4. Построение проекта выхода из затруднения (20 мин) | -Ребята, а каким образом мы с вами можем узнать что-либо о знаменитом великом человеке? -А как называется описание жизни человека, если жизнь по-гречески — БИО, а писать — ГРАФО? Давайте сформулируем определение литературного жанра биографии? -Верно, молодцы! -А как вы думаете с биографией какого писателя мы с вами сегодня ознакомимся? Знакомство с творчеством Н.Гарина-Михайловского. (Слайд 3) Родился Николай Георгиевич в Петербурге, где служил его отец - боевой офицер. Окончив гимназию, он поступал на юридический факультет университета, но не сдал один из экзаменов. Он перешел в институт путей сообщения, и специальность инженера-путейца стала его призванием на всю жизнь. Писателем он стал только к 40 годам, писал часто в дороге, в вагоне, в каюте парохода или номере гостиницы. Он создал автобиографичную повесть «Детство Тёмы», куда и вошёл рассказ «Тёма и Жучка». -А как называется его произведение с которым мы сегодня познакомимся? -Как вы думаете о чём этот текст? А кто такой Тёма и кто такая Жучка? Мозговой штурм. — Что вы знаете о собаках? — Мы еще раз сказали, что собаки делают для человека: спасают, охраняют, помогают и т. д. А сегодня мы узнаем, как поступает маленький мальчик, когда его собака оказывается в беде. Предварительная словарно-лексическая работа: (Слайд 4) Ирод – изверг, мучитель. Ставни – створки для прикрытия окна. Брезжить – чуть светиться. Истома-чувство приятной расслабленности. Каретник- сарай для карет. Вожжи – ремни для управления лошадью. Жердь – шест из длинного тонкого ствола дерева. Трехсаженная глубина (сажень) - русская мера длины, равная 2,13м. Смрад – вонь, отвратительный запах. Чаять – ожидать, надеяться. Читаем 1 главу по цепочке (Слайд 5) - С какого вопроса начинаются все события? -Как вы оцениваете поступок того неизвестного, кто бросил Жучку в колодец? -Каким, словом называет няня этого человека? -Ребята, кто главный герой повести? -А что с ним произошло? А что случилось с Жучкой? -А кто такой ирод? -А сейчас представьте, что вы оказались на месте Тёмы. -А сейчас повернитесь друг к другу и расскажите о чувствах, которые вы испытали, когда представили, что вы являетесь Тёмой. -Так, молодцы! А сейчас кто желает пересказать начало повести о лица Тёмы? -Как мы можем назвать данную главу? Читаем 2 главу(Слайд 6) – Как вы думаете, беспорядок в столовой и в саду увиден глазами Тёмы или только глазами автора? – Для чего в тексте присутствует описание этого беспорядка? -Как вышел, Тема из дома? (прочитайте 1 абзац) -Куда и с чем отправился Тема? -А как мы эту главу назовем? 3 глава(Слайд 7) -Найдите в этом отрывке те строчки, из которых ясно, что Тёма очень любит своего четвероногого друга. -Почему Тёме в это утро трудно было перебраться через стену, отделявшую черный двор от сада? Отвечая на этот вопрос, старайтесь найти самую главную причину. -Когда он позвал Жучку, что он услышал? -Как на него подействовал «жалобный, протяжный стон» Жучки? - С какими словами обращается к собаке мальчик? Найдите в тексте | Мы можем познакомится с ним. Прочитать что-либо о нём. Биография. Биография — это жизнеописание какого-либо человека. С биографией Николая Георгиевича Гарина-Михайловского. «Тёма и Жучка» О Тёме и о Жучке. Мальчик и собака. верный друг, помощник человека, стерегут границу, помогают во время охоты, украшают жизнь, охраняют стада овец и коров, охраняет жилище Дети читают текст. -«Няня, где Жучка?» -Ирод -Тёма. -Случилась беда с его собакой Жучкой. -Какой-то ирод бросил её в колодец Ирод-это плохой человек. Дети выполняют просьбу учителя. Дети работают в парах. Желающие пересказывают. -Известие о Жучке -Беспорядок увиден не только глазами автора, но и глазами Тёмы -Насколько мутно и тревожно на душе у Тёмы, везде в окружающем его мире царит беспорядок, – всюду очень неуютно. -План спасения Жучки -Причина всего одна – Тёме нездоровится. Он очень впечатлительный мальчик, и судьба Жучки буквально потрясла его. -Жалобный протяжный стон -сердце Темы мучительно сжалось -«Милая, Жучка! Милая, милая, я сейчас тебя вытащу!» | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (10 мин) | Работа в малых группах Подготовьте ответ на вопрос Почему Тёма никого не попросил о помощи, когда отправился спасать Жучку? -Подбери пословицу, подходящую по смыслу этому рассказу: 1).Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 2).Ученье - свет, неученье - тьма. 3).Собака – друг человека. 4). Друг познаётся в беде. | | Познавательные: выполнение действий по алгоритму, доказательство. Регулятивные: контроль, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные : учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
6. Рефлексия деятельности (4 мин) | -Как ты думаешь, почему Тёма никого не попросил о помощи, когда отправился спасать Жучку? - Какого человека можно назвать смелым? -Какой момент рассказа был для вас самым волнующим? -Можно ли назвать Тёму трусом? Храбрым? Почему? Смелый – это тот, кто не боится или тот, кто может побороть свой страх? -Какое впечатление произвел на вас этот рассказ? -Как вы оцениваете поступок Темы? -Можно ли назвать Тёму человеком с «золотой душой»? | -Тёма решил все сделать сам, так как боялся не успеть спасти собаку Жучку из колодца. -Это тот, кто не боится или тот, кто может побороть свой страх | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действия. Коммуникативные: Выражение своих мыслей достаточно полно. |