3. Целеполагание. | 1.Тема и цель урока. - Ответьте на вопросы и укажите первую букву каждого ответа 1. Назовите отчество Владимира Дурова. (Леонидович) 2. Назовите отчество Виктора Драгунского. (Юзефович) 3. Назовите фамилию писателя, который написал рассказ «Мышонок Пик». (Бианки) 4. Назовите имя Соколова – Микитова. (Иван Сергеевич) 5. Назовите фамилию писателя, который написал рассказ «Про обезьянку». (Житков) 5. Назовите отчество писателя Белова. (Иванович) 6. Назовите имя писателя Белова. (Василий) 7. Как называется рассказ Виктора Юзефовича Драгунского? («Он живой и светится») 8. Как называется рассказ Василия Ивановича Белова? (Ещё про мальку) - Прочитаем: «Люби живое». -Что означает выражение «Люби живое»? -Какая тема нашего урока? (Обобщение по разделу «Люби живое») - Какие цели поставим на урок? (Нам нужно обобщить и закрепить пройденный материал; сравнить произведения по данной теме, выявить общую идейную направленность всех изученных произведений). 2.Правила работы в группе 1. Будьте внимательны друг к другу. 2. Активно участвуйте в обсуждении вопросов. 3. Прислушивайтесь к мнению товарищей. 4. Не стесняйтесь высказывать своё мнение. 5. Контролируйте свои действия. 6. Выбрать ответственного в группе. | Отвечают на вопросы и называют первую букву. Составляют слова. Определяют тему урока. Высказывают своё мнение. Ставят цель урока. Повторяют правила работы в группе. Выбирают ответственного. | Познавательные: умение искать и выделять необходимую информацию; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: уметь определять и формулировать цель и задачи на уроке с помощью учителя. Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. |
4. Обобщение и систематизация знаний. 5.Физминутка. 6.Обобщение и систематизация знаний. | 1.Работа в группах. Задание 1. - Перед вами отрывки из прочитанных рассказов. Вы читаете вслух отрывок и называете произведение и автора: 1) «Одна одинешенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают по белому снегу. На следующий день – опять…» (Малька провинилась, Василий Иванович Белов) 2) «Ребята сыграли с ним злую шутку. Лучше бы они разом убили его, чем пускать одного, маленького и беззащитного, в такое опасное путешествие…» (Мышонок Пик, Виталий Валентинович Бианки) 3) «Я все слушал и думал: я ей и трех кусков не пожалею, маленькая такая, как игрушечный человек. Тут я вспомнил, что и хвоста у ней нет…» (Про обезьянку, Борис Степанович Житков) 4) «Я глянул, и сердце мое забилось от испуга – чуть было не наступил на гнездо…» (Капалуха, Виктор Петрович Астафьев) 5) «Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зеленый огонек…» (Он живой и светится, Виктор Юзефович Драгунский) 6) «Пришла поздняя осень, стало в лесу скучно и холодно. Стали собираться птицы к отлёту в тёплые страны. Кружат над болотом журавли, прощаются на всю зиму с милой зелёной родиной…» ( Листопадничек, Иван Сергеевич Соколов – Микитов) -Оцените работу 1 (2, 3 ) группы с помощью смайликов. -Оцените свою работу в группе .
Музыкальная «Лесная зарядка»
2. Работа в группах. Задание 2. 1 группа получает листок с характеристикой зайца. Они должны доказать, что зайчик обладал тем или иным качеством. мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края); непослушный (убежал из дома, ослушался маму); добрый (помогал нянчить бобрят); боязливый (в хатке у бобров было темно, сыро, можно было замёрзнуть, побоялся прыгать в холодную воду); смелый (научился плавать); любящий (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя в хатке у бобров). 2 группа Выберите пословицы, которые подходят к произведениям Белова о Мальке. Невелика мышка, да зубок остёр. Материнская ласка конца не знает. Терпенье и труд- всё перетрут. По платью встречают, по уму провожают. Всякой матери своё дитя мило. 6.На чужой земле и весна не красна. 7. Сердце матери лучше солнца греет. 3 группа Работа с деформированным текстом. Восстановить тест. 1. Как – то раз мальчик принёс домой обезьянку. Её отдал ему одноклассник. Обезьянка оказалась маленькой. “Мордочка сморщенная, старушечья, а глазки живые, блестящие.” Её звали Яшка. Яшка очень любил сладости: конфеты, сахар. 2. В первый же день он показал свой характер. На ночь его пришлось привязывать верёвкой к ножке стола, потому что он был неуправляемым. Уж столько попадало за эту обезьянку герою рассказа! Яшка был такой озорной. Один раз в тетради напроказил: наставил чернильных клякс. В другой раз испортил причёску даме, которая пришла в гости. 3.Яшка оказался грозой двора: его боялись и огромный рыжий пёс Каштан, и злющий кот, живший при конторе. Летом Яшка пропадал во дворе, дома стало спокойнее. 4. Но вот настала осень, и все в доме стали требовать отдать Яшку. Первое время без Яшки все очень скучали, хотя и не хотели в этом признаваться. -Оцените работу группы с помощью смайликов. -Оцените свою работу в группе . 3. Выборочное чтение. Задание 3 а) Звуки природы. Токование глухаря. -Кто из птиц издаёт такие звуки? -Как охотники называют глухарку? (Капалуха) -О какой находке рассказывает автор? - Где было расположено гнездо капалухи? Ответьте словами из текста? (посреди просеки, под упруго выдавшимся из-под земли корнем) - Что решили сделать мальчики с гнездом? - Какое правило они забыли? Давайте его вспомним? -Прочитайте, как вела себя капалуха, когда люди приблизились к гнезду? 4. Работа в паре. Задание 4. -Кто главный герой рассказа В. Драгунского «Он живой и светится…» - Прежде, чем мы начнём работать с диалогами, давайте сравним двух героев. Надежный, нежный, любил собирать марки, любил машины, добрый, любящий природу, верный, неравнодушный к механическим игрушкам, настырный. Дениска - добрый, любящий природу, чувствительный, верный, надежный, нежный Мишка - невежливый, любил собирать марки, любил машины, неравнодушный к механическим игрушкам, настырный. 5. Чтение по ролям. Задание 5. Стр. 103 - 104 -Оцените работу. | Каждая группа выполняет своё задание. Зачитывают отрывки из произведений, называют произведение и его автора. Учащиеся оценивают ответы другой группы. Оценивают каждый сам себя. Учащиеся выполняют упражнения. Учащиеся 1 группы доказывают, что зайчик обладал тем или иным качеством. Учащиеся 2 группы читают пословицы и выбирают только те , которые относятся к произведению. Учащиеся 3 группы восстанавливают деформированный текст. Учащиеся оценивают ответы другой группы. Оценивают каждый сам себя. Слушают звуки природы - токование глухаря. Ответы учащихся. Открывают учебник на стр. 99, находят ответ и зачитывают. Правило поведения в лесу. Учащиеся зачитывают отрывок из учебника на стр. 100. Учащиеся работают в паре. Составляют характеристику героев – Дениски и Мишки. Учащиеся читают отрывок из рассказа «Он живой и светится…» по ролям. 1 группа – автор 2 группа – Мишка 3 группа - Дениска Оценивают работу. | Познавательные: уметь анализировать с выделением существенных признаков и делать вывод; строят речевое высказывание; строят рассуждение Коммуникативное: развивать умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; сотрудничество в сборе необходимой информации; ориентируются на партнера во взаимодействии. Регулятивные: определить последовательность в своей работе; принимают и сохраняют уч. задачу. Личностные: развиваем умения выражать свои эмоции. Познавательные: уметь анализировать с выделением существенных признаков и делать вывод; строят речевое высказывание; строят рассуждение Коммуникативное: развивать умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; сотрудничество в сборе необходимой информации; ориентируются на партнера во взаимодействии. Регулятивные: определить последовательность в своей работе; принимают и сохраняют уч. задачу. Личностные: развиваем умения выражать свои эмоции. Познавательные: уметь анализировать с выделением существенных признаков и делать вывод; строят речевое высказывание; строят рассуждение Коммуникативное: развивать умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; сотрудничество в сборе необходимой информации; ориентируются на партнера во взаимодействии. Регулятивные: определить последовательность в своей работе; принимают и сохраняют уч. задачу |
7. Итог урока. | Скажите, чему вас научили писатели, их произведения? О чём заставили задуматься? -Назовите писателей, которые писали о природе. ( В. Белов, В. Бианки, И. Соколов-Микитов, В. Астафьев, Б. Житков, В. Драгунский) -Переверните карточки. Прочитайте. «Охранять природу – значит охранять Родину» -Кому принадлежат эти слова? (М. Пришвин) Берегите землю! Берегите! Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинках солнечные блики, На камнях играющего краба, Над пустыней тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем. Ласточку, мелькающую в жите. Берегите землю! Берегите! | | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей. |