Открытый урок по литературному чтению в 3 б классе
Тема: «Мы – друзья»
Цели:
1. Сформировать представление о дружбе и дружеских отношениях.
2. Содействовать расширению знаний детей о друге, о дружбе.
3. Развивать в детях критическое мышление, воспитывать желание быть лучше, добрее, дружелюбнее.
Ход урока
1. Организационный момент
Мы будем учиться.
Не будем лениться.
Мы будем читать, размышлять,
О многом из книг узнавать.
2. Актуализация знаний
Чтение притчи Леонардо да Винчи – учителем.
Высунув голову из гнезда, орленок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.
- Мама, что это за птицы? – спросил он.
- Наши друзья, ответила орлица сыну. – Орел живет в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц? Все кого ты видишь внизу, - наши верные друзья.
Удовлетворенный маминым разъяснением орленок продолжал с интересом наблюдать за полетом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:
- Ай-Ай, они украли у нас еду!
-Успокойся сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орел ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.
Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почет и уважение добывается не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.
Сегодня мы поговорим о том, что бывает крепкой, долгой, верной. Она бывает между мальчиком и девочкой, детьми и родителями, учениками и учителями. А еще она бывает настоящей.
Вопросы:
• Догадались, что это? (Дружба)
• Что вы понимаете под словом «Дружба»?
(Быть дружелюбным, умение дружить, отношения между людьми должны быть дружественными.
• Какой может быть дружба?
(Верной, крепкой на всю жизнь, самоотверженной – т.е., когда надо, можно и жизнь отдать за друга. Например: спасение утопающего, спасение друга во время пожара.)
А значит мы в классе не только одноклассники, но мы друг другу - друзья.
3. Работа по теме урока
Откройте учебник на стр. 114
Прочитайте название нового раздела, который мы начнем сегодня изучать.
«МЫ – ДРУЗЬЯ»
Прочитайте, какие понятия мы должны узнать и понять?
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ – искренне желать добра, другу, товарищу, собеседнику.
ТЕРПЕНИЕ – качество человека, умение сдерживать свое эмоциональное поведение и быть терпимым по отношению к другому человеку.
УВАЖЕНИЕ – качество человека, которое проявляется в умение уважать мнение человека и считаться с его решением в его поступке.
Прочитайте диалог Ани и Вани.
• О чем они говорят? (О качествах человека)
• Прочитайте, о чем говорит профессор Самоваров?
• Как вы понимаете выражение «У нас большая - пребольшая семья народов и хорошие соседи»
• О какой семье идет речь? (О стране, в которой все народы должны дружить между собой и со своими соседями по границе).
4. Чтение стихотворений
ДРУЗЬЯ
Как начну конфеты есть,
У меня друзей не счесть.
А закончились конфеты, и друзей в помине нету.
За конфету каждый друг,
Так и рвет ее из рук.
Ну зачем мне дружба эта?
Я и сам люблю конфеты.
Е. Стеквашова
ТАКАЯ ДРУЖБА
Я свою соседку Олю
За косичку дернул в школе, -
Эта Оля мне опять
Не дала ответ списать.
Ручкой больно ткнул я в спину
Одноклассницу Марину.
Нужно с ней, вообще, построже,
Чтоб не строила мне рожи.
Я стиралкой кинул в Лену,
Ей же, как горох об стену,
А веселую Катюшку
Обозвал я хохотушкой.
В сумку ябеды Ларисы
Я с утра подкинул крысу.
Та устроит в сумке нору –
Вот потеха будет скоро!
На весь класс одну Иришку
Уважаю, как мальчишку.
С Ирой я давно дружу –
Ей лишь кнопку подложу…
В. Можная
Вопрос: Может ли быть такой дружба, как здесь рассказано?
ФИЗМИНУТКА
Давайте немножко отдохнем.
Встаньте дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди прижали.
С этим лучиком в груди.
Ты на мир ясней гляди.
5. Чтение рассказа для детей про дружбу В.А.Осеевой «Три товарища»
Вопрос:
? Одинаковой ли бывает дружба судя по примерам стихотворений и содержанию рассказа?
Нет, так как одна дружба корыстная (буду с тобой дружить если угостишь конфетой), а другая настоящая.
? Кто был настоящим другом Вите? (Володя)
? Чем это подтверждается?
В том, что он не рассуждал, где нужно завтрак хранить, а взял и поделился своим.
? Назовите качества которыми должен обладать настоящий друг?
- Честный
-Скромный
-Преданный
-Доброжелательный
-Помочь в трудную минуту
-Отзывчивый
-Порядочный
-Бесхитростный
6. Рефлексия
У вас на партах лежат колоски. Сейчас мы из них составим пшеничные букеты.
Когда пшеница созревает какого она цвета становится? (Желтая)
А когда она еще не созрела? (Зеленая)
Подумайте, вы уже научились дружить?
Наши колоски созрели для настоящей дружбы?
Если да, то подымите колоски желтые, если вы еще не созрели для настоящей дружбы, то зеленые.
А я составлю их в букет.
Ребята, а вы знаете, что такое рукопожатие?
(Это когда два человека пожимают друг другу руки.
РУКОПОЖАТИЕ – это знак дружбы.
У вас на столах лежат не простые ладошки: напишите на каждом пальчике пожелания друг другу и обменяйтесь рукопожатием в знак дружбы.
6. Итог:
Что нового вы узнали?
Чему научились?
Всем ли было интересно на уроке?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Открытый урок по литературному чтению в 3 б классе
Тема: «Мы – друзья»
Цели:
Сформировать представление о дружбе и дружеских отношениях.
Содействовать расширению знаний детей о друге, о дружбе.
Развивать в детях критическое мышление, воспитывать желание быть лучше, добрее, дружелюбнее.
Ход урока
Организационный момент
Мы будем учиться.
Не будем лениться.
Мы будем читать, размышлять,
О многом из книг узнавать.
Актуализация знаний
Чтение притчи Леонардо да Винчи – учителем.
Высунув голову из гнезда, орленок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.
- Мама, что это за птицы? – спросил он.
- Наши друзья, ответила орлица сыну. – Орел живет в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц? Все кого ты видишь внизу, - наши верные друзья.
Удовлетворенный маминым разъяснением орленок продолжал с интересом наблюдать за полетом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:
- Ай-Ай, они украли у нас еду!
-Успокойся сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орел ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.
Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почет и уважение добывается не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.
Сегодня мы поговорим о том, что бывает крепкой, долгой, верной. Она бывает между мальчиком и девочкой, детьми и родителями, учениками и учителями. А еще она бывает настоящей.
Вопросы:
Догадались, что это? (Дружба)
Что вы понимаете под словом «Дружба»?
(Быть дружелюбным, умение дружить, отношения между людьми должны быть дружественными.
Какой может быть дружба?
(Верной, крепкой на всю жизнь, самоотверженной – т.е., когда надо, можно и жизнь отдать за друга. Например: спасение утопающего, спасение друга во время пожара.)
А значит мы в классе не только одноклассники, но мы друг другу - друзья.
Работа по теме урока
Откройте учебник на стр. 114
Прочитайте название нового раздела, который мы начнем сегодня изучать.
«МЫ – ДРУЗЬЯ»
Прочитайте, какие понятия мы должны узнать и понять?