Предмет: литературное чтение
Класс: 3
Тема: Евгений Серафимович Велтистов «Рэсси – неуловимый друг»
Цель: умение анализировать прочитанное произведение
Задачи:
-закрепить знания учащихся по произведению Е. С. Велтистова «Рэсси – неуловимый друг»;
-пополнить словарный запас учащихся, обучать правильному выразительному чтению, умению анализировать текст;
-развивать речь, память, мышление, прививать интерес к предмету.
Оборудование: учебник литературного чтения, карточки, стикеры, пословицы.
Ход урока.
1. Эмоциональный настрой учащихся.
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы тихонечко вздохнём.
Урок чтения начнем.
2. Сообщение темы и целей урока.
-Каждая группа получает пословицу с пропущенным словом (друг)
- Вам необходимо их прочитать, догадаться, какое слово я пропустила и объяснить смысл пословицы.
…… дороже денег. (1 группа)
……. в беде познается. (2 группа)
Нет……. ищи, а нашел береги. (3 группа)
Был бы …., будет и досуг.(4 группа)
- Какое слово пропущено?
Друг (каждая группа объясняет смысл своей пословицы.)
- А кто такой друг и каким он должен быть мы вспомним, составив кластер.
верный
смелый честный
Друг
заботливый
веселый
интересный
- У нас получилась характеристика настоящего друга.
3. Актуализация знаний учащихся.
- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?
- Можно ли героев повести Евгения Велтистова назвать настоящими друзьями?
- Работая сегодня с текстом повести, мы должны подтвердить или опровергнуть ваши утверждения.
- Прежде чем мы составим характеристику героев, выполним несколько заданий, чтобы вспомнить содержание текста.
1) Игра «Лови ошибку»
- Я читаю предложение, а вы должны определить, какое слово я прочитала не верно.
*Здравствуй, Антошка! (Сережка)- Электроник сжал руку друга с такой силой, что у того нос сморщился и покраснел.
- Найдите подтверждение в тексте.
*Это Тузик, (Ресси)- спокойно сказал друг.
- Найдите подтверждение в тексте.
*Ресси внимательно глядел то на электрика (Электроника), то на Сыроежкина и молчал.
- Найдите подтверждение в тексте.
*И сейчас, видя, как смеется его друг, Сыроежкин подумал, что они знакомы сто тысяч (тысячу) лет.
- Найдите подтверждение в тексте.
2) – Найдите в тексте все предложения в которых есть слово друг.
- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданиями.
- А сейчас мы поработаем с текстом по группам и узнаем о какой дружбе нам хотел рассказать Евгений Велтистов.
4. Работа с текстом.
- Каждая группа получает карточку для работы. Сначала 1 минуту вы читаете задание самостоятельно, затем обсуждаете и выполняете его все вместе и только потом заполняете карточку.
- Но прежде, вспомним правила работы в группе.
Задания для групп:
1 группа.
Найди и допиши предложения. (Игра «Голова – туловище – хвост»)
1. –Здравствуй, Сережка!-______________________________________________ ____________________________________________________,что у того нос сморщился и покраснел.
2.Разглядывая Электроника, Сергей сразу не заметил _________________________________ взъерошеного пса.
3.И сейчас, видя, как смеется его друг, ______________________________________________ ____________________________________________________________________________тысячу лет.
2 группа.
Опишите внешний вид героев, дайте характеристику героям, объясни поступки.
- Предлагаю выполнить задание по инструкции.
1. Выберите фразы из текста, которые описывают шерсть Рэсси. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
2.Выбери и подчеркни из предложенных слов те, которые встречаются в тексте для описания характера Рэсси.
* хитрый,
* ленивый,
* злобный,
* кроткий,
* спокойный,
* дружелюбный.
3.Соберите предложение.
Сыроежкину, в, глаза, пёс, лапу, тявкнул, и, кротко, заглянул, неожиданно, протянул.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
3 группа.
Тонкие вопросы Толстые вопросы
Кто? Что? Когда? Где? Как? Объясните, почему? Что будет, если? В чем различие?
Составьте вопросы к тесту.
Низкого порядка: (тонкие вопросы)
1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
2._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Высокого порядка: (толстые вопросы)
1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
2.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4 группа.
Составьте «Синквейн».
1. Одно имя существительное.
2. Два прилагательных.
3. Три глагола.
4. Предложение из четырех слов с первым существительным.
5. Подберите синоним к первому существительному.
- Давайте проверим, как вы справились с заданием.
1 группа читает задание, называет страницу, где они нашли ответ и зачитывает его.
2 группа читает задания и ответ.
3 группа читает задания, задает вопросы.
4 группа читает задание и ответ.
- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданиями.
- Так о какой дружбе нам рассказал автор?
5. Итог урока.
- А как собака стала другом человека нам расскажут ребята. (Андрей, Ксения, Акжанель)
ГДЕ РАБОТАЮТ СОБАКИ
Это случилось во мраке веков:
Предки собаки ушли от волков.
А волки вдогонку сверкнули клыками,
Они не пошли и остались волками.
Вот первую дали собаке работу:
Жильё охранять и ходить на охоту.
Собака о дне не скулила вчерашнем
И стала хорошим животным домашним.
Повсюду собак берегли и ценили,
А в Древнем Египте боготворили.
Стадо овечье собаке послушно,
Собака справлялась с работой пастушьей.
Слоны боевые известны отвагой,
Однако была боевой в старину и собака.
В разное время у разных народов
Собаки ценились различной породы.
Гнаться так резво умели немногие,
Как русские гончие – псы быстроногие.
У нас уважают собаку недаром:
Собака на фронте была санитаром,
Связистом, сапёром. Порою собаки
На танки фашистов бросались в атаки.
Да, но получалось и так,
Что «тигры», «пантеры» боялись собак.
Вперёд! Сомнений больше нет!
Настроен пёс решительно.
Сперва взяла собака след
И следом – нарушителя.
В горах беда случится с вами –
Спасение не за горами.
Спешит в пургу, в метель, в мороз
На помощь людям добрый пёс.
А вот ныряльщик – пёс.
В воде он проявляет выучку.
И если человек в воде
Всегда спешит на выручку.
6. Рефлексия. «Волшебное дерево»
- И закончить наш урок предлагаю маленьким волшебством.
- Перед вами дерево, на котором нет ни листьев, ни цветов, ни плодов.
-Перед вами стикеры в форме листочка, цветочка и яблочка с помощью которых мы «оживим» наше дерево.
* Если у вас работа на уроке не получилась и вам нужна помощь- вы выбираете листочек.
* Если вам было трудно, но вы поняли – вы выбираете цветочек.
* Если у вас все получилось – вы выбираете яблочко.
7. Оценивание.