зимой и в начале весны, в целях пополнения недостатка витаминов и минеральных солей в организме. Редька обладает мощными противомикробными свойствами.

Конкурс анаграмм

Какой овощ зашифрован в анаграммах:

црепе – перец;

десир – редис;

апер – репа;

керьда – редька;

жабналак – баклажан;

клесва – свекла;

сольфа – фасоль;

авыкт - тыква;

нчкесо - чеснок;

льфакроте – картофель.

Игра “Вершки и корешки”.

Если мы в пищу употребляем подземные части растений – присесть, если наземные – встать, руки вверх. (Картофель, фасоль, морковь, помидор, свекла, огурец, репа, тыква.)




Конкурс. Кроссворд «На грядке»

Педагог: Надо разгадать кроссворд, для этого необходимо разгадать загадки и ответы вписать в соответствующие клетки кроссворда.

Кроссворд.

1. «Семьдесят одёжек, а все без застёжек».

2. «Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный».

3. «Ни окошек, ни дверей, полна горница людей».

4. «Кругла, а не месяц; желта, а не масло; с хвостом, а не мышь».

5. «Без рук, без ног, на забор ползет».

6. «Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает».

7. «Сидит девица в темнице, а коса на улице».

8. «Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло».


Ответы к загадкам в кроссворде. По горизонтали: 1. Капуста. 2. Арбуз. 3. Огурец. 4. Репа. 5. Горох. 6. Лук. 7. Морковь. 8. Свекла.

По вертикали: 9. Прополка




Педагог: «Однажды люди заметили, что случайно оброненные в рыхлую землю семена давали всходы. А на выросших растениях появлялось много семян и плодов. Со временем человек догадался, что может сам творить это чудо. Ребята ну, а теперь давайте с вами почувствуем себя юными овощеводами и посадим вместе лук, но прежде всего обговорим ТБ».

Педагог: Друзья! Вот и подошло к финалу наше занятие. Надеюсь, вам понравилось наше путешествие. Что вы узнали сегодня на занятии, что больше всего вам понравилось.



























Использованная литература

1. В.В. Пасечник «Биология» 6 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.

2. Загадки об овощах -

3. История возникновения, полезные свойства и использование овощей – С. Вохринцева «Окружающий мир. Овощи» дидактический материал, издательство «Страна Фантазий», 2003г.

4. Картинки овощей -

7. Задания «Лабиринт», «Четвёртый лишний» - С. Вохринцева «Окружающий мир. Овощи» дидактический материал, издательство «Страна Фантазий», 2003г.

16



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка «Полезные свойства овощей»

Автор: Овсянникова Юлия Владимировна

Дата: 01.05.2019

Номер свидетельства: 508890

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Разработка внеклассного мероприятия по профессионально-трудовому обучению (Сельскохозяйственный труд) "Барыня капуста"""
    ["seo_title"] => string(128) "razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-po-profiessional-no-trudovomu-obuchieniiu-siel-skokhoziaistviennyi-trud-barynia-kapusta"
    ["file_id"] => string(6) "247854"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446637429"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Методическая разработка на тему: "Использование нетрадиционных методик и техник при организации обучения в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(140) "mietodichieskaia-razrabotka-na-tiemu-ispol-zovaniie-nietraditsionnykh-mietodik-i-tiekhnik-pri-orghanizatsii-obuchieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "239936"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444907575"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "методическая литература - элективный курс "
    ["seo_title"] => string(45) "mietodichieskaia-litieratura-eliektivnyi-kurs"
    ["file_id"] => string(6) "219426"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434173590"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Рабочая программа по технологии для неделимых классов. "
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-dlia-niedielimykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "117183"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412709638"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства