познакомить с произведением; обучать приемам работы над художественным произведением; умение исследовать характер, повадки героя; формировать навыки работы в группах;
Развивать речь, логическое мышление, творческие способности
Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение 4 класс »
Тема урока: Великая сила добра. (По рассказу Паустовского К.Г. «Кот-ворюга»)
Учитель начальных классов: Критинина Е.А.
Цели:
познакомить с произведением; обучать приемам работы над художественным произведением; умение исследовать характер, повадки героя; формировать навыки работы в группах;
Развивать речь, логическое мышление, творческие способности
Оборудование: мультимедиа проектор с экраном, текст
1. Организационный момент
Эпиграф к уроку. Живем мы со многими животными и совсем ничего и них не знаем… У каждого своя собственная душа, свои привычки, свой характер. Совсем как у людей. А.И. Куприн
Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Поприветствуйте и подарите каждому улыбку. Ведь улыбка не только украшает человека, но и дарит всем настроение радости. А такое настроение понадобится сегодня для работы.
Подарите каждому
По кусочку солнышка,
Пусть добром наполнятся
Души их до донышка.
И тогда увидите
Вы картины светлые,
Облака небесные,
Легкие, несмелые.
2. Беседа
Тема сегодняшнего урока «Великая сила добра» по произведению К.Г. Паустовского «Кот – ворюга»
Какие произведения К.Г. Паустовского читали?
- Любимой темой произведений К.Г. Паустовского стала тема родной природы. Писатель показывает красоту Центральной России. Красоту скромную, неяркую, но всегда притягивающую к себе внимание человека наблюдательного. Сегодня я уверена, что наблюдательными будут все е и поработаем над рассказом, который поможет нам вспомнить одно из правил поведения, отношения ко всему живому.
На Руси всегда считалось, какая деревенская изба без кошки? Это часть нашей природы, нашей жизни. Ну как не писать об этом звере?
3. Словарная работа
- В тексте нам встретятся слова. Давайте научимся их правильно произносить и понимать
Кукан - веревка, на которую надевают пойманную рыбу.
Тесовая (крыша) сделанная из тонких деревянных досок хвойных пород
Босяцкие (выходки) поступки невоспитанного человека
Плотица – небольшая рыба плотва
Отчаяние – состояние крайней безнадежности
4. Чтение произведения
- С каким жанром вы познакомились?
Найти в тексте переломный момент, т. е. что изменилось в жизни кота.
5. Работа по тексту произведения
Сядем рядком, поговорим ладком.
-С каким жанром вы познакомились?
Найти в тексте переломный момент, т. е. что изменилось в жизни кота.
- Отчаяние – состояние крайней безнадежности
- Почему именно так начинается рассказ?
(Интригующее начало, чтобы вызвать интерес у читателя) Прочитайте отрывок рассказа, который вы считаете завязкой?
- Почему ребята поклялись поймать кота?
- Как был пойман кот? Найдите в тексте.
- Как вы думаете, где в рассказе самый острый момент действия? (Ленька схватил кота за шиворот...Кот зажмурил глаза.)
- В чем неожиданность развязки? Расскажите о поступке кота на следующий день.
- Куда любили ходить ребята?
- Чем кормили кота. Найдите в тексте?
- Кто такой Горлач в рассказе?
- какую пользу приносить стал кот?
- Почему так изменился кот? Какая сила изменила его? Какой вывод можно сделать? Из этого?
6. Коммуникативная фаза
«Свободный микрофон»
- Писатель всегда делает какие-то выводы или открытия, хочет оставить в душах читателей, какой- либо след. Скажите, на сей раз удалось К.Г. Паустовскому оставить след в вашей душе? Почему?
Автор использовал прием «очеловечивания» (олицетворения). Где мы встречались с приемом олицетворения?
7. Физминутка
8. Исследовательские работы в группах
Учащиеся получают задания по исследованию текста , до слов в тексте переломного момента «…Кот ждал, зажмурив глаза….»
1 группа внешний вид
«Рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий…огненно рыжий… с белыми подпалинами»
2 группа действия, поступки
«Обворовывал, ловко прятался, воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, решился на отчаянный поступок, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, противно выл, отчаянно упирался, вцепился зубами в рыбешку, вцепился мертвой хваткой..»
- Я прошу каждую группу учащихся, дать оценку, какие чувства вызвало такое описание?
Учащиеся делают выводы.
1 группа Вывод. Кот задира, забияка, постоянно участвует в драках, блудит. У него нет дома. Вызывает чувство жалости.
2 группа. Он решительный, смел, самостоятельный. У него нет другого выхода. Если бы не знали, что это кот, то можно сказать это о мальчике т.е. человеке. (олицетворение)
3 группа. Наглый, не остановится ни перед чем. Мы осуждаем его за проделки, но он ищет себе выход.
- Назовите самое веское слово – характеристику, как автор назвал кота.
-Найдите смысловые различия слов «Ворюга», «воришка»
(Воришка до отчаяния довести не может, это явный «ворюга»
8 Итоги произведения. Завязка.
Произошли ли изменения в характере кота? С чем они связаны? (Кот совершил благородный поступок, тем самым произошло его перерождение в милиционера»
Итог урока
В данном случае разговор идет о доброте, о влиянии доброго поступка на перемены в характере кота. А как же быть с другими животными?
Ребята у каждого животного должен быть дом, а пословица о том, что, не только «доброе слово и кошке приятно», но и доброе действие по отношению к бродячим животным.
Представьте, что вы маленький котенок. Какую просьбу или жалобу к людям вы могли огласить. Подумайте?!
- Сейчас зима и в нашем поселке каждый день встречаются голодные собаки и коты, птицы, которые мерзнут от голода и холода. Протяните каждый руку помощи животным и великая сила добра обязательно запомнится.