| 3.Этап выявления места и причины затруднения 
 |  - Сегодня у нас не простой урок. Мы с вами  отправляемся в путешествие. А вот куда мы отправимся, вы должны разгадать! Закройте глаза, послушайте музыку и представьте картину по услышанному (учитель включает музыку со звуками леса, в это время открывает доску).  - Итак, какая картина возникла в голове при звуке музыки? Что вы представили? (спрашиваю 3-4 человек) Значит куда мы отправляемся в путешествие?  - Совершенно верно, ребята. Сегодня на уроке мы отправляемся путешествовать по лесу. Нас ждет много необычных тропинок, привалов и много интересного. А чтобы нам не заблудиться в лесу, к нам на помощь из леса пришел Лесовичек, который будет указывать путь и помогать справляться с трудными ситуациями.  - Лес это огромное богатство нашей планеты. Он таит в себе множество загадок и вопросов.     (Вопросы на слайде)  - Ребята, на какие вопросы нам необходимо ответить на уроке?  
  -Много испытаний нас ждет впереди?    - Отправляемся путешествовать по лесу?  
 
  
 
  Лесовичек предлагает нам разгадать кроссворд. Вопросы к кроссворду:  Разгадывание кроссворда.      1. Какое дерево является символом России? (Береза.)  2. Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки. (Лиственница.)  3. Это животное имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах. (Рысь.)  4. Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга.)  5. Хвойный лес. (Тайга.)  6. Хвойное дерево с плоскими хвоинками, а шишки торчат вверх. (Пихта.)  7. Живет в глуши лесной, и летом и зимой старательный работник, лесной носатый плотник. (Дятел.)  8. Хвойное дерево с короткими хвоинками, расположенными поодиночке. (Ель.)  9. Дерево с листьями в форме сердечка. (Липа.)  10. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка.)  11. Хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки длинные, сидят парами. (Сосна.)  Ключевые слова: БЕРЕГИТЕ ЛЕС. |  
  
  Закрывают глаза и по музыке представляют окружающую картину.  
  
  Высказываются.  
  
  Мы отправляемся путешествовать по лесу.  
  
  
  
  
  
  
  
  Читают с доски:  1.Почему лес называют «легкие нашей планеты»? 2.Что заставляет людей вырубать леса?    3.Кто занимается незаконной охотой?  4.Отчего возникают пожары?    5.Куда занесены редкие животные и растения? 6.Зачем необходимо охранять и защищать лес? - Да!    - Да 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  БерезаЛиственницаРысьБелка-летягаТайгаПихтаДятелЕльЛипаКедровкаСосна БЕРЕГИТЕ ЛЕС 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | КУУД: слушать и понимать речь других | 
  | 4. Этап реализации построенного проекта | - Какое ключевое высказывание получили?   
 - А как вы думаете почему? - Сегодня на уроке мы будем говорить об охране леса, о роли леса в жизни людей и о том, какую роль играет человек в жизни леса. Ведь лес от верхушек деревьев до земли заселен животными. А какое многообразие растений! И все это живет совместно, тесно связанно между собой и выполняет огромную работу. С помощью леса наша планета «дышит».   
 - Лесовичек привел нас к следующей тропинке, которая называется «Значение леса». Как вы думаете, какое задание на этой тропинке нам приготовлено? - Открываем учебники на стр. 103. Как называется первый раздел, предложенный в учебнике? (Чтение совместно с детьми) (После прочтения совместно с учащимися составляется схема о значении леса) 
 - Так чем же является лес для человека?  (Открывается первая карточка – “Место отдыха) - А почему лес – аптека?  (Открывается вторая карточка “источник лекарственных растений”) - В лесу человек находит себе пищу. (Открывается карточка “Источник чистой воды и пищи) - А как лес может обогреть человека?  (Открывается карточка “Источник топлива”) - А что у нас изготавливают из дерева? ( Открывается карточка «Источник древесины») - Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? Чем для них является лес? (открывается карточка «Дом для растений животных, грибов»)   - А для кого еще лес является домом? - Посмотрите, сколько значений у леса, но это еще не все.   | - Мы получили ключевое высказывание «Береги лес!» Высказываются. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Выяснить значение леса. 
 
 
 
 - Роль леса в природе и жизни людей. 
 Работа с книгой. Самостоятельно читают и выделяют. 
 
 
 Лес – это место отдыха человека. 
 В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит. 
 | РУУД: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; 
 
 ПУУД: использовать различные способы обработки, анализа и представления информации ПУУД: строить монологическую речь в устной форме | 
  | 5.Этап первичного закрепления с проговариванием в речи; 
 | Ребята, пока мы с вами отдыхали, Лесовичок прислал новое задание. На доске разбросаны фразы и нам нужно их собрать. Значение Место для Источник чистой грибов, почв  леса отдыха человека Источник грибов лекарственных Источник Защитник Дом для топлива  пищи , водоемов воды Источник воздуха растений, ягод древесины животных растений     
 - Какие роли выполняет лес? 
 - Чем является лес для воздуха? -Мы уже можем ответить на первый вопрос, который поставили в начале урока? Так почему лес называют «легкие нашей планеты»? 
 - Ребята, мы очень хорошо потрудились. Посмотрите, какая у нас получилась схема. (Лес – это дом, защитник, источник, аптека, место отдыха). 
 - Следующая тропинка, на которую привел нас лесовичек, называется «Экологические проблемы». Вспомните, что такое «экология»? Дети рассказывают о экологических   
 
 -На этой тропинке мы поговорим об экологических проблемах и охране природы. - А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы? - Давайте узнаем, о каких экологических проблемах сообщается в учебнике. Откройте стр. 104. (по очереди) - Скажите, так какие экологические проблемы существуют?   - Можем мы ответить на вопросы, которые поставили в начале урока: Что заставляет людей вырубать леса? Кто занимается незаконной охотой? 
 - Все ли это проблемы или есть еще?   - Давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока: .Куда занесены редкие животные и растения? (иллюстрирование животных, растений и насекомых, занесенных в красную книгу) 
 -Часто из-за незнания природы или беспечности мы можем навредить лесу. Послушаете рассказ, найдите ошибки детей и объясните, к чему это может привести. Рассказ: За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, не забыли и магнитофон! Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками. Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: « Микробы все равно их разрушают!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школьный живой уголок. Мы уже порядочно устали. Постепенно начали набегать тучи, стало темно, засверкали молнии, загремел гром. Пошел сильный дождь. Но нам было уже не страшно – успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. Оживленные, мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг, поперек проползла змея. «Это гадюка!» - закричала Маша и ударила ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке 2 желтых пятнышка. « Это не гадюка, - тихо сказала Маша, - Это уж!». «Все равно – гадина!» - ответил Петя. С охапкой луговых цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!!! (Игра с мячиком) Будьте очень внимательны, я буду задавать вопрос и кидать клубок, тот кто его поймает ответит нам на вопрос. - Какие ошибки совершили ребята? - Можно было ехать в лес без учителя? - Можно в лес брать магнитофон? А почему нельзя шуметь в лесу? - Правильно ли ребята собирали грибы? Почему нельзя вырывать гриб с корнем, сбивать палками? 
 - Правильно ли ребята обращались с костром? Какую ошибку допустили? Давайте узнаем, как нужно правильно разводить костер. Откройте стр. 107. Прочитайте. Все ли правила соблюдали ребята? Можем мы ответить еще на один вопрос, который ставили в начале урока: Отчего возникают пожары?   - Можно ли наносить лесу такую рану? 
 - Правильно ли поступил Петя, выбросив мусор? 
 - Почему нельзя трогать яйца птиц? 
 - Правильно ли дети спрятались от дождя? Почему во время грозы нельзя прятаться под одиноко стоящее дерево? 
 - Какие правила необходимо соблюдать при виде змеи? Соблюдали ли эти правила ученики? - Весело прошел день у ребят? Почему? - Итак, так какие же экологические проблемы существуют?  ( составление схемы) 
  незаконная охота Проблемы леса вырубка леса  пожары  загрязнение леса | Человек дровами обогревает дом, а дрова – это деревья, которые растут в лесу. 
 Они там растут, это их дом.   
 
 Для птиц, животных, насекомых. 
 
 
 
 
 
 
 Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Для воздуха лес – защитник. 
 Высказываются. 
 
 
 
 
 - Экология - это наука о нашем «доме», о Земле и о законах, по которым мы должны в нем жить. Слово «экология» образовалось от двух греческих слов: «экос» -дом, и «логос» - наука. 
 
 Высказываются. 
 Работа с учебником. 
 -Вырубка леса, незаконная охота. 
 - Если раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора (которым не уничтожить лесные массивы), то сейчас лесорубы работают бензопилами. Раньше людям казалось – лесов так много, что вырубить их все просто невозможно. Теперь стало ясно: леса в опасности! 
 
 
 
 - В Красную книгу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Прочтение рассказа учителем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Высказываются. 
 - Нет. - Магнитофон в лес брать нельзя. Шум нарушает тишину леса.   - Нет, не правильно! Если вырывать гриб с корнем, то нарушится корневая система и на этом месте больше не вырастет гриб. Они могли сбить палками съедобные грибы. - Они оставили угли догорать, а нужно было потушить. 
 Работа с учебником. - Очень опасно разведение костров в лесу. Одна маленькая искра или тлеющий уголёк могут вызвать пожар. Если и не возникает пожара, то всё равно от костра на земле останется некрасивое чёрное пятно — кострище. Оно не зарастает травой много лет.   - Разводя костёр, люди часто выбирают совсем неподходящее место: рядом с деревьями или там, где низко нависают ветки, где много сухой травы. Уходя, многие забывают погасить костёр или делают это кое-как, и огонь вновь разгорается. Всё это приводит к пожару.   
 - Одно из самых простых и важных правил: не оставляй в лесу мусора! Лес теряет свою красоту, если он захламлён. Об острое стекло или консервную банку может пораниться человек или даже животное. К тому же осколки стекла как бы собирают солнечные лучи, и от этого могут вспыхнуть сухие листья или травинки. Тогда в лесу начнётся пожар. 
 - Если потрогать яйца птиц, то птица к ним уже не подойдет и яйца останутся брошенными и погибнут.   - Нет, не правильно. Молния ударит в первую очередь в одиноко стоящее дерево, и ребята могли пострадать. - Нельзя кричать, трогать ее, шевелиться. Высказываются. Перечисляют экологические проблемы, учитель составляет схему. | 
 
 ПУУД: использовать различные способы обработки, анализа и представления информации ПУУД: строить монологическую речь в устной форме |