Воспитывать приобщение к общечеловеческим ценностям
Оборудование: портрет автора В.Осеевой, выставка книг.
1.Орг.момент.
2. Целеполагание
- Мы читаем в классе, вы самостоятельно читаете дома разные книги. А как вы думаете, зачем писатели пишут книги? (чтобы интересное рассказать, чтобы научить своих читателей чему-то, заставить задуматься над собой, своим поведением).
Сегодня мы познакомимся с новым произведением В.Осеевой «Долг». Работать будем по карте «Устный урок-1», а это значит, на каждом этапе урока будем подсчитывать качество работы и фиксировать на матрице посадочных мест. В конце урока подведем итоги: если количество «4» и «5» составит не менее 63%, урок цели достиг. В классе 26 учеников, 63% составляет- 16 учеников. Желаю всем удачи на уроке!
- Как называется рассказ, прочитанный дома? («Дружба»)
- Кто автор рассказа «Дружба»? (Георгий Скребицкий)
- Что делали ребята зимним днём? (Смотрели в окно)
- Кто копался во дворе у забора? (Вороны и галки)
- Что это за птица: чёрная с синевой, а нос большой, белый? (Грач)
- Почему грач не смог улететь с другими птицами? (Он был болен, прихрамывал)
- Какую картину увидели ребята на утро? (Грач лежал под забором)
- Куда посадили ребята грача? (В ящик)
- Сколько недель ребята ухаживали за больным грачом? (Две недели)
- Что решили сделать ребята с грачом, когда он окреп? (Выпустить на волю)
- Что смекнул грач? (Что люди сделали ему добро)
- Какая еще ручная птица жила у ребят? (Сорока)
- Как звали сороку? (Сиротка)
- Где ночевала сорока? (На балконе)
- Что произошло между грачом и Сироткой? (Они подружились)
- Чем кормили ребята Сиротку и грача? (Моченым хлебом)
- Зачем птицы прилетали на балкон? (Кормиться)
- Откуда вернулись птицы по окончанию зимы? (С юга)
- Как сидели птицы по вечерам? (парочками)
- Возле чего сидели птицы парочками? (Около гнезд)
-Нашел ли себе пару грач среди других грачей? (Нет)
- За кем грач летал всюду? (За Сироткой)
- Можно ли назвать дружбу грача и сороки необычной? (Да, потому что
это разные виды птиц)
- В чем заключается главная идея данного произведения? (Дружба может
быть не только среди людей)
Спасательный круг:
- Кто главные герои произведения? (Грач и Сиротка)
- Какую пользу приносят птицы? (уничтожают вредителей)
* подсчитываем количество плюсов. Их должно быть не менее 15.
4.Память.
Учитель вводит учащихся в тему.
- Сегодня на уроке мы поговорим о творчестве замечательной писательницы Валентины Александровны Осеевой. (На доске портрет автора)
Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 году в Киеве в семье инженера – строителя. Окончив гимназию, она поступила в театральный институт на актерский факультет, однако окончить его не удалось. Её семья переехала в Подмосковье. Здесь мама Осеевой стала работать в детском доме, а позже и сама В.А. 17 лет отдала работе в детских домах. Воспитывая детей, она поняла, что не надо читать нотаций, а надо воспитывать силой примера и она стала сочинять маленькие рассказы и пересказывать их своим воспитанникам. Ребятам очень нравились рассказы Валентины Александровны, и именно они уговорили Осееву написать то, что она рассказывала и отнести в редакцию. Так в 1937 году был напечатан первый рассказ Осеевой “Гришка” - о мальчике-беспризорнике. А в 1940 году вышел первый сборник рассказов “Рыжий кот”.
В 1952 году получила Государственную премию за произведение “Васёк Трубачёв и его товарищи”.
Так, благодаря ребятам из детского дома, мы с вами можем читать эти замечательные рассказы. Обратите внимание на нашу выставку книг. Все эти интересные книги вы сможете найти в нашей школьной библиотеке.
Переходим к следующему этапу «Ключевые слова». На доске вывешиваются ключевые слова по данной теме:
Долг
Коллекция
Дружба
Марки
Нечестный
Товарищ
Честный
Ребята, вам понятны значения данных слов?
Предлагаю вам запомнить ключевые слова в течение 30 секунд, и затем вы должны будете в такой же последовательности записать их в течение 1 минуты. По окончанию работы в матрице ставится +, если правильно записаны 6-7 слов. Подсчет процента качества работы на данном этапе.
5.Перекрестный опрос.
Работа с текстом: ученики внимательно читают текст учебника стр. 87 в течение 4 минут (2 страницы). По окончанию чтения учитель задает каждому ученику вопрос по тексту:
- Как называется рассказ? (Долг)
- Кто автор произведения? (В. Осеева)
- Как звали главных героев рассказа? (Ваня и Петя)
- Кем они приходились друг другу? (Товарищи)
- Что принёс Ваня в класс? (Коллекцию марок)
- Как о коллекции отозвался Петя? (Хорошая коллекция)
- Почему Ваня отдал некоторые марки Пете? (Были одинаковые)
- Что пообещал сделать Петя, когда он купит себе марки? (Обещал вернуть)
- Кто купил Пете новую коллекцию? (Его отец)
- Почему Петя не вернул Ване обещанных марок? (Ему стало жаль своих марок)
- Как Ваня отреагировал на обещание Пети? (сказал, что марки ему не нужны)
- Во что предложил поиграть Ваня? (В перышки)
- Кому не повезло в игре? (Пете)
- Сколько перьев проиграл Петя? (10 перьев)
- Что произошло между друзьями после проигрыша Пети? (Он стал дружить
с другими ребятами)
- О чем мечтал Петя перед сном? (Накоплю еще марок и отдам долги)
- Чему удивлялся Ваня? (Что такое случилось с товарищем)
- Как Ваня понял, что Петя обижен на него? (Петя косо смотрел на Ваню)
- Что наговорил товарищу Петя ? (Грубостей)
- Огорчили ли Ваню слова товарища? (Да. Ему стало обидно)
- Для чего Петя выпросил денег у мамы? (Хотел купить перья)
- Что побежал отдавать Петя? (Долги)
- Про что думал Ваня, когда говорил «Нет. Пропало»? (Пропала дружба)
- Кого из товарищей можно назвать хорошим другом? (Ваню)
Спасательный круг (Детям, у которых два минуса)
- Как выглядел Ваня? (нос толстый, по лицу веснушки, глаза круглые)
- Для кого писала свои рассказы Осеева? (для детей)
- Как одним словом можно назвать Ваню? (товарищ)
По ходу перекрестного опроса учитель заполняет матрицу. По мере надобности учитель проводит дополнительный опрос: дает возможность исправить «-». Затем подсчитывается процент качества работы на данном этапе. Анализ и обсуждение вопросов.
6.Критический опрос - КО.
– Ребята, я читаю вам информацию, а вы должны ответить правдиво
данное утверждение или нет.
Учитель читает информацию, выслушивает ответы и заполняет матрицу.
- Главных героев произведения зовут Миша и Федя? (Нет. Ваня и Петя)
- Рассказ, который мы прочитали, назывался «Дружба»? (Нет. «Долг»)
- Автор рассказа В. Осеева? ( Да.)
- В. Осеева родилась в Астане? (Нет. В Киеве)
- Действие рассказа происходит с учениками? (Да. Ребята учатся в школе)
- Ваня в класс принес коллекцию? (Да)
- Это была коллекция календариков? (Нет. Марок)
- Коллекцию марок для Пети купил брат? (Нет. Отец)
- Ребята играли в перышки? (Да)
- В игре проиграл Петя? (Да)
- Петя проиграл 20 перьев? (Нет. 10)
- Петя не отдавал Ване марки, потому что у Вани их было много? (Нет.
Стало жалко)
- Ваня постоянно напоминал Пете о его долгах? (Нет. Ваня даже не вспоминал
о них)
- Петя мечтал отдать Ване марки и 15 перьев? (Да)
- Посмотреть исподлобья - это значит радостно? (Нет. Сердито)
- Обидело ли Ваню поведение Пети? (Да. Ване было обидно)
- Петю можно назвать хорошим другом? (Нет. Он плохо относился к своему другу)
- Ваня виноват в том, что Петя перестал с ним дружить? (Нет. Виноват Петя)
- Людей, которые дружат друг с другом называют друзья? (Да)
- Ваня говорил о марках, когда сказал фразу «Нет. Пропало»?( Нет. О дружбе)
- Петя честный человек? (Нет. Нечестный)
- Ваню можно назвать хорошим другом? (Да.)
- Подходит ли пословица «Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь»
к данному произведению? (Да)
- Главная идея данного рассказа - «Забота о ближних»? (Нет. Умение дружить)
Спасательный круг:
- В.Осеева в детстве мечтала стать учителем? (Нет артисткой)
- Ваня и Петя это братья? (Нет. Друзья)
- Ваня продал Пете марки? (Нет. Он подарил)
По мере надобности учитель проводит дополнительный опрос: дает возможность исправить «-». Затем подсчитывается процент качества работы на данном этапе. Анализ и обсуждение вопросов.
7.Тематический словарный запас по новой теме.- ТСЗ
В течение 5 минут ученики пишут предложения по новой изученной теме. По окончанию работы ребята посчитывают количество слов. Ученикам, записавшим не менее 37 слов, ставится «+». Ученики, у которых наибольшее количество слов, зачитывают свои предложения. Проводится анализ составленных предложений и их содержания. Затем подсчитывается процент качества работы на данном этапе.
8. Подведение итогов работы по матрице, оценивание.