Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по русскому языку "Простое и сложное предложение".»
"Простое и сложное предложение".
"Простое и сложное предложение".
(схемы) для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.
Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.
Оборудование: презентация, листы для выполнения заданий, детали схемы.
1. Организационный момент. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята. Ваши умные глаза, улыбки помогут нам на нашем уроке.
Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Слайд 1)
На экране появляется
Веселый
Интересный урок
Простой
Какой частью речи являются данные слова? Докажите.
Подберите к данным именам прилагательным слова с противоположным значением. Как называются такие слова?
Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?
2. Создание эмоционального настроя. (музыка) (Слайд 2)
Продолжите загадку. (На экране бегущая строка). (Слайд 3)
Листья на деревьях пожелтели. В край далёкий птицы улетели. Небо хмурится, дождик льётся. Это время.........зовётся.
Наш урок сегодня посвятим этому удивительному времени года.
3. Повторение изученного о предложении
Введение в тему урока.
- Найдите в загадке прилагательные. Докажите.
Сколько предложений в загадке? Как определили? Вспомните, что мы называем предложением.
Давайте вспомним виды предложений. (Слайд 4)
Подул ветерок-проказник и внес путаницу. Наведите порядок, помогите поставить все на свои места. Обобщите и расскажите.
Предположите, какая тема урока?
Прочитайте 1 предложение и дайте характеристику.
Найдите грамматическую основу, подчеркните её в стихотворении.
Назовите. (Слайд 5)
Предложение с 1 грамматической основой называется ПРОСТЫМ.
Предположите, какой будет тема урока.
Прочитайте запись из задания № 1.
Березки надели яркие сарафанчики рябинки нарядились в разноцветные платья
Какое задание мы можем выполнить?
Определите сколько предложений. Докажите. Расставьте границы предложений. (Слайд 6)
Найдите и подчеркните грамматические основы в предложениях. 2 ученика составляют схемы предложений.
Проверьте. (Слайд 7)
Найдите знакомые орфограммы, назовите их, подчеркните.
4. Физминутка для глаз. (Слайд 8)
В конце физминутки закройте глазки. Откройте. /В это время меняется слайд. (Слайд 9)
Получается сложное предложение./
Продолжим работу. Сравните написанное на доске и на листочке. Кто заметил, что изменилось в нашей записи?
Изменился ли смысл данной записи?
Сколько предложений у меня на экране?
Как мы получили такое предложение. Как в математике называется такое действие? (Сложение)
Как бы вы назвали такое предложение?
Это предложение называется СЛОЖНЫМ
Запишите это сложное предложение. Найдите грамматическую основу. Сколько получилось грамматических основ?
Как мы разделили на письме 2 грамматические основы? (запятой)
Запятая – это граница между двумя простыми предложениями.
Дополните наши схемы.
5. Изучение нового.
Уточните нашу тему. На доске “ Простые и сложные предложения”.
Сформулируйте учебную задачу (чему мы будем учиться на уроке?)
Составление памятки
По каким признакам мы будем отличать простое предложение от сложного? Составим схему-помощницу “как отличить простое предложение от сложного” 2 ученика работают у доски.
Достаньте из конверта карточки с темой урока
Найдите главный отличительный признак простого предложения от сложного.
Найдите недостающие детали в схеме. Проверьте.
Подготовьте рассказ по схеме.
Так какой главный отличительный признак простого предложения от сложного?
Используя схему, применим ваши знания на практике.
Найдите сложное предложение.
Быстро пролетели последние дни лета.
Посыпалисьна землю пёстрые листья, под ними спрятались грибки.
Заблестели в воздухе лёгкие паутинки.
Прочитайте. Докажите. Обратите внимание на орфограммы.
Запишите. Назовите грамматическую основу.
6. Физминутка. Немного отдохнём. Встаньте, пожалуйста.
Сегодня в начале урока мы говорили о прилагательных. Вставьте пропущенные прилагательные в текст, расставьте знаки препинания.
Скоро налетят ................ветры пойдут................дожди деревья скинут свой...................наряд.
Слова для справок: злые, холодные, прекрасный
Назовите. У кого какие варианты?
Запишите свой вариант.
У кого получилось сложное предложение? Прочитайте. Докажите.
А у меня получилось вот так.
Скоро налетят злые ветры. Пойдут холодные дожди, деревья скинут свой прекрасный наряд.
Обобщение знаний по теме урока.
Прочитайте все предложения, начиная с самого первого. Что у нас получилось? (текст)
Докажите. Какой тип текста? Мы собрали текст из предложений. А схему-помощницу собрали из признаков предложений. Переверните схему. Что у нас получилось? (Картинка)
Соответствует ли текст картинке?
7. Творческая работа.
Предлагаю выполнить творческое задание. Продолжите текст о том как звери и птицы готовятся к зиме, используя разные виды предложений. Кто хочет, зачитайте.
8. Рефлексия
Сбылись ли ваши ожидания?
Выразите свое отношение к уроку.
Продолжите предложение, написанное на осеннем листочке.