Просмотр содержимого документа
«М. Пришвин Родина»
Урок литературного чтения в 3 классе
ТЕМА:М.Пришвин. Моя Родина.
ЦЕЛЬ: учить осмысленному грамотному чтению; познакомить с творчеством М.М. Пришвина, ознакомить с рассказом М. Пришвина « Моя Родина»;
развивать речь учащихся, технику чтения; развивать навык осознанного и правильного чтения, совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в тексте предложения, подтверждающие устные высказывания.
воспитывать способность замечать красоту природы, прививать потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес к творчеству писателя, как создателю художественного произведения. Воспитывать любовь к родному дому, краю, Родине, воспитывать бережное отношение к природе, доброту.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет М.Пришвина, выставка книг М.Пришвина, рисунки детей на тему «Что для меня значит Родина», телевизор, презентация PowerPoint.
ХОД УРОКА
Организационный момент (слайд 1)
- Долгожданный дан звонок. Начинается урок. К нам сегодня пришли гости, давайте поприветствуем их. (Дети поворачиваются к гостям, здороваются, садятся на места.)
- Нам сегодня предстоит узнать много нового, познакомиться с новым писателем. Ответить на множество вопросов.
- Но в начале урока проведем традиционную дыхательную гимнастику для того, чтобы мы красиво и правильно умели говорить.
- Встали ровно, ноги на ширине плеч, спина прямая. 1 упражнение: 3 глубоких вдоха носом, выдох через рот. 2 упражнение: 2 коротких вдоха, один длинный, 2 коротких выдоха, 1 длинный. 3 упражнение: «надуваем шарик».4 упражнение: скрещенные ладони на диафрагму,1 длинный вдох через нос, 3 коротких выдоха ртом.
- Молодцы. Проведем речевую разминку. На экране вы видите скороговорку. Прочитайте про себя. А теперь – медленно хором громким шепотом, громче (по рядам с нарастанием громкости, по 1 человеку четко - громко). (слайд 2)
- Молодцы. Речевой аппарат хорошенько размяли, для того чтобы быстро и четко читать, а также проверить д.з. Напомните, какое было д.з.
- А девизом сегодняшнего урока будет: прочитайте на экране. (слайд 4)
«Подружись с книгами и ты всегда найдешь ответ на любой вопрос».
2. Актуализация знаний
– Мы с вами прочитали уже немало книг, познакомились с творчеством многих писателей. Давайте вспомним некоторых из них.(слайд 5) – Кто это? Назовите фамилии писателей. (Николай Иванович Сладков, «Скворец-молодец), Виталий Бианки, «Мышонок Пик», «Приключения муравьишки», Евгений Чарушин «Детки в клетке», «Про Томку») – Что объединяет этих писателей? (Писали о природе и животных) – Вспомним произведения этих писателей.
3. Изучение новой темы
– Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством русских писателей.
– Как фамилия писателя, с которым познакомимся сегодня на уроке, вы узнаете, разгадав небольшой кроссворд. (слайд 6)
1. Известный дедушка – баснописец. 2. Написал рассказы про «Мышонка Пика». 3. Автор сказок о «Золотой рыбке», «О царе Салтане…» и др. 4. Имя автора рассказа «Лев и Собачка». 5. Автор, писавший о животных и сам иллюстрировавший свои книги. 6. Автор книг о приключениях Незнайки в Солнечном городе.
П
1.
К
Р
Ы
Л
О
В
2.
Б
И
А
Н
К
И
3.
П
У
Ш
К
И
Н
4.
Л
Е
В
5.
Ч
А
Р
У
Ш
И
Н
6.
Н
О
С
О
В
– С творчеством какого писателя нам предстоит познакомиться сегодня? (Михаил Михайлович Пришвин)(слайды 7 )Кто может посчитать, сколько лет прожил писатель? – Сделайте свои предположения, почему мы поставили этого писателя в один ряд с В. Бианки, Н. Сладковым, Е. Чарушиным? (Ответы детей) – Да, действительно, этот писатель тоже писал свои произведения о родной природе, о родном крае.
б) Краткий рассказ о писателе:
– Об этом авторе К. Паустовский сказал: «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю М.М. Пришвина. (СЛАЙД 8) Жизнь и творчество М.М. Пришвина – это увлекательное путешествие: иногда в соседний лес, а бывает и в дальние страны. Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места огромной страны, прекрасно знал её Север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки, озера. Он умел видеть необыкновенное, волшебное в самом простом. И про все это вы прочитаете в его книгах: «В краю непуганых птиц», «Кладовая солнца», «Женьшень» и других. (Показ книг. (слайд 9). Можно ознакомиться с выставкой книг, которую мы с детьми приготовили. – Сегодня мы познакомимся с одним из его произведений, которое открывает новый раздел в нашем учебнике. Прочитайте его название. («Люби живое»). – Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей)
- Расшифруйте слово на экране и вы узнаете о чем же будет идти речь в рассказе М.Пришвина (слайд 10-11)
(НДИОАР – РОДИНА).
-Как вы понимаете значение этого слова? Подберите синонимы (отчизна, отечество). Подберите однокоренные слова. (род, рождение, родители, родство, родимый, родной, родительский, безродный)
- Что вы можете рассказать о своей малой Родине? (4 – 5 человек)
- За что же мы любим свою Землю, Родину?
Давайте посмотрим видео про наш Алчевск. (слайд 12)
Прежде чем начать читать рассказ «Моя Родина», еще раз попробуем разобраться, что же такое родина для каждого человека, с помощь наших традиционных упражнений. Внимание на экран.
1 упражнение – «вверх ногами». Что такое Родина? (слайд 13)
2 упражнение – «зашумленный текст». Куда же будет тянуть каждого человека? (слайд 14)
3 упражнение – «наведи порядок». Какие слова получились? Для чего нужна человеку Родина? (слайд 15)
4 упражнение – «решетка». С чего для вас начинается Родина? (слайд 16)
5 упражнение - «падение». Где же мы носим с собой Родину повсюду? (слайд 17)
В тексте нам встретятся трудные для прочтения слова. Проведем словарную работу. (слайд 18)
- Словарная работа.
мало-помалу жи-вот-ный и рас-ти-тель-ный мир сок-ро-ви-ща-ми пок-ры-ва-лось не-о-бык-но-вен-но кла-до-вая
а также вспомним правильное произношение слов. (слайд 19)
Солнце
Что, чтобы
чего
Моего
своего
- Первичное знакомство с текстом (ЧТЕНИЕ ХОРОШО ЧИТАЮЩИМИ ДЕТЬМИ)! ВОПРОС ПО ПРОЧИТАННОМУ. ОЦЕНКА!
Назвать слово с непроизносимой согласной.
Что мальчик начал делать каждый день?
Какой секрет он открыл для себя?
Найти глаголы.
Чтобы ты сделал для охраны природы?
4. Физминутка (слайд 20)
ВИДЕО! ВКЛЮЧИТЬ ДРУГУЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ – ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
5.Чтение учащимися. Анализ произведения.
а) работа над текстом
Определите тему и главную мысль произведения.
Кто является главным героем в произведении?
Какую привычку воспитала у Пришвина его мать? Прочитайте.
Найдите и прочитайте, как по-особенному готовилось молоко, и каким был чай?
Почему автор думает, что начинать работу надо вместе с солнцем? (прибыло здоровье, радость в жизни и счастье)
В чем заключалась “охота” писателя? Прочитайте.
Как он вас называет? (молодые друзья)
С чем он сравнивает природу?
Что писатель называет “Кладовой солнца”? (природа, которая хранит сокровища жизни)
Какие “сокровища жизни” надо охранять? (рыб, леса, степи, горы, животных)
Что можете вы сделать, чтобы сберечь природу?
б) а теперь традиционно поработаем над беглостью чтения. Поиграем.
1 игра называется «бросок-засечка». Выровнялись, руки положили за спину. По слову «бросок» - начинаете читать, по слову – засечка, поднимаете голову вверх. Возобновляем с того места, где остановились.
2 игра “Буксир” заключается в одновременном чтении меня и вас вслух. Затем я замолкаю и продолжаю читать “про себя”, вы следуете моему примеру. Затем снова идет чтение вслух. И те дети, которые правильно “уловили” темп чтения, должны “встретиться” со мной на одном слове.
3 игра «быстро-медленно». При слове «быстро» читаете текст как скороговорку, при слове «медленно» - переходите на медленное выразительное чтение.
- Молодцы, вы очень активно читали, глазки устали, проведем гимнастику для глаз. Внимание на экран.
Физминутка
Гимнастика для глаз. презентация «цветик»
6. Закрепление изученного материала.
Вот и познакомились мы с вами с новым русским писателем. Проверим, кто же был внимательным на уроке. Подвиньте ваши рабочие тетради, запишите тему урока.
Я буду читать утверждения, а вы должны делать запись в тетради. Если утверждение правильное – ставите единицу, если утверждение не правильное – ставите 0.
а) Цифровой диктант( как способ усвоения). (ЗА ДОСКОЙ 1 УЧЕНИК, ПРОВЕРКА - ФРОНТАЛЬНО)
Пришвина зовут Михаил Алексеевич.
Он путешественник и писатель.
Угощал его чаем с молоком отец.
Пришвин просыпался поздно.
Он ходил на охоту после чая.
Он убивал птиц и животных.
Ответ: 010010
- Ребята, к чему призывает нас Михаил Пришвин? Что для вас значит Родина?
- вам понравился урок?
- что понравилось и запомнилось больше всего?
И закончить урок хотелось бы на поэтической ноте
1 ученик
Родина слово большое, большое! Пусть не бывает на свете чудес, Если сказать это слово с душою, Глубже морей оно, выше небес!
2 ученик
В нём умещается ровно полмира: Мама и папа, соседи, друзья. Город родимый, родная квартира, Бабушка, школа, котёнок......и я.
3 ученик
Зайчик солнечный в ладошке, Куст сирени за окошком. И на щёчке родинка – Это тоже Родина!
4 ученик:
Мы любим лес в любое время года Мы слышим речек медленную речь Всё это называется природа Давайте же всегда её беречь!
5 ученик:
В лугах ромашки солнечного цвета Такие, что светлей на свете жить Природой называется всё это, Давайте же с природою дружить!
6 ученик:
Летят, звеня, снежинки с небосвода Клубится на заре тумана дым. Всё это называется природа, Давайте же сердца ей отдадим!
7 ученик:
Прощальный вальс танцует с ветром лето, Дрожит в окне вечерняя заря Природой называется всё это, Давайте же любить её всегда.
Итог урока.
Домашнее задание: с. 58-59 читать, выучить последний абзац.
Скажем нашим гостям спасибо и до новых встреч!
Оценки
– Я тоже нашла такие пословицы. Давайте их прочитаем: (слайд 11)