3.Этап выявления места и причины затруднения | - Сегодня у нас не простой урок. Мы с вами отправляемся в путешествие. А вот куда мы отправимся, вы должны разгадать! Закройте глаза, послушайте музыку и представьте картину по услышанному (учитель включает музыку со звуками леса, в это время открывает доску). - Итак, какая картина возникла в голове при звуке музыки? Что вы представили? (спрашиваю 3-4 человек) Значит куда мы отправляемся в путешествие? - Совершенно верно, ребята. Сегодня на уроке мы отправляемся путешествовать по лесу. Нас ждет много необычных тропинок, привалов и много интересного. А чтобы нам не заблудиться в лесу, к нам на помощь из леса пришел Лесовичек, который будет указывать путь и помогать справляться с трудными ситуациями. - Лес это огромное богатство нашей планеты. Он таит в себе множество загадок и вопросов. (Вопросы на слайде) - Ребята, на какие вопросы нам необходимо ответить на уроке? -Много испытаний нас ждет впереди? - Отправляемся путешествовать по лесу?
Лесовичек предлагает нам разгадать кроссворд. Вопросы к кроссворду: Разгадывание кроссворда. 1. Какое дерево является символом России? (Береза.) 2. Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки. (Лиственница.) 3. Это животное имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах. (Рысь.) 4. Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга.) 5. Хвойный лес. (Тайга.) 6. Хвойное дерево с плоскими хвоинками, а шишки торчат вверх. (Пихта.) 7. Живет в глуши лесной, и летом и зимой старательный работник, лесной носатый плотник. (Дятел.) 8. Хвойное дерево с короткими хвоинками, расположенными поодиночке. (Ель.) 9. Дерево с листьями в форме сердечка. (Липа.) 10. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка.) 11. Хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки длинные, сидят парами. (Сосна.) Ключевые слова: БЕРЕГИТЕ ЛЕС. | Закрывают глаза и по музыке представляют окружающую картину. Высказываются. Мы отправляемся путешествовать по лесу. Читают с доски: 1.Почему лес называют «легкие нашей планеты»? 2.Что заставляет людей вырубать леса? 3.Кто занимается незаконной охотой? 4.Отчего возникают пожары? 5.Куда занесены редкие животные и растения? 6.Зачем необходимо охранять и защищать лес? - Да! - Да Береза Лиственница Рысь Белка-летяга Тайга Пихта Дятел Ель Липа Кедровка Сосна БЕРЕГИТЕ ЛЕС | КУУД: слушать и понимать речь других |
4. Этап реализации построенного проекта | - Какое ключевое высказывание получили? - А как вы думаете почему? - Сегодня на уроке мы будем говорить об охране леса, о роли леса в жизни людей и о том, какую роль играет человек в жизни леса. Ведь лес от верхушек деревьев до земли заселен животными. А какое многообразие растений! И все это живет совместно, тесно связанно между собой и выполняет огромную работу. С помощью леса наша планета «дышит». - Лесовичек привел нас к следующей тропинке, которая называется «Значение леса». Как вы думаете, какое задание на этой тропинке нам приготовлено? - Открываем учебники на стр. 103. Как называется первый раздел, предложенный в учебнике? (Чтение совместно с детьми) (После прочтения совместно с учащимися составляется схема о значении леса) - Так чем же является лес для человека? (Открывается первая карточка – “Место отдыха) - А почему лес – аптека? (Открывается вторая карточка “источник лекарственных растений”) - В лесу человек находит себе пищу. (Открывается карточка “Источник чистой воды и пищи) - А как лес может обогреть человека? (Открывается карточка “Источник топлива”) - А что у нас изготавливают из дерева? ( Открывается карточка «Источник древесины») - Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? Чем для них является лес? (открывается карточка «Дом для растений животных, грибов») - А для кого еще лес является домом? - Посмотрите, сколько значений у леса, но это еще не все. | - Мы получили ключевое высказывание «Береги лес!» Высказываются. - Выяснить значение леса. - Роль леса в природе и жизни людей. Работа с книгой. Самостоятельно читают и выделяют. Лес – это место отдыха человека. В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит. | РУУД: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; ПУУД: использовать различные способы обработки, анализа и представления информации ПУУД: строить монологическую речь в устной форме |
5.Этап первичного закрепления с проговариванием в речи; | Ребята, пока мы с вами отдыхали, Лесовичок прислал новое задание. На доске разбросаны фразы и нам нужно их собрать. Значение Место для Источник чистой грибов, почв леса отдыха человека Источник грибов лекарственных Источник Защитник Дом для топлива пищи , водоемов воды Источник воздуха растений, ягод древесины животных растений - Какие роли выполняет лес? - Чем является лес для воздуха? -Мы уже можем ответить на первый вопрос, который поставили в начале урока? Так почему лес называют «легкие нашей планеты»? - Ребята, мы очень хорошо потрудились. Посмотрите, какая у нас получилась схема. (Лес – это дом, защитник, источник, аптека, место отдыха). - Следующая тропинка, на которую привел нас лесовичек, называется «Экологические проблемы». Вспомните, что такое «экология»? Дети рассказывают о экологических -На этой тропинке мы поговорим об экологических проблемах и охране природы. - А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы? - Давайте узнаем, о каких экологических проблемах сообщается в учебнике. Откройте стр. 104. (по очереди) - Скажите, так какие экологические проблемы существуют? - Можем мы ответить на вопросы, которые поставили в начале урока: Что заставляет людей вырубать леса? Кто занимается незаконной охотой? - Все ли это проблемы или есть еще? - Давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока: .Куда занесены редкие животные и растения? (иллюстрирование животных, растений и насекомых, занесенных в красную книгу) -Часто из-за незнания природы или беспечности мы можем навредить лесу. Послушаете рассказ, найдите ошибки детей и объясните, к чему это может привести. Рассказ: За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, не забыли и магнитофон! Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками. Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: « Микробы все равно их разрушают!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школьный живой уголок. Мы уже порядочно устали. Постепенно начали набегать тучи, стало темно, засверкали молнии, загремел гром. Пошел сильный дождь. Но нам было уже не страшно – успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. Оживленные, мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг, поперек проползла змея. «Это гадюка!» - закричала Маша и ударила ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке 2 желтых пятнышка. « Это не гадюка, - тихо сказала Маша, - Это уж!». «Все равно – гадина!» - ответил Петя. С охапкой луговых цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!!! (Игра с мячиком) Будьте очень внимательны, я буду задавать вопрос и кидать клубок, тот кто его поймает ответит нам на вопрос. - Какие ошибки совершили ребята? - Можно было ехать в лес без учителя? - Можно в лес брать магнитофон? А почему нельзя шуметь в лесу? - Правильно ли ребята собирали грибы? Почему нельзя вырывать гриб с корнем, сбивать палками? - Правильно ли ребята обращались с костром? Какую ошибку допустили? Давайте узнаем, как нужно правильно разводить костер. Откройте стр. 107. Прочитайте. Все ли правила соблюдали ребята? Можем мы ответить еще на один вопрос, который ставили в начале урока: Отчего возникают пожары? - Можно ли наносить лесу такую рану? - Правильно ли поступил Петя, выбросив мусор? - Почему нельзя трогать яйца птиц? - Правильно ли дети спрятались от дождя? Почему во время грозы нельзя прятаться под одиноко стоящее дерево? - Какие правила необходимо соблюдать при виде змеи? Соблюдали ли эти правила ученики? - Весело прошел день у ребят? Почему? - Итак, так какие же экологические проблемы существуют? ( составление схемы) незаконная охота Проблемы леса вырубка леса пожары загрязнение леса | Человек дровами обогревает дом, а дрова – это деревья, которые растут в лесу. Они там растут, это их дом. Для птиц, животных, насекомых. Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Для воздуха лес – защитник. Высказываются. - Экология - это наука о нашем «доме», о Земле и о законах, по которым мы должны в нем жить. Слово «экология» образовалось от двух греческих слов: «экос» -дом, и «логос» - наука. Высказываются. Работа с учебником. -Вырубка леса, незаконная охота. - Если раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора (которым не уничтожить лесные массивы), то сейчас лесорубы работают бензопилами. Раньше людям казалось – лесов так много, что вырубить их все просто невозможно. Теперь стало ясно: леса в опасности! - В Красную книгу. Прочтение рассказа учителем. Высказываются. - Нет. - Магнитофон в лес брать нельзя. Шум нарушает тишину леса. - Нет, не правильно! Если вырывать гриб с корнем, то нарушится корневая система и на этом месте больше не вырастет гриб. Они могли сбить палками съедобные грибы. - Они оставили угли догорать, а нужно было потушить. Работа с учебником. - Очень опасно разведение костров в лесу. Одна маленькая искра или тлеющий уголёк могут вызвать пожар. Если и не возникает пожара, то всё равно от костра на земле останется некрасивое чёрное пятно — кострище. Оно не зарастает травой много лет. - Разводя костёр, люди часто выбирают совсем неподходящее место: рядом с деревьями или там, где низко нависают ветки, где много сухой травы. Уходя, многие забывают погасить костёр или делают это кое-как, и огонь вновь разгорается. Всё это приводит к пожару. - Одно из самых простых и важных правил: не оставляй в лесу мусора! Лес теряет свою красоту, если он захламлён. Об острое стекло или консервную банку может пораниться человек или даже животное. К тому же осколки стекла как бы собирают солнечные лучи, и от этого могут вспыхнуть сухие листья или травинки. Тогда в лесу начнётся пожар. - Если потрогать яйца птиц, то птица к ним уже не подойдет и яйца останутся брошенными и погибнут. - Нет, не правильно. Молния ударит в первую очередь в одиноко стоящее дерево, и ребята могли пострадать. - Нельзя кричать, трогать ее, шевелиться. Высказываются. Перечисляют экологические проблемы, учитель составляет схему. | ПУУД: использовать различные способы обработки, анализа и представления информации ПУУД: строить монологическую речь в устной форме |