Музыкальная гостиная «Песня, сгоревшая на ветру» (120 лет со дня рождения С.А. Есенина)
Музыкальная гостиная «Песня, сгоревшая на ветру» (120 лет со дня рождения С.А. Есенина)
Библиотекарь Детского отдела МКУК ЦБ городского поселения г. Поворино Черкасова Е.А. организовала и провела с учащимися 10 класса МБОУ «СОШ №2» музыкальную гостиную «Песня, сгоревшая на ветру», посвящённую жизни и творчеству С.А. Есенин. На мероприятии присутствовало 20 человек.
Цель: Познакомить учащихся с биографией поэта, показать его сложную, противоречивую натуру.
Задачи:
1. Развивать познавательные интересы к творчеству С.А. Есенина и к литературе в целом, умение работать с источником;
2. наблюдать, выделять главное в тексте литературно-художественного и критического характера, навыки анализа лирического произведения;
3. воспитывать любовь к поэзии, высокие нравственные и эстетические ценности.
В ходе мероприятия учащиеся вспомнили биографию поэта, его трагическую судьбу от деревенского мальчика-херувима до самого известного дебошира России.
Библиотекарь рассказала ребятам о детстве Есенина и его родственниках, о его творческом пути, о любимых женщинах и жёнах поэта и, конечно же, о загадочной гибели, тайна которой до сих пор будоражит умы, как литераторов, так и простых читателей.
Затем школьники слушали стихи поэта в исполнении актёра Сергея Безрукова, например, «Песнь о собаке», «Мы теперь уходим понемногу», «Гой ты, Русь, моя родная».
Также ребятам представилась возможность прослушать песни и романсы на стихи Есенина в исполнении разных певцов (Стас Михайлов «Гори, звезда моя, не падай», Александр Малинин «Письмо матери», «Мне осталась одна забава», Александр Новиков «Пускай ты выпита другим» и другие).
Во время мероприятия сами учащиеся выразительно читали стихи Сергея Есенина («Берёза», «Нивы сжаты, рощи голы.», «Гляну в поле, гляну в небо.», «Тебе одной плету венок», «Ещё не высох дождь вчерашний», «Шаганэ ты моя, Шаганэ.», «Не жалею, не зову, не плачу»). За выразительное чтение стихотворений ребята в конце урока получили благодарственные письма.
А завершилась музыкальная гостиная прослушиванием стихотворения «До свиданья, друг мой, до свиданья…» - это последнее произведение Сергея Есенина, которое он написал за день до своей гибели кровью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Музыкальная гостиная «Песня, сгоревшая на ветру» (120 лет со дня рождения С.А. Есенина)»
Музыкальная гостиная
«Песня, сгоревшая на ветру»
(120 лет со дня рождения С.А. Есенина)
(10 класс)
Подготовила:
библиотекарь читального зала
Детского отдела МКУК ЦБ
Черкасова Е. А.
Цель:
1. Познакомить учащихся с биографией поэта, показать его сложную, противоречивую натуру.
2. Развивать познавательные интересы к творчеству С.А. Есенина и к литературе в целом, умение работать с источником; наблюдать, выделять главное в тексте литературно-художественного и критического характера, навыки анализа лирического произведения.
3. Воспитывать любовь к поэзии, высокие нравственные и эстетические ценности
Оборудование: тексты стихотворений, аудиозаписи стихотворений Есенина, романсов на стихи поэта, презентация фотографий и репродукций картин.
Вступительное слово библиотекаря:
Я прочту вам два свидетельства о первых шагах поэта в столице.
3инаида Николаевна Гиппиус.
Перед нами худощавый девятнадцатилетний парень, желтоволосый и скромный, с веселыми глазами. Он приехал из Рязанской губернии в «Питер» недели две тому назад, прямо с вокзала отправился к Блоку, — думал к Сергею Городецкому, да потерял адрес. В Питере ему все были незнакомы, разве что раньше «стишки посылал». Теперь сам их привез, сколько было, и принялся раздавать «просящим», а просящих оказалось порядочно, потому что наши утонченно-утомленные литераторы знают, где раки зимуют, поняли, что новый рязанский поэт — действительно поэт, а у многих есть даже особенное влечение к стилю подлинной «земляной» поэзии… (Из статьи. «Земля и камень», первой рецензии на стихи …, апрель 1915 г.)
Сергей Митрофанович Городецкий.
Стихи он принес завязанными в деревенский платок. С первых же строк мне было ясно, какая радость пришла в русскую поэзию. Начался какой-то праздник песни. Мы целовались, и … опять читал стихи. Но не меньше, чем прочесть свои стихи, он торопился спеть рязанские «прибаски, канавушки и страдания»…
- Догадались, о ком пойдет речь?
- Конечно же, о Сергее Есенине.
- Сегодня предметом нашего разговора будет жизнь, судьба, творчество лирического поэта С.А. Есенина.
Он прошел путь от деревенского мальчика-херувима до самого известного дебошира России. На выступлениях голубоглазого пастушка, читавшего что-то о простых радостях сельской жизни, девушки хором визжали: «Душка Есенин!» Того, раннего Есенина Маяковский называл «декоративным мужиком», слишком слащавым, неискренним, а его стихи — «ожившим лампадным маслом». Но «лапти да петушки-гребешки» недолго занимали поэта. Да и ангельского в нем осталось немного. Его поведение неизменно находили вызывающим, эпатажным, шокирующим. Его стихи — особая страница русской поэзии. Есенина невозможно загнать в тесные рамки литературных направлений начала ХХ века, он — сам по себе, бунтующий, страстный, с огромной русской душой нараспашку. Наверное, поэтому поэзия Сергея Есенина никого не оставляет равнодушным: ее либо обожают, либо отказываются принимать и понимать. К сожалению, жизненный путь Сергея Есенина был коротким. 3 октября исполнилось 120 лет со дня рождения великого русского поэта. Но этот великий человек за отведенное ему время успел сделать действительно многое. Его стихи по праву считаются символом эпохи, а темы, которые он раскрывал, остаются актуальными и по сей день. Хотя жанр Есенина принято называть новокрестьянской поэзией, ничего общего с деревенскими байками и этническими мотивами он не имеет. Проникновение в мастерскую любого поэта лучше всего начинать с воспоминания о его жизненном пути. Именно поэтому сегодня мы будем говорить с вами о жизни великого русского поэта Сергея Есенина, о том, какие люди окружали его, как это выразилось в его творчестве, как эти люди повлияли на становление его поэтического творчества. Благодаря Сергею Есенину в русскую литературу вошло понятие малой родины, не огромной страны с необъятными просторами, а родной рязанской стороны, родного села Константинова, родной избы и всех тех, кто окружал поэта долгие годы, кто вложил в его душу любовь ко всему живому, к Родине.
Лирика С. А. Есенина, посвящённая родным, искренняя, в ней чувствуется биение беспокойного, нежного, любящего сердца внука, сына, брата. Недаром его поэзия была и остается понятой и близкой многим русским людям. Она всегда звучит современно, в ней чувствуется человеческое добро и тепло.
2. Трагическая судьба
Детство и семья
Русский поэт Сергей Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. Его отец был простым крестьянином, в молодости он пел в церковном хоре, а после переезда в Москву работал приказчиком в мясной лавке. Есенину было всего 2 года, когда мать покинула отца и уехала в Рязань на заработки, воспитанием ребенка тогда занимались дедушка и бабушка по материнской линии. Детство С. А. Есенина прошло среди крестьян, он видел своеобразную поэзию деревенской жизни, неповторимую красоту людей труда. Поэт вырос среди раздолья среднерусской природы, и именно там он научился «любить на этом свете все, что душу облекает в плоть». Большое влияние на творчество С. А. Есенина оказала мать поэта, Татьяна Фёдоровна, которая была наделена от природы недюжинным умом, красотой, чудесным песенным даром. Она обладала редким мастерством исполнения русских народных песен. В конце своей трагически оборвавшейся жизни С. А. Есенин пишет стихотворение «Письмо матери». Здесь с поразительной силой переданы сыновние чувства.
(Звучит аудиозапись песни на стихотворение Есенина композитора В. Липатова «Письмо матери» в исполнении Александра Малинина).
Переезд в Москву и начало творческого пути
Сразу после окончания церковно-учительской школы Сергей Есенин переехал в Москву, где тогда жил его отец. Сначала он работал вместе с отцом в той же мясной лавке, а затем поступил на службу в типографию Сытина. Через год Есенин становится вольным слушателем на историко-философском отделении Московского городского народного университета имени Шанявского.Стихи Есенина были впервые опубликованы в детском журнале «Мирок» уже после переезда в Москву. В 1915 году в Петрограде он познакомился с известными русскими поэтами — Блоком и Городецким. В 1916 году вышел первый сборник стихов Есенина, который назывался «Радуница», это издание сделало поэта по-настоящему знаменитым. Радуницей называют день поминовения усопших, а также народные песни, что отражает настроение, которым была проникнуто лирика поэта в те годы.
3. Поэзия
Из писем Есенина 1911—1913 годов вырисовывается сложная жизнь начинающего поэта, его духовное созревание. Всё это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910—1913 годов, когда им было написано свыше 60 стихотворений и поэм. Здесь выражены его любовь ко всему живому, к жизни, к родине. На такой лад поэта особенно настраивает окружающая природа («Выткался на озере алый свет зари…», «Дымом половодье…», «Берёза», «Весенний вечер», «Ночь», «Восход солнца», «Поёт зима — аукает…», «Звёзды», «Темна ноченька, не спится…» и др.).
Чтение стихотворения «Берёза»
- Какое слово в стихотворении является ключевым? (Это слово – «белая береза». Оно вызывает множество образов: белый наряд невесты, белокаменная церковь, Белая Русь… белый цвет в древности отождествлялся с божественным, поэтому образ белой березы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты)
- С кем мы можем сравнить этот живой, одухотворенный образ березы? (Береза принакрылась, словно женщина, желающая и быть красивой и в то же время стремящаяся сберечь то, что таится внутри, то очарование, что излучает она.)
Учащиеся читают стихи о природе
Мировосприятие С.А. Есенина с самых ранних лет складывалось в тесном общении с природой. Природа в его стихах звенела голосами птиц, шепотом листьев, говором ручьев, шумом дождей. У Есенина много стихотворений о животных: “Песнь о собаке”, “Корова”, “Лисица”, “Собаке Качалова”, “Табун” и другие – все они пронизаны любовью, нежностью и драматизмом бытия живого в этом мире.).
Звучит стихотворение «Песнь о собаке» (исп. С. Есенина)
С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции. С января 1914 года стихи Есенина появляются в печати («Берёза», «Кузнец» и др.). «В декабре он бросает работу и отдаётся весь стихам, пишет целыми днями», — вспоминает Изряднова. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нём начинают занимать библейские образы и христианские мотивы. В 1913 году в письме Панфилову он пишет: «Гриша, в настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового». Позже поэт отмечал: «Рано посетили меня религиозные сомнения. В детстве у меня очень резкие переходы: то полоса молитвенная, то необычайного озорства, вплоть до богохульства. И потом и в творчестве моём были такие полосы».
В марте 1915 года Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который высоко оценил «свежие, чистые, голосистые», хотя и «многословные» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями. В письме к Николаю Клюеву Есенин сообщал: «Стихи у меня в Питере прошли успешно. Из 60 принято 51». В том же году Есенин вошёл в группу «крестьянских» поэтов «Краса».
Есенин становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны. М. Горький писал Р. Роллану: «Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе. Его стихи начали хвалить, чрезмерно и неискренне, как умеют хвалить лицемеры и завистники».
В начале 1916 года выходит из печати первая книга Есенина «Радуница». В названии, содержании большей части стихотворений (1910—1915) и в их отборе видна зависимость Есенина от настроений и вкусов публики.
Творчество Есенина 1914—1917 годов предстаёт сложным и противоречивым («Микола», «Егорий», «Русь», «Марфа Посадница», «Ус», «Иисус-младенец», «Голубень» и др. стихотворения). В этих произведениях представлена его поэтическая концепция мира и человека. Основой Есенинского мироздания является изба со всеми её атрибутами.
Звучит стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная»
- Отразилась ли в этом стихотворении биография поэта, если да, то как? Какие строчки этого произведения мы могли бы взять эпиграфом ко всему его творчеству?
На стихи Есенина написано множество песен: В. Липатовым «Письмо матери» и «Клён ты мой опавший», Е. Поповым «Над окошком месяц», С. Сарычевым «Гуляка», В. Паком «Милая, мне скоро будет тридцать», Р. Бойко «Ты запой мне ту песню», А. Покровским «Песни, песни, о чём вы кричите?», А. Липининым «Ты меня не любишь, не жалеешь», И. Уманским «Звёзды», группой Монгол Шуудан «Москва», группой Кукрыниксы «Есенин» и др. Многие из этих песен воспринимаются как народные.
4. Личная жизнь
В 1913 году Сергей Есенин познакомился с Анной Романовной Изрядновой, которая работала корректором в типографии «Товарищества И. Д. Сытина», куда Есенин поступил на работу. В 1914 году они вступили в гражданский брак. 21 декабря 1914 года Анна Изряднова родила сына, названного Юрием (расстрелян по ложному обвинению в 1937 году).
В 1917 году познакомился и 30 июля того же года обвенчался в селе Кирики-Улита Вологодской губернии с Зинаидой Райх, русской актрисой, будущей женой режиссёра В. Э. Мейерхольда. От этого брака родились дочь Татьяна (1918—1992), журналистка и писательница, и сын Константин (1920—1986) — инженер-строитель, футбольный статистик и журналист. В конце 1919 (или в начале 1920) года Есенин покинул семью, а на руках беременной сыном (Константином) Зинаиды Райх осталась полуторагодовалая дочь Татьяна. 19 февраля 1921 года поэт подал заявление о разводе, в котором обязался материально обеспечивать их (официально развод оформлен в октябре 1921). Впоследствии Есенин неоднократно навещал своих детей, усыновлённых Мейерхольдом.
В 1920 году Есенин живёт у своего литературного секретаря Галины Бениславской. На протяжении всей жизни неоднократно с ней встречался, иногда жил у Бениславской дома, вплоть до женитьбы на С. А. Толстой осенью 1925 года.
Осенью 1921 года в мастерской Г. Б. Якулова Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан, на которой он женился 2 мая 1922 года. При этом Есенин не говорил по-английски, а Дункан едва изъяснялась по-русски. Сразу после свадьбы Есенин сопровождал Дункан в турах по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и США. Обычно, описывая этот союз, авторы отмечают его любовно-скандальную сторону, однако этих двух художников, несомненно, сближали и отношения творчества. Тем не менее, их брак был краток, и в августе 1923 года Есенин вернулся в Москву.
В 1923 году у Есенина завязалось знакомство с актрисой Августой Миклашевской, которой он посвятил семь проникновенных стихотворений из цикла «Любовь хулигана».
12 мая 1924 года у Есенина родился сын Александр после романа с поэтессой и переводчицей Надеждой Вольпин — впоследствии известный математик и деятель диссидентского движения, единственный ныне живущий ребёнок Есенина.
Шаганэ Нерсесовна Тальян (1900-1976 гг.)
В зимние месяцы 1924/25 гг., когда Есенин жил в Батуми, он познакомился там с молодой женщиной, тогда учительницей русского языка – Шаганэ (Шагандухт) Нерсесовной Тальян (в замужестве Тертерян), они несколько раз встречались, Есенин подарил ей свой сборник с дарственной надписью. Но с его отъездом из Батуми знакомство оборвалось, и в последующие месяцы он никаких усилий к его возобновлению не прилагал, хотя имя Шаганэ вновь возникло в стихах, написанных в марте, а потом в августе 1925 г.
«Как-то в декабре 1924 года я вышла из школы и направилась домой. На углу я заметила молодого человека выше среднего роста, стройного, русоволосого, в мягкой шляпе и в заграничном макинтоше поверх серого костюма. Бросилась в глаза его необычная внешность, и я подумала, что он приезжий из столицы»
... На следующий день, уходя из школы, я опять увидела его на том же углу. Было пасмурно, на море начинался шторм. Мы поздоровались, и Есенин предложил пройтись по бульвару, заявив, что не любит такой погоды и лучше почитает мне стихи. Он прочитал «Шаганэ ты моя, Шаганэ...» и тут же подарил мне два листка клетчатой тетрадочной бумаги, на которых стихотворение было записано. Под ним подпись: «С. Есенин».
«Когда Есенин встречал меня в обществе других мужчин, например, моих коллег-преподавателей, то подходил сам, знакомился с ними, но уходил обязательно со мной. Всегда приходил с цветами, иногда с розами, но чаще с фиалками. Цветы сам очень любил».
Чтение стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ...»
18 сентября 1925 года Есенин женился в третий (и последний) раз — на Софье Андреевне Толстой (1900—1957), внучке Л. Н. Толстого, в ту пору заведующей библиотекой Союза писателей. Этот брак также не принёс поэту счастья и вскоре распался. Неприкаянное одиночество стало одной из главных причин трагического конца Есенина. После смерти поэта Толстая посвятила свою жизнь сбору, сохранению, описанию и подготовке в печать произведений Есенина, оставила мемуары о нём.
5. Трагическая гибель
В одной из последних поэм — «Страна негодяев» — поэт очень резко пишет о лидерах современной ему России, что некоторыми могло восприниматься как обличение советской власти. Это привлекло повышенное внимание к нему со стороны правоохранительных органов, в том числе и работников милиции и ОГПУ. В газетах стали появляться резко критические статьи о нём, обвиняющие его в пьянстве, драках и прочих антисоциальных поступках, хотя поэт своим поведением (особенно во второй четверти 1920-х годов) иногда сам давал основание для подобного рода критики со стороны своих недоброжелателей. Уже к 1920-м годам Есенин зарекомендовал себя как опустившегося алкоголика, бродяжничал, сильно злоупотреблял алкоголем, неоднократно задерживался милицией за пьяные дебоши и драки. Правление Союза писателей СССР пыталось принять участие в излечение поэта, неоднократно принуждало его лечиться в психиатрических клиниках и курортах, но, по-видимому, это не дало результатов.
Историки до сих пор спорят о смерти Сергея Есенина. 28 декабря 1925 года в 10 часов 30 минут в пятом номере гостиницы «Интернационал» (бывшая «Англетер») «был обнаружен висевший на трубе центрального отопления мужчина. По предъявленным документам повесившимся оказался Есенин Сергей Александрович, писатель…» (из «Акта осмотра места происшествия»). Последнее его стихотворение — «До свиданья, друг мой, до свиданья…» — по свидетельству Вольфа Эрлиха, было передано ему накануне: Есенин жаловался, что в номере нет чернил, и он вынужден был писать своей кровью.
Согласно версии, которая является ныне общепринятой среди академических исследователей жизни Есенина, поэт в состоянии депрессии (через неделю после окончания лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством (повесился).
После гражданской панихиды в Союзе поэтов в Ленинграде тело Есенина было доставлено на поезде в Москву, где в Доме печати также было устроено прощание с участием родственников и друзей покойного. Похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.
6. Версия об убийстве
Так закончил свой жизненный путь 30-летний русский поэт. Самоубийство Есенина у его современников не вызвало никаких сомнений. Все, кто близко знал поэта, были исключительно единодушны – Сергей Александрович добровольно покинул бренный мир.
Ни сразу после гибели Есенина, ни в ближайшие несколько десятилетий после смерти поэта других версий его смерти, кроме самоубийства, не выдвигалось.
В 1970—1980-е годы возникли версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой самоубийства Есенина (как правило, в организации убийства обвиняются сотрудники ОГПУ). Вклад в разработку этой версии внёс следователь Московского уголовного розыска, полковник в отставке Эдуард Хлысталов. Версия убийства Есенина проникла в массовую культуру: в частности, в художественной форме представлена в телесериале «Есенин» (2005). В 1989 году под эгидой ИМЛИ имени Горького была создана Есенинская комиссия под председательством советского и российского есениноведа Ю. Л. Прокушева; по её просьбе был проведён ряд экспертиз, приведших к следующему выводу: «опубликованные ныне „версии“ об убийстве поэта с последующей инсценировкой повешения, несмотря на отдельные разночтения…, являются вульгарным, некомпетентным толкованием специальных сведений, порой фальсифицирующим результаты экспертизы» (из официального ответа профессора по кафедре судебной медицины, доктора медицинских наук Б. С. Свадковского на запрос председателя комиссии Ю. Л. Прокушева). Версии убийства Есенина считаются поздним вымыслом или «малоубедительными» и другими биографами поэта.
7. Подведение итогов:
Творчество Сергея Есенина - отражение его жизни, его убеждений, его чувств. Встречи с женщинами, их любовь к поэту и его любовь к ним нашли своё отражение в творчестве поэта. Любовная тема в его стихотворениях звучит по-разному: от поэтичности и нежности до озлобленности и цинизма.
Время Есенина – время больших потрясений в истории России. Душа поэта не вынесла этих поворотов. Он с болью в сердце принимал коренные перемены в экономике, ему было жаль избяную, патриархальную, уходящую Русь. Такое безрадостное настроение усугублялось еще и неустроенностью в личной жизни. Он ни о чем не сожалел, но очень часто в последние годы в стихах Есенина слышны печальные трагические мотивы и упоминания о той стране, где вечная тишь и благодать.
Звучит стихотворение “Мы теперь уходим понемногу…”
27 декабря 1925 года в Ленинграде в гостинице поздно вечером, далеко за полночь, произошло несчастье: не стало Сергея Александровича Есенина. За день до этого он написал стихотворение “До свидания, друг мой, до свиданья…”, в котором словно прощался со своими читателями. Послушайте его и, оставшись с собой наедине, подумайте об этом великом человеке и поэте.
Звучит стихотворение “До свиданья, друг мой, до свиданья…”