kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литература «Тёма и Жучка» 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание  условий  для  ознакомления с рассказом Н.Г. Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литература «Тёма и Жучка» 3 класс»

Конспект урока по литературе

Тема: «Тёма и Жучка»3 класс

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: создание условий для ознакомления с рассказом Н.Г. Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка».

Задачи:

  • образовательная: уметь осмысливать заглавие произведения, прогнозировать по нему содержание текста; формулировать главную мысль текста; находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя, отношения рассказчика к герою; учить анализировать текст; совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью

  • развивающая: развивать умение работать в сотрудничестве с другими, используя преимущества диалогического общения, развивать творческие аналитические способности, развивать коммуникативную культуру, содействовать развитию умения общаться между собой: взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом;

  • воспитывающая: воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова, воспитывать чувство толерантности.

Планируемые результаты :

Личностные: Иметь представление об общих нравственных категориях, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках, регулировать поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.

Метапредметные:

Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации, строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей.

Регулятивные: Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Коммуникативные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач, сравнивать произведения и их героев, проводить аналогии

Предметные: Определять основную мысль прочитанного, составлять личное мнение о литературном произведении и выражать его на доступном уровне, соотносить поступки героев с нравственными нормами, читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, сжато пересказывать текст, находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного.

Методы обучения: словесный (беседа, работа с книгой), наглядные (демонстрация изображений объектов)

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, парная

Оборудование: учебник, икт



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Самоопределение к деятельности

(1 мин)

Приветствие.

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

Девиз: «Чтобы урок пошёл каждому впрок, активно включайся в работу дружок!»

Приветствуют учителя

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

(2 мин)

Речевая разминка: (Слайд 1)

Да-да-да - из трубы бежит вода. Ша-ша-ша - мама моет малыша. Ют-ют-ют - очень любим мы уют. Аш-аш-аш - у Ирины карандаш. Ща-ща-ща - мы несем домой леща.

У Сени и Сани в сенях сом с усами.


-Что же вы должны ЗНАТЬ и УМЕТЬ к концу урока?

ЗНАТЬ (познакомиться с творчеством и биографией автора; с содержанием рассказа)

УМЕТЬ (выразительно и осознанно читать, отвечать на поставленные вопросы)

Выполняют разминку

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

3. Постановка учебной задачи

(2 мин)

-Про какого человека можно сказать: у него «золотая душа»?

-В конце урока вы мне должны будете ответить:

-Можно ли Тёму назвать человеком с «золотой душой»?

-добрый, отзывчивый, милосердный, смелый, отважный

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: постановка вопроса.


4. Построение проекта выхода из затруднения

(20 мин)

-Ребята, а каким образом мы с вами можем узнать что-либо о знаменитом великом человеке?

-А как называется описание жизни человека, если жизнь по-гречески — БИО, а писать — ГРАФО? Давайте сформулируем определение литературного жанра биографии?

-Верно, молодцы!

-А как вы думаете с биографией какого писателя мы с вами сегодня ознакомимся?

Знакомство с творчеством Н.Гарина-Михайловского.

(Слайд 3)

Родился Николай Георгиевич в Петербурге, где служил его отец - боевой офицер.


Окончив гимназию, он поступал на юридический факультет университета, но не сдал один из экзаменов. Он перешел в институт путей сообщения, и специальность инженера-путейца стала его призванием на всю жизнь.


Писателем он стал только к 40 годам, писал часто в дороге, в вагоне, в каюте парохода или номере гостиницы.


Он создал автобиографичную повесть «Детство Тёмы», куда и вошёл рассказ «Тёма и Жучка».

-А как называется его произведение с которым мы сегодня познакомимся?

-Как вы думаете о чём этот текст?

А кто такой Тёма и кто такая Жучка?

Мозговой штурм.

— Что вы знаете о собаках?









— Мы еще раз сказали, что собаки делают для человека: спасают, охраняют, помогают и т. д. А сегодня мы узнаем, как поступает маленький мальчик, когда его собака оказывается в беде.

Предварительная словарно-лексическая работа: (Слайд 4)

Ирод – изверг, мучитель.

Ставни – створки для прикрытия окна.

Брезжить – чуть светиться.

Истома-чувство приятной расслабленности.

Каретник- сарай для карет.

Вожжи – ремни для управления лошадью.

Жердь – шест из длинного тонкого ствола дерева.

Трехсаженная глубина (сажень) - русская мера длины, равная 2,13м.

Смрад – вонь, отвратительный запах.

Чаять – ожидать, надеяться.

Читаем 1 главу по цепочке (Слайд 5)

- С какого вопроса начинаются все события?

-Как вы оцениваете поступок того неизвестного, кто бросил Жучку в колодец?

-Каким, словом называет няня этого человека?

-Ребята, кто главный герой повести?

-А что с ним произошло?

А что случилось с Жучкой?

-А кто такой ирод?

-А сейчас представьте, что вы оказались на месте Тёмы.

-А сейчас повернитесь друг к другу и расскажите о чувствах, которые вы испытали, когда представили, что вы являетесь Тёмой.

-Так, молодцы! А сейчас кто желает пересказать начало повести о лица Тёмы?



-Как мы можем назвать данную главу?


Читаем 2 главу(Слайд 6)

– Как вы думаете, беспорядок в столовой и в саду увиден глазами Тёмы или только глазами автора?

– Для чего в тексте присутствует описание этого беспорядка?









-Как вышел, Тема из дома? (прочитайте 1 абзац)

-Куда и с чем отправился Тема?

-А как мы эту главу назовем?


3 глава(Слайд 7)

-Найдите в этом отрывке те строчки, из которых ясно, что Тёма очень любит своего четвероногого друга.

-Почему Тёме в это утро трудно было перебраться через стену, отделявшую черный двор от сада? Отвечая на этот вопрос, старайтесь найти самую главную причину.





-Когда он позвал Жучку, что он услышал?

-Как на него подействовал «жалобный, протяжный стон» Жучки?

- С какими словами обращается к собаке мальчик? Найдите в тексте

Мы можем познакомится с ним.

Прочитать что-либо о нём.

Биография.

Биография — это жизнеописание какого-либо человека.

С биографией Николая Георгиевича Гарина-Михайловского.





















«Тёма и Жучка»

О Тёме и о Жучке.

Мальчик и собака.



верный друг, помощник человека, стерегут границу, помогают во время охоты, украшают жизнь, охраняют стада овец и коров, охраняет жилище






























Дети читают текст.

-«Няня, где Жучка?»




-Ирод

-Тёма.

-Случилась беда с его собакой Жучкой.

-Какой-то ирод бросил её в колодец

Ирод-это плохой человек.

Дети выполняют просьбу учителя.

Дети работают в парах.

Желающие пересказывают.

-Известие о Жучке




-Беспорядок увиден не только глазами автора, но и глазами Тёмы

-Насколько мутно и тревожно на душе у Тёмы, везде в окружающем его мире царит беспорядок, – всюду очень неуютно.

-План спасения Жучки






-Причина всего одна – Тёме нездоровится. Он очень впечатлительный мальчик, и судьба Жучки буквально потрясла его.

-Жалобный протяжный стон

-сердце Темы мучительно сжалось

-«Милая, Жучка! Милая, милая, я сейчас тебя вытащу!»


Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(10 мин)

Работа в малых группах

Подготовьте ответ на вопрос

Почему Тёма никого не попросил о помощи, когда отправился спасать Жучку?

-Подбери пословицу, подходящую по смыслу этому рассказу:

1).Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

2).Ученье - свет, неученье - тьма.

3).Собака – друг человека.

4). Друг познаётся в беде.



Познавательные: выполнение действий по алгоритму,

доказательство.

Регулятивные: контроль, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные : учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

6. Рефлексия деятельности

(4 мин)

-Как ты думаешь, почему Тёма никого не попросил о помощи, когда отправился спасать Жучку?

- Какого человека можно назвать смелым?

-Какой момент рассказа был для вас самым волнующим?

-Можно ли назвать Тёму трусом? Храбрым? Почему? Смелый – это тот, кто не боится или тот, кто может побороть свой страх?

-Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?

-Как вы оцениваете поступок Темы?

-Можно ли назвать Тёму человеком с «золотой душой»?

-Тёма решил все сделать сам, так как боялся не успеть спасти собаку Жучку из колодца.

-Это тот, кто не боится или тот, кто может побороть свой страх

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действия.

Коммуникативные: Выражение своих мыслей достаточно полно.

Информация о д/з (1 мин)

Пересказ одной из прочитанных глав






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Литература «Тёма и Жучка» 3 класс

Автор: Пономарева Анастасия Алексеевна

Дата: 07.11.2021

Номер свидетельства: 590668

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Н.Г.Гарин – Михайловский « Тёма и Жучка» "
    ["seo_title"] => string(39) "n-g-garin-mikhailovskii-tioma-i-zhuchka"
    ["file_id"] => string(6) "191940"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427385837"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Урок литературного чтения с презентацией 3 класс " Тема и Жучка"                         Н.Г.Гарин – Михайловский "
    ["seo_title"] => string(97) "urok-litieraturnogho-chtieniia-s-priezientatsiiei-3-klass-tiema-i-zhuchka-n-g-garin-mikhailovskii"
    ["file_id"] => string(6) "228530"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441367738"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Гарин-Михайловский "Тема и Жучка" "
    ["seo_title"] => string(35) "garin-mikhailovskii-tiema-i-zhuchka"
    ["file_id"] => string(6) "135989"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417014397"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Тест по чтению для учащихся 5 класса СКОУ VIII вида по рассказу Н. Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка» "
    ["seo_title"] => string(115) "tiest-po-chtieniiu-dlia-uchashchikhsia-5-klassa-skou-viii-vida-po-rasskazu-n-garina-mikhailovskogho-tioma-i-zhuchka"
    ["file_id"] => string(6) "203915"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1429556245"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Литературно-музыкальная композиция "Памяти Л.Н.Толстого", 10 класс"
    ["seo_title"] => string(69) "litieraturno_muzykal_naia_kompozitsiia_pamiati_l_n_tolstogho_10_klass"
    ["file_id"] => string(6) "398650"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489056566"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства