kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лес и человек

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  « Лес и человек ».

Класс: 4

Цель: создать условия для ознакомления с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лес и человек»

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»






ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока окружающего мира,

проведенного 27.10.2016 г. во 4 «А» классе

МБОУ СОШ УИОП г.Зернограда

студенткой ГБПОУ РО «ЗернПК»

Кубинец Софьей Андреевной



Учитель: Т.А. Лавренцова

Методист: Л.И Кравченко

_____________________

(подпись)




Зерноград

2016



Тема урока: « Лес и человек ».

Класс: 4

Цель: создать условия для ознакомления с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека



Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

  1. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  2. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  2. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  3. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  2. Формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  3. Получат возможность научиться формулировать и обосновать правила поведения в лесу; работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.




Оснащение урока:


Материалы для учащихся: учебник, рабочая тетрадь А.А Плешаков; Окружающий мир, 1 часть, 4 класс,


Материалы для учителя: технологическая карта, учебник А.А Плешаков; Окружающий мир, 1 часть, 4 класс, презентация, раздаточный материал (рефлексия).

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Обеспечивает благоприятный настрой на урок.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Софья Андреевна и урок окружающего мира проведу у вас я.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.


Настраиваются на урок

Здороваются с учителем.

ЛУУД: Проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

2.Этап актуализации пробного действия;


На предыдущем уроке мы познакомились с темой «Леса России».

И нам две девочки подготовили небольшие сообщения.

- Ребята будьте внимательны, они потом вам зададут вопросы




Слушают своих одноклассников и отвечают на вопросы.





КУУД:

слушать и понимать речь других

3.Этап выявления места и причины затруднения


- Сегодня у нас не простой урок. Мы с вами  отправляемся в путешествие. А вот куда мы отправимся, вы должны разгадать! Закройте глаза, послушайте музыку и представьте картину по услышанному (учитель включает музыку со звуками леса, в это время открывает доску).

- Итак, какая картина возникла в голове при звуке музыки? Что вы представили? (спрашиваю 3-4 человек) Значит куда мы отправляемся в путешествие?

- Совершенно верно, ребята. Сегодня на уроке мы отправляемся путешествовать по лесу. Нас ждет много необычных тропинок, привалов и много интересного. А чтобы нам не заблудиться в лесу, к нам на помощь из леса пришел Лесовичек, который будет указывать путь и помогать справляться с трудными ситуациями.

- Лес это огромное богатство нашей планеты. Он таит в себе множество загадок и вопросов.

(Вопросы на слайде)

- Ребята, на какие вопросы нам необходимо ответить на уроке?


-Много испытаний нас ждет впереди?

- Отправляемся путешествовать по лесу?





Лесовичек предлагает нам разгадать кроссворд. Вопросы к кроссворду:

Разгадывание кроссворда.

1. Какое дерево является символом России? (Береза.)

2. Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки. (Лиственница.)

3. Это животное имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах. (Рысь.)

4. Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга.)

5. Хвойный лес. (Тайга.)

6. Хвойное дерево с плоскими хвоинками, а шишки торчат вверх. (Пихта.)

7. Живет в глуши лесной, и летом и зимой старательный работник, лесной носатый плотник. (Дятел.)

8. Хвойное дерево с короткими хвоинками, расположенными поодиночке. (Ель.)

9. Дерево с листьями в форме сердечка. (Липа.)

10. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка.)

11. Хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки длинные, сидят парами. (Сосна.)

Ключевые слова: БЕРЕГИТЕ ЛЕС.



Закрывают глаза и по музыке представляют окружающую картину.



Высказываются.



Мы отправляемся путешествовать по лесу.









Читают с доски:

1.Почему лес называют «легкие нашей планеты»? 2.Что заставляет людей вырубать леса?

3.Кто занимается незаконной охотой?

4.Отчего возникают пожары?

5.Куда занесены редкие животные и растения? 6.Зачем необходимо охранять и защищать лес? - Да!

- Да
















  1. Береза

  2. Лиственница

  3. Рысь

  4. Белка-летяга

  5. Тайга

  6. Пихта

  7. Дятел

  8. Ель

  9. Липа

  10. Кедровка

  11. Сосна

БЕРЕГИТЕ ЛЕС

















КУУД:

слушать и понимать речь других

4. Этап реализации построенного проекта

- Какое ключевое высказывание получили?


- А как вы думаете почему?

- Сегодня на уроке мы будем говорить об охране леса, о роли леса в жизни людей и о том, какую роль играет человек в жизни леса. Ведь лес от верхушек деревьев до земли заселен животными. А какое многообразие растений! И все это живет совместно, тесно связанно между собой и выполняет огромную работу. С помощью леса наша планета «дышит».


- Лесовичек привел нас к следующей тропинке, которая называется «Значение леса». Как вы думаете, какое задание на этой тропинке нам приготовлено?

- Открываем учебники на стр. 103. Как называется первый раздел, предложенный в учебнике?

(Чтение совместно с детьми)

(После прочтения совместно с учащимися составляется схема о значении леса)


- Так чем же является лес для человека?

(Открывается первая карточка – “Место отдыха)

- А почему лес – аптека?

(Открывается вторая карточка “источник лекарственных растений”)

- В лесу человек находит себе пищу.

(Открывается карточка “Источник чистой воды и пищи)

- А как лес может обогреть человека?

(Открывается карточка “Источник топлива”)

- А что у нас изготавливают из дерева? ( Открывается карточка «Источник древесины»)

- Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? Чем для них является лес? (открывается карточка «Дом для растений животных, грибов»)

- А для кого еще лес является домом?

- Посмотрите, сколько значений у леса, но это еще не все.

- Мы получили ключевое высказывание «Береги лес!»

Высказываются.














- Выяснить значение леса.





- Роль леса в природе и жизни людей.


Работа с книгой.

Самостоятельно читают и выделяют.




Лес – это место отдыха человека.


В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит.


РУУД:

определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;



ПУУД:

использовать различные способы обработки, анализа и представления информации

ПУУД:

строить монологическую речь в устной форме

Фузминутка




5.Этап первичного закрепления с проговариванием в речи;


Ребята, пока мы с вами отдыхали, Лесовичок прислал новое задание. На доске разбросаны фразы и нам нужно их собрать.

Значение Место для Источник чистой грибов, почв

леса отдыха человека Источник грибов лекарственных Источник Защитник Дом для топлива

пищи , водоемов воды Источник воздуха растений, ягод древесины животных растений


- Какие роли выполняет лес?


- Чем является лес для воздуха?

-Мы уже можем ответить на первый вопрос, который поставили в начале урока? Так почему лес называют «легкие нашей планеты»?


- Ребята, мы очень хорошо потрудились. Посмотрите, какая у нас получилась схема. (Лес – это дом, защитник, источник, аптека, место отдыха).


- Следующая тропинка, на которую привел нас лесовичек, называется «Экологические проблемы». Вспомните, что такое «экология»?

Дети рассказывают о экологических



-На этой тропинке мы поговорим об экологических проблемах и охране природы.

- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы?

- Давайте узнаем, о каких экологических проблемах сообщается в учебнике. Откройте стр. 104. (по очереди)

- Скажите, так какие экологические проблемы существуют?

- Можем мы ответить на вопросы, которые поставили в начале урока: Что заставляет людей вырубать леса? Кто занимается незаконной охотой?


- Все ли это проблемы или есть еще?

- Давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока: .Куда занесены редкие животные и растения? (иллюстрирование животных, растений и насекомых, занесенных в красную книгу)


-Часто из-за незнания природы или беспечности мы можем навредить лесу. Послушаете рассказ, найдите ошибки детей и объясните, к чему это может привести.

Рассказ:

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, не забыли и магнитофон!

Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: « Микробы все равно их разрушают!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школьный живой уголок. Мы уже порядочно устали. Постепенно начали набегать тучи, стало темно, засверкали молнии, загремел гром. Пошел сильный дождь. Но нам было уже не страшно – успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживленные, мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг, поперек проползла змея. «Это гадюка!» - закричала Маша и ударила ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке 2 желтых пятнышка. « Это не гадюка, - тихо сказала Маша, - Это уж!». «Все равно – гадина!» - ответил Петя.

С охапкой луговых цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!!!

(Игра с мячиком)

Будьте очень внимательны, я буду задавать вопрос и кидать клубок, тот кто его поймает ответит нам на вопрос.

- Какие ошибки совершили ребята?

- Можно было ехать в лес без учителя?

- Можно в лес брать магнитофон? А почему нельзя шуметь в лесу?

- Правильно ли ребята собирали грибы? Почему нельзя вырывать гриб с корнем, сбивать палками?


- Правильно ли ребята обращались с костром? Какую ошибку допустили? Давайте узнаем, как нужно правильно разводить костер. Откройте стр. 107. Прочитайте. Все ли правила соблюдали ребята? Можем мы ответить еще на один вопрос, который ставили в начале урока: Отчего возникают пожары?

- Можно ли наносить лесу такую рану?


- Правильно ли поступил Петя, выбросив мусор?


- Почему нельзя трогать яйца птиц?


- Правильно ли дети спрятались от дождя? Почему во время грозы нельзя прятаться под одиноко стоящее дерево?


- Какие правила необходимо соблюдать при виде змеи? Соблюдали ли эти правила ученики?

- Весело прошел день у ребят? Почему?

- Итак, так какие же экологические проблемы существуют?

( составление схемы)


незаконная охота

Проблемы леса вырубка леса

пожары

загрязнение леса

Человек дровами обогревает дом, а дрова – это деревья, которые растут в лесу.


Они там растут, это их дом.



Для птиц, животных, насекомых.








Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ.

Для воздуха лес – защитник.


Высказываются.






- Экология - это наука о нашем «доме», о Земле и о законах, по которым мы должны в нем жить. Слово «экология» образовалось от двух греческих слов: «экос» -дом, и «логос» - наука.



Высказываются.


Работа с учебником.


-Вырубка леса, незаконная охота.


- Если раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора (которым не уничтожить лесные массивы), то сейчас лесорубы работают бензопилами. Раньше людям казалось – лесов так много, что вырубить их все просто невозможно. Теперь стало ясно: леса в опасности!





- В Красную книгу.












Прочтение рассказа учителем.





































Высказываются.


- Нет.

- Магнитофон в лес брать нельзя. Шум нарушает тишину леса.

- Нет, не правильно! Если вырывать гриб с корнем, то нарушится корневая система и на этом месте больше не вырастет гриб. Они могли сбить палками съедобные грибы.

- Они оставили угли догорать, а нужно было потушить.


Работа с учебником.

- Очень опасно разведение костров в лесу. Одна маленькая искра или тлеющий уголёк могут вызвать пожар. Если и не возникает пожара, то всё равно от костра на земле останется некрасивое чёрное пятно — кострище. Оно не зарастает травой много лет.

- Разводя костёр, люди часто выбирают совсем неподходящее место: рядом с деревьями или там, где низко нависают ветки, где много сухой травы. Уходя, многие забывают погасить костёр или делают это кое-как, и огонь вновь разгорается. Всё это приводит к пожару.


- Одно из самых простых и важных правил: не оставляй в лесу мусора! Лес теряет свою красоту, если он захламлён. Об острое стекло или консервную банку может пораниться человек или даже животное. К тому же осколки стекла как бы собирают солнечные лучи, и от этого могут вспыхнуть сухие листья или травинки. Тогда в лесу начнётся пожар.


- Если потрогать яйца птиц, то птица к ним уже не подойдет и яйца останутся брошенными и погибнут.

- Нет, не правильно. Молния ударит в первую очередь в одиноко стоящее дерево, и ребята могли пострадать.

- Нельзя кричать, трогать ее, шевелиться.

Высказываются.

Перечисляют экологические проблемы, учитель составляет схему.



ПУУД:

использовать различные способы обработки, анализа и представления информации

ПУУД:

строить монологическую речь в устной форме

6.Этап включения в систему знаний и повторения;


-Итак, путешествуя по лесу с нашим Лесовичком, мы вышли на следующую тропинку, оторая называется «Выполняй-ка». Как вы думаете, что ждет нас на этой тропинке?

-на партах у вас лежат конверты с заданием. В каждом конверте мозаика сэкологическими знаками. Вам необходимо собрать мозаику и прокоментировать свою работу.



Высказываются.


Собирают экологические знаки, приклеивают части на лист, комментируют работы.







Выполняют задание.


ПУУД:

строить монологическую речь в устной форме


КУУД:

слушать и понимать речь других


-Можем мы ответить на последний, главный вопрос, который мы ставили в начале урока: Зачем необходимо охранять и защищать лес?

(Раздает карточки)

- Существуют лесные заповеди, которые должен знать и соблюдать каждый человек:

  • Лес – отец, и все лесные растения и животные – его дети.

  • Любовь к лесу, любовь ко всем его детям помогает узнавать их тайны и сложные законы, по которым они живут.

  • Научитесь ходить по лесу тихо, бесшумно.

  • Не гоняйтесь с сачком за понравившейся бабочкой, не сажайте в коробок полюбившегося красивого жука. Может быть, это последний экземпляр в вашем лесу.

  • Если вы найдете птичье гнездо с яйцами, ни в коем случае не трогайте их руками: после этого птица бросит гнездо и вся кладка погибнет.

  • Не нужно приносить из леса домой зайчат, ежей и других животных. Вы не сможете создать им такие же условия, какие у них были в родном лесу. Помните: животное – не игрушка, которую, наигравшись, можно отложить в сторону.

  • Помните: зимой для птиц настает голодное, лютое время. Не ждите весны, когда вывешиваются скворечники. Устраивайте в лесу, в садах, возле дома или даже у окна птичьи кормушки.

  • Почаще вспоминайте библейскую заповедь: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. И еще – НЕ УБИЙ.

- Чем нам помогут эти карточки в лесу?

Высказываются.



































ЛУУД:

проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности


- Итак, что нового вы узнали на уроке?

- что было наиболее интересным?

«Чемодан, мясорубка, корзина»

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Корзина – всё выброшу.

Мясорубка – информацию переработаю.



Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.


Высказываются.

ЛУУД: Внутренняя позиция школьника, на уровне положительного отношения к урокам математики, к школе, сотрудничество с учителем;

РУУД: Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Лес и человек

Автор: Кубинец Софья Андреевна. Методист Л.И Кравченко

Дата: 06.11.2016

Номер свидетельства: 355833

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Лес и человек" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-4-klassie-po-tiemie-lies-i-chieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "140773"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418018862"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Лес-наше богатство "
    ["seo_title"] => string(22) "lies-nashie-boghatstvo"
    ["file_id"] => string(6) "116286"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412398299"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока по окружающему миру по теме: "Лес-наше богатство" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-lies-nashie-boghatstvo"
    ["file_id"] => string(6) "116287"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412399574"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока "Человек – часть природы. Природа в опасности" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-chieloviek-chast-prirody-priroda-v-opasnosti"
    ["file_id"] => string(6) "237863"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444408788"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Технологическая карта организованной учебной деятельности  Тема: «Человек, природа,здоровье»"
    ["seo_title"] => string(104) "tiekhnologhichieskaia-karta-orghanizovannoi-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-tiema-chieloviek-priroda-zdorov-ie"
    ["file_id"] => string(6) "302125"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457070791"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства